Мегалитические сооружения мальты. Храмы мальты. Таинственные борозды острова Мальта

Давно собирался съездить отснять мегалитические храмы Мальты. Наконец этим летом подвернулась неделя, которую я и потратил на получение дозы средиземноморской солнечной радиации, купание в васильково-синих волнах и посещение поросших репьем мест, само название которых стерлось из человеческой памяти уже тогда, когда греческие братки отправлялись "ставить на понятия" властителей Трои.

Мегалитические храмы Мальты - официально признанные самые древние каменные постройки на земле (по крайней мере - из кое-как дошедших до наших дней). Они внесены в список мировоого наследия ЮНЕСКО.
Всего на Мальте сохранились остатки свыше 50 храмов, построек, различных конструкций (например, высеченных в камне цистерн для хранения воды) и поселений эпохи неолита разной сохранности.

Подавляющее большинство их было открыто в начале ХХ в., либо на протяжении столетия, до 1974 г., т.е. в тот период, когда Мальта была колонией Великобритании. Раскопки на острове проводятся и сейчас - ими занимается Heritage Malta - ведомство Культурного наследия Мальты. В последние годы они в основном сосредоточились на "докопках" найденных ранее памятниках, консервации и организации посещения мест туристами.

Археологией неолита Мальты занимались: Темистоколис Заммит (1864-1935) - провёл раскопки важнейших археологических памятников Мальты: гипогея Хал-Сафлиени и мегалитических храмов Таршиен, Хаджар-Ким и Мнайдры), Джон Дэвид Эванс (1925—2011), профессор археологии в Лондоне, проводивший раскопки храмов Мальты в 1940-50-е гг. Установил археологическую периодизацию памятников Мальты), Дэвид Трамп (ассистент Джона Эванса, руководил раскопками Скорбы (1958-1963), круга Хаджра (Xag"ra Circle) (1986-1994), с 1958 по 1963 гг. - куратор археологии в Национальном музее Мальты. Уточнил периодизацию мальтийских неолитических культур методом радиоуглеродной датировки), Антони Боннано (занимается раскопками на Мальте с 1971 г. профессор Мальтийского университета, вице-президент Археологического общества Мальты) и другие исследователи.

Официально признанных ЮНЕСКО мировым наследием построек 6. Это: Хаф-Сафлиени (известный также как Гипогей), Таршиен (оба - в центре острова, в городе Паола), Хаджар-Ким и Мнайдра (оба - на юге острова, близ города Зурриек), Та-Хаждрат (на западе острова) и Джгантия (на острове Гозо). Остальные не вошли в лист ЮНЕСКО из-за плохой сохранности. в Википедии можно найти более-менее полную информацию обо всех шести храмах и истории их открытия.

По непонятной лично для меня причине, история искусства Европы в российских учебниках и энциклопедиях начинается искусством Крита (ок. 2200-1600 г. до н.э.), т.е. эпохой развитой бронзы. И это несмотря на то, что уже в 1910-х гг. храмы Мальты были хорошо известны в мире, а начиная с 1960-х увидела свет массовая научная публикация результатов их раскопок.

По мере своих скромных возможностей мне хотелось бы исправить это нелепое недоразумение. Ведь архитектурные памятники Мальты на 300-800 лет древнее египетских пирамид на плато Гизе и в Саккаре и на 1000-1500 лет древнее Стоунхенджа и первых зданий Крита. Между тем, мальтийские постройки калибруются в пределах 3600-2500 гг. до Р.Х., причем древнейшие из храмовых построек каждого из памятников были созданы в 3600-3100 гг. Нигде больше в мире не сохранилось образцов столь древней архитектуры. Причем, нужно понимать, что все они были построены в эпоху неолита, то есть каменными, костяными и роговыми орудиями без использования металла (бронза на Мальте появилась поздно - лишь ок. 2500 г. до Р.Х.). А между тем некоторые плиты, составляющие храмовые стены, имеют до 20 тонн (самая крупная - 50 тонн). По совокупности всех этих причин ЮНЕСКО признало постройки Мальты уникальными.

За свою поездку мне удалось посетить 4 из 6 наиболее хорошо сохранившихся памятников: Хаф-Сафлиени, Таршиен, Хаджар-Ким и Мнайдру. В этом посте поделюсь фотографиями двух последних.

Хочу обратить внимание читателей на то, что в храмовых комплексах Мальты периода неолита уже присутствуют принципы и элементы архитектуры, которые впоследствии лягут в основу всех строений земного шара. Это:

Принципы:
-монументальность, т.е. нацеленность на доминирование над окружающим ландшафтом.
планировка строения - у всех построек - очень схожая (о ней отдельно)
-симметрия (относительно центральнйо оси все храмы симметричны, насколько это было возможно в ту эпоху)
-стремление сделать пространство геометрически правильным (углы: плиты стесывали до прямых углов, закругления построек делались по эстетически красивой дуге)
-стандартный размер блоков, используемый для постройки одного архитектруного элемента (например, столбы, составляющие входы, одинакового размера и формы с обеих сторон входа)
-использование разнотипных блоков для разных элементов конструкции (больших блоков - для опор и колонн, меньших - для перекрытия, еще меньших - для кладки стен и плоских и тонких - для укладки пола)
-разделение общего комплекса на комнаты различного размера, формы и назначения.
-наличие модели храма, по которой он строился (несколько таких моделей найдены и хранятся в Археологическом музее Валетты).
-украшение архитектурных элементов (орнамент баз-архитравов визуально выделяет эти элементы в общей конструкции).

Элементы:
прямоугольные в сечении колонны
перекрытия
базы, на которые впоследствии устанавливались стены и колонны
мощеный плитами пол
маленькие прямоугольные окна, прорубленные прямо в толще несущих плит
крыша, составленная из больших перекрывающих блоков
фасад, оформленный архитравом, серией колонн (столбов) и антаблементом-перекрытием.
этажность (все храмы были одноэтажными, но стены имеют 2-3 вертикальные секции, разделяющие их на небольшие комнаты)
наличие "вентиляционных коробов" в толщах стен (элементы непонятного мне назначения, о которых я не встретил информации ни в одном издании и о которых я скажу позже).

Наличие всех этих элементов в развитом виде в конструкциях Мальты заставляет предположить привнесение всего архитектруного комплекса извне.
Между тем, неуверенность, корявость, с которой постройки исполнены свидетельствует о том, что эти архитектруные формы в период неолита лишь формировались и строители-архитекторы набирались знаний и опыта, которые позднее воплотились в постройках Гизе, Саккара, Сицилии и Кносса.

Здесь расскажу лишь о двух стоящих рядом храмах - Хаджар-Ким и Мнайдра. Оба сооружены в промежутке 3600-2500 гг., постоянно достраивались. В плане храмы представляют собой сложные симметричные закругленные формы: Считается, что храмы имеют такую сложную форму (ее называют иногда формой клевера или четырехлистника) потому, что в плане копируют пышный женский силуэт, а в самих храмах во множестве были обнарцжены как раз подобные пышнотелые женские фигурки.
Прямо-таки идеальные женские формы.

В общем, историки подозревают мальтийцев в поклонении богине-матери, а архитекторы - в сложных символических аллюзиях.

Теперь позвольте немного о самих храмах.

Мнайдра расположена примерно в 500 метрах на запад от Хаджар-Ким (билет сейчас продают общий в оба храма и вход тоже общий) и построена, как считается, примерно тогда же. Раскопки храмов в Мнайдре проводились под руководством Дж. Вэнса в 1840 г., всего через год после открытия Хаджар-Кима. В 1871 году Джеймс Фергюссон составил первый план сооружений в Мнайдре, который содержал большое количество ошибок. В 1901 г. д-р Альберт Майр составил первый точный план, основанный на его собственных исследованиях. В 1910 г. д-р Томас Эшби провёл дополнительные раскопки и собрал важные артефакты. При раскопках в 1949 г. были обнаружены две небольших статуи, две больших чаши, орудия и один большой круглый камень, который, вероятно, использовался для перемещения блоков храма. В 1992 ЮНЕСКО включила Мегалитические храмы Мальты, в том числе Мнайдру, в список Всемирного наследия. Мнайдра состоит из блоков кораллового известняка — гораздо более твёрдого, чем глобигериновый известняк, использованный для сооружения храма Хаджар-Ким. Мнайдра выложена методом ступенчатой кладки из небольших камней, а также содержит балочно-стоечные конструкции из крупных плит известняка. Планировка Мнайдры в виде клеверного листа выглядит более правильной, чем у храма Хаджар-Ким, и напоминает более ранний комплекс Джгантия.

Этот храм первоначально, по-видимому, имел сводчатый потолок, однако в настоящее время сохранилось лишь основание потолка на вершинах стен. Камни, служащие к качестве опорных столбов, были украшены отверстиями, просверленными в виде горизонтальных рядов на внутренней поверхности. Средний храм был сооружен в поздний Таршиенский период (3150 — 2500 гг. до н. э.) и является самым молодым из зданий комплекса Мнайдра. Он состоит из каменных плит, на вершинах которых расположены горизонтальные ряды камней. Нижний храм, сооружённый в ранний Таршиенский период, является наиболее впечатляющим из всех мальтийских мегалитических храмов. Перед ним были расположены просторный передний двор с каменными скамьями, входной коридор, образованный горизонтальными плитами, одна из которых сохранилась, а также остатки крыши. Храм украшен спиралевидными вырезанными узорами и зубцами, в плитах вырезаны окна. Самый нижний из храмов имеет астрономическую ориентировку и предположительно использовался с астрономическими или календарными целями. Во время весеннего и осеннего равноденствий солнечный свет просвечивает через главный портал и освещает основную ось здания. Во время солнцестояния солнечный свет освещает края мегалитов слева и справа от портала. Несмотря на отсутствие письменных источников, которые могли бы рассказать о назначении сооружений, археологи сделали выводы о назначении храмов, исходя из обнаруженных в них церемониальных объектов: жертвенных кремневых ножей и отверстий для канатов, видимо, для удержания жертвенных животных (поскольку там же обнаружены различные кости животных). На одной из стен храма Мнайдры был обнаружен рисунок, изображающий храм покрытый крышей, по всей видимости, из подобных каменных плит. внутри стен (!)

Загадочный Мальтийский архипелаг в Средиземном море - одно из самых популярных мест отдыха путешественников из разных стран. И дело не только в пляжах Мальты или в ее непосредственной связи с рыцарями-тамплиерами и их несметными богатствами, просто, тут находятся грандиозные достопримечательности исторического значения – старейшие мегалитические храмы и религиозные святилища. Причем, все эти старинные сооружения овеяны тайной и множеством загадок, ответ на которые до сих пор не могут разгадать ученые. Никто не знает, кто построил древние мегалитические храмы, с помощью каких неизвестных машин или инструментов им удалось установить такие громады и куда делись эти строители? От умелых мастеров старины остались лишь их святилища, хорошо сохранившиеся по сегодняшний день.

Ученые предполагают, что цивилизация древних мальтийских строителей проживала не меньше семи тысячелетий назад, имела неолитическую культуру и возводила гигантские строения из камня. Древнейшие рукотворные религиозные объекты Мальты старше знаменитых египетских пирамид на тысячу лет. Мегалитические храмы представляют из себя сооружения, собранные из каменных глыб, огромных размеров, по форме эти святилища похожи на распустившийся цветок, а по факту – это «кромлехи» – круговые композиции, созданные посредством вертикальной установки плит. Интересно то, что все мальтийские храмы и древние катакомбы, возводились без использования цементирующих растворов, из одних только частично обработанных вручную камней. Эти блоки из камней по своему весу достигают пятидесяти тонн, а по высоте превышают восемь метров. Что вызывает массу вопросов, в том числе: как удалось островитянам Мальты с их примитивными орудиями создать масштабный и грандиозный архитектурный мегалитический ансамбль? Загадок и нестыковок так много, что некоторые ученые даже озвучивают версию об инопланетном происхождении этих строителей.

Небольшое средиземноморское государство, которое можно объехать за день, что очень привлекательно для туристов. Кроме того, тут весьма развитая инфраструктура, позволяющая быстро и без проблем добраться до любых исторических объектов. Всего на Мальте на сегодняшний день нашли двадцать три древних мегалитических храма-святилища. Но, к сожалению, многие из них плохо сохранились, так как веками, местные крестьяне разбирали их стены для своих строительных и хозяйственных нужд. Вот почему мальтийские религиозные мегалитические храмы, в большинстве своем, можно увидеть, как развалины, но и те поражают своими размерами и размахом задумки строителей. Каждое древнее святилище Мальты возведено в определенную эпоху. Но даже после появления новых храмов, в старых сооружениях продолжали хоронить людей. Все мегалитические постройки Мальты строились по одному принципу: по центру были гробницы, вокруг которых стояли храмы. До наших дней неплохо сохранились несколько мегалитических храмов: Джгантия, Хагар Квим, Мнайдра, Таршьен, Мджарр, Скроба, Гипогей Хал-Сафлиени, Ар Далам.

Древние сооружения Мальты – величественные и мощные, и даже скорее грубые, но с романтичным налетом тысячелетий, имеют неповторимый вид. Неизвестные строители мальтийских храмов делали мегалиты не в любом месте, их сооружение и расположение на местности, имели определенную привязку. Строительство на Мальте велось согласно определенного свода правил, созданных по типу китайского учения о гармонизации пространства - «фэн-шуй», кроме того, мегалитические святилища скрывали в своем расположении и привязку к звездному небу. В мегалитическом комплексе Мнайдра все строения связаны с астрономическими явлениями: зимнее и летнее солнцестояния, а также днями равноденствия.

– находятся на территории небольшого мальтийского поселения, славящегося красивыми пасторальными пейзажами, многочисленными виноградниками, фермами, где производят натуральные продукты сельского хозяйства. Тут находятся сразу две доисторические мегалитические достопримечательности Мальты: храмовый комплекс Та’ Хаджрат и комплекс эпохи неолита Скроба. В этих местах ученым удалось сделать массу интереснейших археологических находок. Храмы небольшие по размеру, но важные с точки зрения истории. Это древнейшие постройки острова Гозо времен неолита. Руины мегалита Та-Хаджрат – «Ta"Hagrat» датированы 3600-3000 годами до нашей эры. В километре находится другой мегалитический комплекс Скорба – «Skorba», датированный 4400-3000 годами до нашей эры. Эти сооружения были найдены учеными недавно в шестидесятых годах двадцатого века. Пока информации о них собрано мало, но известно, что в неолите тут располагались древнейшие поселения Мальты.

– был построен в месте сегодняшнего населенного пункта Паола, на территории Мальты шесть тысяч лет назад. Это уникальное подземное религиозное святилище – самый древний храм мира. К счастью для современников, он неплохо сохранился. Но чтобы храмовый комплекс простоял и далее, количество человек, посещающих его с экскурсиями, строго ограничено. В день Гипогей Хал-Сафлиени могут посмотреть не больше восьмидесяти туристов. Вот почему путешественники, планирующие , бронируют эту экскурсию в Гипогеи заблаговременно. Гипогеи, как и другие мегалитические мальтийские храмы возводили на века, а, чтобы гарантировать эту сохранность, святилища строили под землей. По функциональности, это скорее не храмовый комплекс, а некрополь – многовековая усыпальница для местных жителей. Храм Хал-Сафлиени имеет множество коридоров, гротов, комнат, они делятся на три яруса. Тут больше тридцати залов, камер, ниш разных размеров и форм, причем, самым глубоким помещением нижнего яруса является коридор, уходящий под землю на десять метров. Стены комнат среднего уровня очень гладкие, ученые предположили, что это каменная кладка. Кроме того, их заинтересовал орнамент, украшающий все залы комплекса, выполненный красной охрой: это узоры в виде спирали - символ процветания и бесконечности жизни. Общая площадь Гипогеи – четыреста восемьдесят квадратных метров. За долгие века здесь были похоронены, примерно, тридцать тысяч человек. Гипогей Хал-Сафлиени был обнаружен в начале двадцатого века, его сразу назвали самым необычным образцом подземной архитектуры Мальты. При раскопках ученые обнаружили уникальные археологические находки: кости, керамику, каменные и деревянные фигурки животных, миниатюрные статуэтки, женские украшения, - все это перевернуло представление современных людей об островитянах-мальтийцах древности. Раскопки пещеры Гипогей Хал-Сафлиени идут до сих, постоянно радуя ученых-археологов новыми находками.

– находится на острове Гозо. Это самое древнее мегалитическое святилище, состоящее из двух храмов. Джгантия по форме схожа с листом клевера, что символизирует культ плодородия, о чем говорят и обнаруженные учеными статуэтки, при проведении раскопок. От самого крупного храма остались только шестиметровые руины фасада, но и они свидетельствуют о былом величии мегалита в давние времена. Особенно если учитывать то, что подобные религиозные объекты строили в условиях каменного века. Храм имеет циклопическую кладку, то есть, когда камни удерживаются под собственным весом. Тут можно увидеть алтарь и священные места-жертвенники, над ними приносимых в дар богам животных подвешивали, пуская им кровь. Е на входе в храм ванночки-углубления, чтобы прихожане могли омывать ноги, перед тем как зайти в святилище. С другим храмом он объединен одной общей стеной. Храмы ограждены крупными камнями, многие из которых весят не меньше пятидесяти тонн. Древнее мегалитическое святилище Джгантия было обнаружено в девятнадцатом веке.

– самый крупный и хорошо сохранившийся религиозный комплекс Мальты, расположенный в пятнадцати километрах от столицы страны – Валетты. Это просторное святилище на холме, состоит из трех храмов, огражденных камнями. Ученые отыскали на вершине холма овальные известняковые плиты, декорированные изящным орнаментом, а также статуэтки - фигурки животных и идолы-божки, сделанные из кремния. Этот мегалит Мальты также, как и многие другие, имеет форму листа клевера, а, значит, он посвящен культу плодородия. К большому удивлению археологов, храм Хаджар Квим дошел до наших дней практически в своем первозданном виде.

– он состоит из трех храмов и заслуженно считается самым лучшим образчиком древней мальтийской архитектуры. Много тысячелетий назад рядом со входом в это святилище располагалась статуя древней местночтимой богини. Эта статуя была около трех метров в высоту, на сегодняшний день от нее осталась только нижняя часть – босые ноги и часть плиссированной юбки, но это копия, а оригинал находится в музее столичного города Валетта. Мегалитический комплекс Таршьен – самый сложный архитектурный объект, несмотря на то, что он плохо сохранился, неизменно впечатляет путешественников, приезжающих на Мальту, отточенным мастерством и талантом древних зодчих: загадочные кромлехи, имеют идеальные и выверенные детали. Нижний храм мегалитического комплекса говорит нам о том, что строители-мальтийцы имели представления об астрономических явлениях: так как каждый год в сентябре и в марте солнечные лучи движутся по одинаковой выверенной траектории. В храме имеется каменный алтарь, который украшает спиралевидный узор. В алтаре есть отверстие, в котором археологам удалось отыскать кости жертвенных животных и специальный ритуальный нож. Кроме того, ученые нашли в храме большую чашу, которая была вырезана из огромной каменной плиты, но ее предназначение так и осталось неизвестным. Все эти находки дали возможность рассуждать о том, что у мальтийцев много тысяч лет назад был целый сложный комплекс религиозных верований.

– гигантская сеть тоннелей со следами человеческих поселений, расположенная на островах Мальтийского архипелага. Эта находка по сей день волнует умы историков, которые говорят, что это, скорее всего, подземный город рыцарей Мальтийского ордена, которые создали в толще земли секретные лабиринты и ходы. Другие ученые говорят, что это древняя канализация неизвестной нам цивилизации строителей мальтийских мегалитов. Эта находка вызывает массу вопросов и предположений, но нет ни одного точного ответа.

Знакомясь с большим числом мегалитических храмовых сооружений Мальты, невольно возникает мысль, что много тысячелетий назад тут находился крупнейший религиозный центр древнего мира, куда прибывали паломники из других стран и островов Средиземноморья. Мегалитические храмы исполняли не только духовную функцию, но и имели роль административных, лечебных, финансовых и общественных учреждений. Для ученых до сих пор загадка - конец древней мальтийской цивилизации, но они смогли установить примерную дату - 2300 год до нашей эры. Причин исчезновения великих мальтийских строителей пока не найдено, нет ни следов губительных эпидемий, ни следов войны, ни следов природных катастроф, эти люди просто куда-то исчезли, оставив лишь мегалиты, напоминающие об их существовании. Эти древние храмы Мальты навсегда будут являться величайшим памятником мирового культурного наследия. В 1980 году мегалитические святилища были внесены в «Список Всемирного наследия ЮНЕСКО».

Для туристов, планирующих поездку на Мальту и знакомство с мегалитами, необходимо заказывать экскурсию предварительно. Примерная цена – сто двадцать долларов с человека. Около всех перечисленных древних религиозных сооружений Мальты находятся музеи, где есть интерактивные экраны, там демонстрируются все археологические находки, есть макеты мегалитов, а гиды расскажут массу интересного об этих древнейших сооружениях планеты.

Мегалитические храмы - это культовые сооружения из громадных каменных глыб, к ним относятся , (отдельно стоящие камни) и кромлехи (круговые ограды).

Мегалитические храмы Мальты относятся к кромлехам. Самыми известные в мире из кромлехов считаются и Карнак (Франция), но мальтийские постройки древней.

История

Мальтийские древности

Многие полагают что древнейшие рукотворные сооружения в мире. Но самые древние на планете храмы обнаружены на Мальте: некоторые из мальтийских мегалитов почти на тысячу лет старше пирамид. Именно там находятся следы одной из самых загадочных в истории человечества цивилизаций.


7 тыс. лет назад бесстрашные первооткрыватели, которые высадились на зеленых островах Мальтийского архипелага, привезли с собой рогатый скот, овец, коз и свиней, семена пшеницы и ячменя.

Кто были эти люди? Что могло заставить их перебраться на острова? Как они выглядели? На каком языке говорили?

Жители островов, о металлах не знали и жили еще в каменном веке, но изолированными от остального мира они не были. Кремень на Мальту доставляли из Сицилии, черное вулканическое стекло (обсидиан) - с островов Липари и Пантеллерия, а крепкие диоритовые топоры завозились из Италии, за сотни километров к северу.

Этими каменными инструментами жители древней Мальты создали огромные мегалитические храмы, которые превосходили по своим размерам все, что до этого было построено в Европе, а может быть - и во всем тогдашнем мире. Больше 5 500 лет назад, за тысячу лет до , островитянами возводились колоссальные постройки, которые поражают своими размерами по сей день, а потому-то археологи в течении долгого времени считали, что эти мальтийские храмы появились относительно поздно, что их создатели позаимствовали идеи и методы строительства у жителей каких-то центров Апеннинского полуострова или Греции.

Однако когда радиоуглеродный метод показал истинный возраст мальтийских храмов, стало понятным, что это самый древний в мире комплекс монументальной каменной архитектуры и создали его раньше, чем пирамиды в Древнем Египте, памятники Месопотамии. Этот факт перевернул многие бытовавшие раньше представления о развитии человеческой цивилизации. А период, в который сооружали мегалитические храмы Мальты (середина IV - конец III тыс. до н. э.), получил в истории острова название «эпохи храмовых строителей».

Всего на острове Мальта и Гоцо на сегодняшний день обнаружены остатки 30-ти храмов. Все они выстроены из местного известняка, а точней - из двух его разновидностей: относительно твердого кораллового известняка и более мягкого, глобигеринового. К сожалению, на протяжении нескольких веков мальтийские крестьяне разбирали древние храмы и использовали их фрагменты как строительный материал, потому в наше время большинство построек представляют из себя груды развалин: беспорядочно разбросанные глыбы камня, разрушенные остатки стен и оград. Однако даже эти руины производят впечатление и заставляют задуматься о трудолюбии и упорстве древних строителей, строивших эти величественные памятники своим неведомым богам.

Лишь 4 храма дошли до нас сравнительно неповрежденными - Джгантия, Хаджар-Ким, Мнайдра и Таршиен. Самый древний из них, Джгантия.

Описание храмов Мальты

Вот описание нескольких мегалитических храмов Мальты.

Старейший из мальтийских мегалитов – Джгантия – расположен на северо-востоке острова Гоцо. Он был построен около 3 600 г. до н. э. О существовании мегалитического комплекса Джгантия узнали в 1826 г. К сожалению, к раскопкам вернулись намного позднее, в середине XX столетия, когда храм уже сильно пострадал.

Джгантия (название переводится как «Башня гиганта») – он представляет из себя два отдельных храма с различными входами, но общей задней стеной. У храмов имеется несколько вогнутый фасад, перед которым устроена платформа из больших каменных блоков. Самый древний храм комплекса состоит из трех полукруглых комнат, которые расположены в форме трилистника. Ученые полагают, что такая троичность может символизировать прошлое, настоящее и будущее или рождение, жизнь и смерть.

Джгантия был занесен в книгу рекордов Гиннеса, как древнейшее рукотворное сооружение в мире.

Хаджар-Ким датируется примерно 3600-3200 гг. до н. э. Название переводится как «стоящие камни», потому что до раскопок над землей виднелись лишь верхушки огромных глыб. Высота некоторых из них более 5-ти метров.

Этот комплекс расположен на острове Мальта, к юго-востоку от Ла-Валетты. Поражает мастерство древних зодчих, идеально подогнавших друг к другу горизонтальные и вертикальные камни. Геометрические и математические расчеты, применяемые строителями, удивительно точны. Храмы отображают движение Солнца от восхода до заката, а во время равноденствия лучи солнца падают прямо на главный алтарь.

В этом храме была обнаружена терракотовая фигурка полной обнаженной женщины, которую назвали Мальтийской Венерой. Сейчас эта 13-ти сантиметровая статуэтка хранится в Национальном музее археологии Мальты.

Три храма религиозного ансамбля Мнайдра тоже неплохо сохранились. Согласно данных ученых, святилище ориентировано на восход во время солнцестояния и равноденствия. Археологи, которые долгое время работали на территории, не смогли найти ни одного металлического предмета, что может свидетельствовать о неолитическом происхождении религиозного памятника.

Таршиен или Таршиенский храмовый комплекс, самый большой из храмовых комплексов Мальты, состоит из 4 зданий. Его открыли случайно: на него в буквальном смысле слова наткнулись рабочие. Любопытно, что люди медного века проводили там обряды и церемонии, а в бронзовом веке храм использовали как место для погребений. У одного из входов обнаружили несколько каменных шаров различных размеров. Считается, что они были предназначены для транспортировки огромных глыб.

В ходе раскопок Таршиена археологами было найдено множество изделий из керамики, украшений, кинжалов, декорированных сосудов, из за чего этот мегалит считается самым красивым доисторическим памятником Европы.

Гипогей Хал-Сафлиени отличается от других мегалитов. Слово «гипогей» с греческого переводится как «под землей». И в действительности, это многоуровневый подземный храм, который уходит под землю на 12 метров А кроме этого, Хал-Сафлиени использовали и как место погребений. Там были найдены захоронения жриц древнего культа богини-матери, а также многочисленные амулеты и кости животных.

Начало сооружения Хал-Сафлиени относится примерно к 4 000 годам до н. э.

Гипогей любопытен и тем, что стены его погребальных камер расписаны красной охрой орнаментом в виде спирали. Этот орнамент является символом процветания и источником пропитания, изображение спирали связывалось и с идеей продолжения и возобновления жизни.

Древнейшие рукотворные сооружения, вызывающие у ученых всего мира множество вопросов, находятся на Мальте. Религиозные объекты, которые по возрасту старше, чем египетские пирамиды, с 1980 года внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмы и катакомбы, возведенные без цементирующего раствора, создавались с использованием каменных блоков, частично обработанных человеком. Любопытно, что размеры некоторых плит превышают восемь метров в длину и весят около 50 тонн. Поэтому неизвестно, как островитяне с примитивными орудиями труда создали столь масштабный архитектурный ансамбль. Однако многие убеждены, что невероятные мегалитические храмы Мальты воздвигли не представители человеческой расы, и именно они участвовали в строительстве Стоунхенджа в Англии.

Загадки Мальты

Сложно поверить в то, что много веков назад на Мальте существовала цивилизация, о которой специалисты спорят и по сей день. Кем были первооткрыватели, высадившиеся на островах в пятом веке до нашей эры и построившие мегалитические храмы Мальты? К сожалению, волнующий всех вопрос пока остается без ответа, однако исследователи уверены, что эти люди ничего общего с современными жителями средиземноморского государства не имеют. Археологи обнаружили, что весь остров буквально исполосован глубокими следами, которые остаются от езды на экипажах или телегах, однако ни разу не было найдено ни одного колеса, даже деревянного.

Разные версии происхождения загадочных следов

Поэтому уфологами ведутся разговоры о внеземном происхождении колеи, а многие уверены, что находилась на территории Мальты и все углубления оставлены могучими титанами. Загадочные следы кое-где даже уходят под воду, и их скрывает толстый слой ила и песка, но большинство их исчезло под построенными домами.

Существует еще одна версия, по которой именно островитяне передали свои накопленные знания самому загадочному народу в мире - шумерам, внесшим неоценимый вклад в развитие нашей цивилизации.

Древнейшие сооружения

Невероятно, но первые обитатели возвели исполинские мегалитические храмы Мальты за тысячу лет до появления знаменитой пирамиды Хеопса. Сооружения из каменных глыб, форма входа в которые схожа с распустившимся цветком, являются кромлехами - круговыми композициями из вертикально стоящих плит.

Если говорить о святилищах, то было точно установлено, что все строения служили отправлению культа. Всего найдено 23 храма, ни один из которых не дошел до нас в первозданном виде. Основным материалом для строительства служил коралловый известняк, и здешние крестьяне частенько разбирали плиты для собственного строительства, превращая хорошо сохранившиеся храмы в настоящие развалины. Лишь четыре сооружения можно увидеть относительно неповрежденными. Правда, их постигла печальная участь некачественной реконструкции, сделанной для увеличения туристического потока.

Мегалитические храмы Мальты: описание, история

Каждому святилищу государства характерна своя эпоха. Несмотря на строительство новых продолжали использоваться как места захоронения людей. Исследователи установили, что все постройки были возведены по единому принципу: в центре сооружения располагались гробницы, а вокруг могильника росли храмы на некотором расстоянии от него.

Древнейшее святилище Джгантия

В результате проведенных исследований было установлено, что самым является Джгантия. Мегалитические храмы Мальты, созданные по одной схеме, выдержаны в едином архитектурном стиле. Сооружение, найденное в XIX веке, имеет общую заднюю стену, которая соединяет два храма с отдельными входами.

Находящаяся на острове Гозо Мальтийского архипелага важная археологическая достопримечательность была построена за тысячу лет до появления фараонов в Египте. Мегалитический храм Джгантия, имеющий форму клеверного листа, относится к культу плодородия, и об этом свидетельствуют найденные статуэтки на раскопках.

Особенности постройки

Каждый из храмов имеет слегка вогнутый фасад, а перед каждым из них находится монументальная платформа из каменных плит. Участок, где расположен религиозный комплекс, ограждают вертикально стоящие глыбы. Возле входа была обнаружена плита со странным углублением, заполняемым водой и использующимся для ритуального омовения.

Расположенные вплотную загадочные мегалитические святилища Мальты, история которых волнует всех ученых мира, направлены лицом к юго-востоку. Считается, что Южный храм высотой примерно шесть метров - это самое раннее и крупное сооружение, включающее несколько полукруглых частей (апсид). Были найдены остатки штукатурки, которой покрывались неровные стены строения. Найденные внутри храмов алтари с костями животных являются свидетельством того, что здесь приносились жертвоприношения.

Хаджар Квим

Находящийся в 15 километрах от столицы Мальты просторный храм, возвышающийся на холме, состоит из трех святилищ, обнесенных оградой. Религиозный объект, на вершине которого найдены овальные плиты известняка, украшен интересным орнаментом, фигурками животных и идолов, выполненных из кремния. Имеющий форму клевера, как и другие мегалитические храмы, Хаджар Квим дошел до потомков почти в первозданном виде.

Мнайдра

Три храма религиозного ансамбля Мнайдра также неплохо сохранились. По данным ученых, святилище ориентировано на восход во время солнцестояния и равноденствия. Археологи, долго работавшие на территории, не нашли ни одного металлического предмета, что свидетельствует о неолитическом происхождении религиозного памятника.

Храмы Таршиен

Целый комплекс, состоящий из четырех мегалитических объектов, признан самым сложным из всех остальных. Плохо сохранившийся храм и по сей день впечатляет туристов. Необычная мегалитическая архитектура Мальты поражает исключительным мастерством и талантом зодчих, создавших таинственные кромлехи, где все детали тщательно выверены и продуманы.

Конструкция нижнего храма комплекса подтверждает осведомленность мастеров об астрономических явлениях: в сентябре и марте пробегающие солнечные лучи ежегодно следуют одинаковой траектории.

На развалинах видна нижняя часть статуи богини мальтийцев - просматривается плиссированная юбка и босые ноги. Ученые установили, что скульптура достигала более двух с половиной метров в высоту. Ее оригинал сейчас хранится в столичном музее, а в святилище установлена точная копия изваяния.

Рядом находится каменный алтарь, щедро украшенный спиралевидным орнаментом. Имеющееся в нем отверстие было плотно забито, а когда археологи очистили его от камней, то обнаружили кости животных и ритуальный нож. В одном из объектов нашли огромную чашу, вырезанную из каменной плиты. Все это говорит о целом комплексе религиозных верований мальтийцев.

Гипогей Хал-Сафлиени

Таинственные мегалитические храмы и подземное святилище Мальты, вырубленное в скале, считаются главными доисторическими памятниками нашей планеты. Гипогей Хал-Сафлиени, найденный в начале XX века, использовался как религиозный объект и место захоронения.

Имеющий три этажа комплекс является необычным образцом подземной архитектуры. Раскопки в пещере принесли свои плоды - были найдены уникальные археологические материалы. Остатки костей, керамика, вырезанные фигурки животных, маленькие статуэтки и даже женские украшения переворачивают наши представления о быте древнейших островитян.

Подземное царство, высеченное в скале, занимает площадь в 500 квадратных метров. Более 30 залов, камер и ниш отличаются размерами и формой. Самое глубокое помещение в нижнем ярусе уходит на 10 метров в толщу земли. В комнатах на среднем уровне настолько гладкие стены, что кажется, будто это каменная кладка.

Ученых интересует орнамент, выполненный на всех залах Гипогея. Спиралевидные узоры, скорее всего, символизируют процветание и продолжение жизни. В подземном святилище, которое можно назвать некрополем, нашли более 30 тысяч человеческих останков. Однако раскопки пещеры продолжаются и по сей день, поэтому ученые будут радовать новыми находками.

Ар Далам

Еще одно не видимое взгляду царство, где обнаружились следы человеческих поселений на островах, волнует умы ученых, желающих понять, что представляет собой разветвленная сеть тоннелей. По одной версии, это подземный город легендарного Мальтийского ордена, а по другой, на глубине находится древняя канализация.

Дело в том, что существует построивших на Мальте подземные лабиринты с секретными ходами. И в наши дни предание нашло свое подтверждение, когда рабочие обнаружили под городской площадью вход в тоннель. Пройти по подземным коридорам с высокими сводами не удалось, так как они все оказались заблокированными. Правда, некоторые историки Мальты считают, что это лишь часть старинной водопроводной системы.

Мегалитические храмы: загадка древней Мальты

Ученых волнует вопрос о том, почему у нет крыш. Столько было потрачено усилий на возведение мегалитов, и никто из строителей не предусмотрел возможность уединения в святилище, чтобы даже плохая погода не мешала общению человека с божествами. Правда, некоторые исследователи заявляют, что крыши все-таки были, но со временем разрушились.

Мегалитические храмы Мальты - это уникальное явление, и подобных им сооружений в мире нет. За единой стеной находятся разобщенные помещения, и эта обособленность вызывает множество вопросов. Если люди поклонялись одному божеству, то почему храмы были разделены между собой? И сколько было священнослужителей - один или несколько? Специалисты спорят и по поводу религии древних обитателей государства. Каким богам они поклонялись за пять тысяч лет до Рождества Христова?

Загадка цивилизации

Первооткрыватели острова четко разделяли свои жилища и мегалитические храмы Мальты, выполняя свои дома из непрочных материалов и возводя кромлехи для вечности. В 2300 году до нашей эры загадочная цивилизация бесследно исчезает, и свидетельств о том, что она погибла в результате какой-то катастрофы, нет. После проведенных исследований останков из некрополей никаких признаков эпидемий найдено не было.

Куда ушли первые строители на Земле, и почему они не проявили свой недюжинный талант, остается одной из главных загадок цивилизации.

Для тех, кто собирается на Мальту, стоит знать, что экскурсии к кромлехам заказываются за месяц до поездки. К древнейшим храмам допускают не более 80 человек, и в высокий туристический сезон очереди растягиваются на несколько месяцев. Приблизительная стоимость экскурсии на одного человека - 120 долларов.

Рядом с религиозными сооружениями действуют музеи с элементами интерактивности, в которых можно увидеть все необычные находки, сделанные археологами, познакомиться с макетами мегалитов и узнать много интересного о старинных сооружениях нашей планеты.

Мальтийские мегалиты

Местные географы утверждают, что в доисторические времена место крошечной Мальты занимал гораздо больший кусок суши. Об этом свидетельствуют два мегалитических храма, обнаруженные на морском дне, недалеко от города Сан-Джулиан. Мнение об отношении архипелага к Атлантиде широко распространено в ученом мире, хотя и не подтверждается никакими конкретными данными. Древнейшая история страны также туманна; всего лишь догадками являются предположения о существовании здесь развитой цивилизации с культурным, но агрессивным обществом, наводившим страх на египтян и греков.

По самой распространенной версии первыми обитателями Мальты были земледельцы из Сицилии. Благополучно преодолев 100 км на деревянных плотах, они привезли с собой пищу, утварь, орудия труда. Вместе с людьми на острова высадились домашние животные и звери неизвестного назначения, например карликовые слоны величиной с обычную собаку. Это знаменательное событие произошло примерно 4 тысячи лет назад. Однако специалисты относят заселение Мальтийского архипелага к временам более ранним, приводя в доказательство загадочные, хотя и вполне материальные вещи. Так, здешние дороги возникли задолго до изобретения колеса, а их резкое окончание у побережья наводит на мысль о земных разломах.

Статуэтка слона из мегалитического храма

Таинственные колеи со скошенными стенками выдолблены в скальном грунте, имеют глубину около полуметра и отделены друг от друга расстоянием 1,4 м. В одних местах они доходят до самой кромки воды, сохраняя параллельность; в других – сходятся и пересекаются, подобно рельсам. Оставленные неизвестным транспортом, колеи могли сохраниться после строительства храма или переноса его в другое место в связи с изменением рельефа. Отбросив мысль об Атлантиде, можно предположить, что Мальта – часть поглощенной морем суши. Кроме странных дорог, доказательством тому служат найденные на островах останки доисторических ящеров, слишком крупных для острова длиной всего 27 км.

Еще одну тайну заключают в себе находки в подземельях святилища Хал Сафлиени близ города Паола: статуэтки в виде тучных, лишенных головы фигур с крошечными руками и ногами, в момент обнаружения лежали рядом с амфорами и лампами. Не менее удивительно происхождение местных изделий из слоновой кости. Как известно, мамонты покинули мир в конце ледниковой эры, а их предполагаемые потомки – слоны – водились только в Африке. В древности как поделочный материал слоновая кость ценилась наравне с золотом. Ее транспортировка вплоть до начала нашей эры была слишком сложной, особенно для народа, не умевшего строить корабли. Тем не менее на Мальте украшения из слоновой кости имелись еще в III тысячелетии до н. э. Сегодня они входят в экспозицию Национального музея археологии наряду с глиняной посудой и каменными орудиями труда.

Будучи самым большим из музеев Валлетты, он располагается в доме под названием «Auberge de Provence», построенном в качестве общежития рыцарей ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Глиняные и металлические изделия, обнаруженные в верхних слоях подземелья Хал Сафлиени, относятся к бронзовому веку.

Терракотовая статуэтка из Хал Сафлиени

Стандартный план мегалитического храма

Более поздние и менее ценные в художественном отношении, они отмечены влиянием эгейского искусства.

Судя по виду, эти изделия изготовлены не пришельцами, а выходцами из Сицилии: керамика с процарапанным узором красного и белого цветов похожа на предметы неолитических культур Западной Европы.

Древняя архитектура – самая ценная часть доисторического наследия – на Мальте представлена в музеях под открытым небом, каковыми являются все острова архипелага. Мегалитические святилища Мальты относятся к эпохам неолита и халколита. Наиболее интересные из всех памятников, обнаруженных на территории Европы, они вырублены в скальной породе или возведены из местного известняка. Отдельные сооружения возведены около 6 тысяч лет назад, то есть появились раньше египетских пирамид, до недавнего времени считавшихся первыми рукотворными постройками на Земле. Мегалитами (от греч. megas и lithos – «большой камень») называются древние культовые постройки, сложенные насухо из огромных, чаще необработанных каменных глыб. На сегодняшний день известно 3 вида мегалитических сооружений: дольмены, менгиры и кромлехи. Дольмены, выполненные в виде больших каменных ящиков, накрытых плоской плитой, сооружались в качестве погребений. Менгир представляет собой длинный камень, врытый в землю строго вертикально.

Доисторические памятники Мальты в основном представлены кромлехами, или группой менгиров, установленных в виде круговой ограды. Подобные знаменитым комплексам Стоунхендж в Англии и Карнак во Франции, они появились на тысячелетие раньше. Кроме возраста, мальтийские мегалиты отличаются назначением и необычной плотностью застройки: более 20 храмовых комплексов располагаются на участке, сравнимом по величине с небольшим городом. Мегалитические сооружения одного типа, где бы они ни находились, аналогичны по материалу, архитектурной форме и конструкции. За высокими каменными оградами часто скрываются дворы, в плане похожие на цветок с тремя лепестками.

В доисторические времена камень был не просто строительным материалом. Вера в его магические свойства отразилась в амулетах, тотемах. Исполненные глубокого смысла в древности, вещи из твердой земной породы сохраняли былое значение и в дальнейшем. На камне воздвигли свою первую церковь христиане; камнем отмечались границы священных территорий; рядом с крупными, наделенными особой ролью камнями племена собирались на совет. В материковых комплексах группы каменных обелисков использовались в неизвестных обрядах. Даже количество, не говоря о расположении, опровергает всякие мысли о случайном характере таких ансамблей. Если дольмены, несомненно, являлись гробницами, то роль менгиров до сих пор остается предметом спора. Довольно сложное для своего времени устройство кромлехов требовало знаний по астрономии и математике, коими вполне могли владеть древние строители.

Коллективные захоронения в пещерах и циклопическая кладка храмов не раскрывают загадку первых тысячелетий островной истории. Боги древних мальтийцев остались неизвестными так же, как покрыта завесой тайны повседневная жизнь народа, несомненно развитого и, может быть, пришедшего с материка. В последнее время все чаще высказываются мысли о присутствии на Мальте гигантов, которые возникли неизвестно откуда, просуществовали на островах 2 тысячелетия и так же таинственно исчезли, оставив после себя огромные храмы.

Мальтийские святилища возведены из каменных монолитов длиной до 8 м и весом несколько тонн каждый. Трудно приписать их создание сицилийцам, ведь они никогда не отличались высоким ростом или крепким телосложением.

Гжантия

Древние строители Мальты использовали 2 вида каменной породы: твердый тал-куавви для кладки стен и мягкий тал-франка для отделки внутренних помещений. Способ транспортирования и обработки глыб неизвестен до сих пор, но технологию строительства удалось воспроизвести довольно точно. Работа начиналась с устройства ямы под основание. Ее стенки были покатыми с одной стороны и строго вертикальными с другой, противоположной, где котлован укреплялся бревнами. Подкатив на валиках глыбы, рабочие перемещали их на деревянный настил, а затем, помогая себе рычагами и лебедками, спускали вниз. Укладка плит происходила медленно, буквально по сантиметрам, хотя в результате огромные камни ложились точно.

После фундамента начиналось возведение надземной части храма, который складывался с помощью лебедок и лесов. Древние строители подгоняли глыбы очень плотно, стараясь не оставлять щелей. Полукруглые камеры святилищ располагались вокруг центрального прохода. Комплексные постройки были окружены общей стеной, в плане похожей на подкову и тоже выполненной в мегалитической технике, то есть без раствора и предварительной обработки каменной поверхности. Предполагается, что ограды изначально перекрывались ложными сводами.

Самое крупное мальтийское святилище – Гжантия – находится на острове Гоцо и, помимо официального, имеет название «мать и дочь». Второе название определила оригинальная форма сооружения, возведенного в виде двух лежащих женщин неодинакового роста. Вход в каждое из них устроен на месте влагалища.

Эротическая символика занимала в культуре мальтийских пришельцев особое место. Во многих храмах почетные места отводились фаллическим знакам, представленным рисунками и необычной скульптурой. Так, мощная плита в одном из святилищ олицетворяла детородный орган человека. Тот, кому удавалось к ней прикоснуться, мог надеяться на скорое прибавление в семействе. Гладкая и довольно ровная поверхность обычной каменной тумбы неведомым образом соотносилась с мужской силой, чему верят и нынешние мальтийцы. Не случайно именно этот храм – самый посещаемый из древних памятников острова, и нетрудно догадаться, что чаще сюда заходят представители сильного пола.

Дольмен

В свое время Гжантия была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая старая постройка на планете. Остальные храмы Мальты построены 2–3 тысячелетия спустя, но, несмотря на относительную молодость, представляют не меньший исторический интерес и превосходны с художественной стороны. В 1847 году в европейской прессе появились заметки французского писателя Г. Флобера. Подобно многим своим коллегам, знаменитый романист высказал заинтересованность древними памятниками, но, в отличие от многих, не усматривал в их происхождении никакой мистики. Назвав дольмены и менгиры колдовскими постройками, он не отрицал их культовое значение, заметив, что «в них могли воплощаться свойственные древним представления о храме.

Некоторые видят в огромных качающихся камнях дольменов символ Земли, плавающей в бесконечной пустоте. Они могли быть приспособлением для судебных испытаний: когда кто-нибудь обвинялся в преступлении, ему предстояло пройти по зыбкому камню. Если тот оставался неподвижным, человека оправдывали. Относительно менгиров что-то определенное сказать трудно. При желании в каждом из них можно заметить сходство с огромным фаллосом и на этом основании сделать заключение о некоем фаллистическом культе, наподобие культа Изиды».

Религиозное значение мальтийских мегалитов доказать не удалось, однако набожность местных жителей заставляла их возводить святилища прежде домов. Вероятно, эта традиция перешла в современность из эпохи таинственных гигантов, которые не прятались в крепостях, не строили себе усыпальниц, не имели оружия, в том числе примитивных ножей, не охотились и не пахали землю. Отвергая металл, к тому времени уже давно известный людям, вероятные предки мальтийцев обратили свои таланты на строительство.

Каменная статуэтка Сарацен

Жизнь загадочных переселенцев подчинялась служению богам и строительству храмов. Возможно, едой и одеждой их снабжали паломники, приезжавшие на Мальту поклониться богине Сарацен, толстой плодовитой великанше, чей образ запечатлен в храмовой скульптуре. Каменистые земли архипелага могли быть священным местом, где обитали ее жрицы и светские поклонники, которые, несомненно, придерживались законов матриархата. Грузная Сарацен чаще изображалась сидящей и лежащей. Почти у всех ее статуй отсутствуют головы, зато на месте шеи имеются углубления, куда подходят обнаруженные в тех же храмах насадки. Видимо, каждая голова богини была определенным символом, поэтому заменялась перед началом соответствующей церемонии.

Мальтийцы верили, что красота Сарацен может свести с ума, поэтому жрицы, не желая того слабонервным зрителям, скрывали лицо богини, снимая голову со статуи. Самое эффектное из всех найденных изваяний принято называть мальтийской Венерой. Своеобразная внешность праматери островитян приносит немалый доход, ведь миниатюрные копии знаменитой скульптуры сегодня продаются во всех сувенирных лавках Мальты. По преданию, именно она выстроила Гжантию, перетаскивая огромные каменные глыбы с ближайших утесов. В переводе с мальтийского языка название этого святилища архипелага звучит как «башня великанши». Говорят, что в одной руке Сарацен держала глыбу, а в другой несла своего ребенка, которого низкорослые жители Гоцо почему-то считают своим предком.

Резной орнамент на стеле в Хал Таршин

Внутренний вид святилища Хал Таршин

Большинство мальтийских храмов не имеют внутренней отделки. Впечатление законченности создается убранством: каменными идолами, резными алтарями, нишами и очагами, плоской скульптурой на стенах, где часто повторяется звериный мотив. В отдельных случаях портальные блоки украшались примитивным резным орнаментом. Точки, спирали, реалистически трактованные растительные и зооморфные мотивы выполнялись в плоском рельефе, а затем окрашивались. Похожие узоры со следами краски отличают стены храма Хал Таршин, обнаруженного около столетия назад на северо-востоке Мальты. В настоящее время здесь создан одноименный музейный комплекс, состоящий из 4 храмов, созданных в 2100–2800 годах до н. э.

Истинным шедевром доисторической архитектуры является Гипогей – многоэтажная пещера, выдолбленная в гранитной породе с помощью каменных орудий. Лабиринт узких проходов, каверн, мелких и глубоких ниш плавно спускается на глубину 12 м. В переводе с латыни слово «hypogeum» означает «подземное жилище». Однако в полном наименовании памятника фигурирует название улицы Сафлиени, на которой археологи откопали его в начале прошлого века.

Непохожий на другие мальтийские храмы, Гипогей, вероятно, имел не только религиозное назначение. При раскопках в самом нижнем ярусе были обнаружены десятки тысяч человеческих скелетов, что указывает на то, что подземные коридоры могли использоваться в качестве кладбища, тюрьмы или места, где проходили испытания жрецов. Захоронения находятся в нижних ярусах, представляя собой ряд низких погребальных камер с тремя глухими стенками. Каждая их них предназначалась для небольшого тела; все они походили друг на друга, но одна отличалась «бесконечной длиной», то есть, растянувшись в виде тоннеля, терялась в неисследованной толще скалистой породы. В довоенные годы таинственный лаз попытались исследовать местные смельчаки; с трудом преодолев узкий вход, они попадали в тоннель и оставались в нем навсегда.

Гипогей

При отсутствии очевидцев возникли слухи о том, что в этом месте обитают некие существа, заинтересованные в сохранении тайны своей обители. Так или иначе, но в мальтийских подземельях действительно пропадали люди, раздавались странные звуки и сами собой осыпались самые привлекательные пещеры. О системе катакомб не однажды упоминалось в старинных книгах. Некоторые из авторов уверяли, что сеть тоннелей разветвлялась вглубь и в стороны, продолжалась под морским дном и тянулась до Италии.

К сегодняшнему дню на Мальте открыты для посещения все мегалиты, обнаруженные в разных частях архипелага. Доисторические постройки, как правило, объединяются в комплексы, то есть под единым названием подразумевается несколько сооружений.

На южной оконечности Мальты расположены 2 храма в составе ансамбля Хаджар Ким, возведенного в 2700 году до н. э.

Буджибба

Пещера Ар Далам

С противоположной стороны острова стоит Буджибба – храм, названный по городу, неподалеку от которого в 1928 году его обнаружили археологи. Со временем городская граница вплотную приблизилась к древнему кромлеху и сегодня он располагается на территории отеля «Новый дольмен». Курортный городок Буджибба, расположенный в 10 км от Валлетты, отнесен от столицы на большое, по здешним меркам, расстояние, ведь длина Мальты больше всего втрое. Дорога из Буджиббы до Сан-Джулиана проходит вдоль берега, и, несмотря на громкое название Региональная трасса, представляет собой кривой однополосный путь с неважным покрытием. По ночам она превращается в своеобразную «дорогу смерти». Последние фонари стоят на выезде из ближайшего городка Слимы, и водители, проклиная темноту, вынуждены ехать между скалой и пропастью.

Мрачный пещерный музей Ар Далам является настоящим складом окаменелостей. Прогуливаясь по его прохладным залам, можно увидеть карликовых слонов и бегемотов, гигантских сонь и черепаху, а также птиц, населявших остров более 200 тысяч лет назад. Таким образом в уникальных экспонатах Ар Далама зафиксированы моменты появления жизни не только на Мальте, но и на Земле в целом. Из трех святилищ разной величины состоит культовый ансамбль Мнайдра, обнаруженный в середине XIX века на южной оконечности Мальты. Весной 2001 года, ночью роковой пятницы 13-го, накануне Пасхи монументальное сооружение посетили современные вандалы, сдвинув с места и разбив 60 каменных глыб. Древний храм, к счастью, не был разрушен, хотя и пострадал единственный раз за свое долгое существование.

Мнайдра

Воздвигнув уникальные комплексы, таинственные гиганты внезапно исчезли в самом расцвете своей культуры. События, которые привели к уходу или массовой гибели целого народа, остались тайной истории: догадки об эпидемии и войне не подтвердились. Также не доказана мысль о том, что они покинули мир добровольно, не желая видеть происходившие в нем изменения.