Части самолета названия для детей. Как это сделано, как это работает, как это устроено. Самолеты, выполненные по классической схеме

Изобретение самолета позволило не только осуществить древнейшую мечту человечества - покорить небо, но и создать самый быстрый вид транспорта. В отличие от воздушных шаров и дирижаблей, самолеты мало зависят от капризов погоды, способны преодолевать большие расстояния на высокой скорости. Составные части самолета состоят из следующих конструктивных групп: крыла, фюзеляжа, оперения, взлетно-посадочных устройств, силовой установки, управляющих систем, различного оборудования.

Принцип действия

Самолет - летательный аппарат (ЛА) тяжелее воздуха, оборудованный силовой установкой. При помощи этой важнейшей части самолета создается необходимая для осуществления полета тяга - действующая (движущая) сила, которую развивает на земле или в полете мотор (воздушный винт или реактивный двигатель). Если винт расположен перед двигателем, он называется тянущим, а если сзади - толкающим. Таким образом, двигатель создает поступательное движение самолета относительно окружающей среды (воздуха). Соответственно, относительно воздуха движется и крыло, которое создает подъемную силу в результате этого поступательного движения. Поэтому аппарат может держаться в воздухе только при наличии определенной скорости полета.

Как называются части самолета

Корпус состоит из следующих основных частей:

  • Фюзеляж - это главный корпус самолета, связывающий в единое целое крылья (крыло), оперения, силовую систему, шасси и другие составляющие. В фюзеляже размещаются экипаж, пассажиры (в гражданской авиации), оборудование, полезная нагрузка. Также может размещаться (не всегда) топливо, шасси, моторы и т. д.
  • Двигатели используются для приведения в движение ЛА.
  • Крыло - рабочая поверхность, призванная создавать подъемную силу.
  • Вертикальное оперение предназначено для управляемости, балансировки и путевой устойчивости самолета относительно вертикальной оси.
  • Горизонтальное оперение предназначено для управляемости, балансировки и путевой устойчивости самолета относительно горизонтальной оси.

Крылья и фюзеляж

Основная часть конструкции самолета - крыло. Оно создает условия для выполнения главного требования для возможности полета - наличие подъемной силы. Крыло крепится к корпусу (фюзеляжу), который может иметь ту или иную форму, но по возможности с минимальным аэродинамическим сопротивлением. Для этого ему предоставляют удобно обтекаемую каплеобразную форму.

Передняя часть самолета служит для размещения кабины пилотов и радиолокационных систем. В задней части находится так называемое хвостовое оперение. Оно служит для обеспечения управляемости во время полета.

Конструкция оперения

Рассмотрим среднестатистический самолет, хвостовая часть которого выполнена по классической схеме, характерной для большинства военных и гражданских моделей. В этом случае горизонтальное оперение будет включать неподвижную часть - стабилизатор (от латинского Stabilis, устойчивый) и подвижную - руль высоты.

Стабилизатор служит для придания устойчивости ЛА относительно поперечной оси. Если нос летательного аппарата опустится, то, соответственно, хвостовая часть фюзеляжа вместе с оперением поднимется вверх. В этом случае давление воздуха на верхней поверхности стабилизатора увеличится. Создаваемое давление вернет стабилизатор (соответственно, и фюзеляж) в исходное положение. При подъеме носа фюзеляжа вверх давление потока воздуха увеличится на нижней поверхности стабилизатора, и он снова вернется в исходное положение. Таким образом, обеспечивается автоматическая (без вмешательства пилота) устойчивость ЛА в его продольной плоскости относительно поперечной оси.

Задняя часть самолета также включает вертикальное оперение. Аналогично горизонтальному, оно состоит из неподвижной части - киля, и подвижной - руля направления. Киль придает устойчивость движения самолету относительно его вертикальной оси в горизонтальной плоскости. Принцип действия киля подобен действию стабилизатора - при отклонении носа влево киль отклоняется вправо, давление на его правой плоскости увеличивается и возвращает киль (и весь фюзеляж) в прежнее положение.

Таким образом, относительно двух осей устойчивость полета обеспечивается оперением. Но осталась еще одна ось - продольная. Для предоставления автоматической устойчивости движения относительно этой оси (в поперечной плоскости) консоли крыла планера размещают не горизонтально, а под некоторым углом относительно друг друга так, что концы консолей отклонены вверх. Такое размещение напоминает букву «V».

Системы управления

Рулевые поверхности - важные части самолета, предназначенные для управления К ним относятся элероны, рули направления и высоты. Управление обеспечивается относительно тех же трех осей в тех же трех плоскостях.

Руль высоты - это подвижная задняя часть стабилизатора. Если стабилизатор состоит из двух консолей, то соответственно есть и два руля высоты, которые отклоняются вниз или вверх, оба синхронно. С его помощью пилот может менять высоту полета летательного аппарата.

Руль направления - это подвижная задняя часть киля. При его отклонены в ту или иную сторону на нем возникает аэродинамическая сила, которая вращает самолет относительно вертикальной оси, проходящей через центр масс, в противоположную сторону от направления отклонения руля. Вращение происходит до тех пор, пока пилот не вернет руль в нейтральное (не отклоненное положение), и ЛА будет осуществлять движение уже в новом направлении.

Элероны (от франц. Aile, крыло) - основные части самолета, представляющие собой подвижные части консолей крыла. Служат для управления самолетом относительно продольной оси (в поперечной плоскости). Так как консолей крыла две, то и элеронов также два. Они работают синхронно, но, в отличие от рулей высоты, отклоняются не в одну сторону, а в разные. Если один элерон отклоняется вверх, то другой вниз. На консоли крыла, где элерон отклонен вверх, подъемная сила уменьшается, а где вниз - увеличивается. И фюзеляж ЛА вращается в сторону поднятого элерона.

Двигатели

Все самолеты оснащаются силовой установкой, позволяющей развить скорость, и, следовательно, обеспечить возникновение подъемной силы. Двигатели могут размещаться в задней части самолета (характерно для реактивных ЛА), спереди (легкомоторные аппараты) и на крыльях (гражданские самолеты, транспортники, бомбардировщики).

Они подразделяются на:

  • Реактивные - турбореактивные, пульсирующие, двухконтурные, прямоточные.
  • Винтовые - поршневые (винтомоторные), турбовинтовые.
  • Ракетные - жидкостные, твердотопливные.

Прочие системы

Безусловно, другие части самолета также важны. Шасси позволяют взлетать и садиться с оборудованных аэродромов. Существуют самолеты-амфибии, где вместо шасси используются специальные поплавки - они позволяют осуществлять взлет и посадку в любом месте, где есть водоем (море, река, озеро). Известны модели легкомоторных самолетов, оснащенных лыжами, для эксплуатации в районах с устойчивым снежным покровом.

Напичканы электронным оборудованием, устройствами связи и передачи информации. В военной авиации используются сложные системы вооружения, обнаружения целей и подавления сигналов.

Классификация

По назначению самолеты делятся на две большие группы: гражданские и военные. Основные части пассажирского самолета отличаются наличием оборудованного салона для пассажиров, занимающего большую часть фюзеляжа. Отличительной чертой являются иллюминаторы по бокам корпуса.

Гражданские самолеты подразделяются на:

  • Пассажирские - местных авиалиний, магистральные ближние (дальность меньше 2000 км), средние (дальность меньше 4000 км), дальние (дальность меньше 9000 км) и межконтинентальные (дальность более 11 000 км).
  • Грузовые - легкие (масса груза до 10 т), средние (масса груза до 40 т) и тяжелые (масса груза более 40 т).
  • Специального назначения - санитарные, сельскохозяйственные, разведывательные (ледовая разведка, рыборазведка), противопожарные, для аэрофотосъемки.
  • Учебные.

В отличие от гражданских моделей, части военного самолета не имеют комфортабельного салона с иллюминаторами. Основную часть фюзеляжа занимают системы вооружения, оборудование для разведки, связи, двигатели и другие агрегаты.

По назначению современные военные самолеты (учитывая боевые задачи, которые они выполняют), можно разделить на следующие типы: истребители, штурмовики, бомбардировщики (ракетоносцы), разведчики, военно-транспортные, специальные и вспомогательного назначения.

Устройство самолетов

Устройство летательных аппаратов зависит от аэродинамической схемы, по которой они выполнены. Аэродинамическая схема характеризуется количеством основных элементов и расположением несущих поверхностей. Если носовая часть самолета у большинства моделей похожа, то расположение и геометрия крыльев и хвостовой части могут сильно разниться.

Различают следующие схемы устройства ЛА:

  • «Классическая».
  • «Летающее крыло».
  • «Утка».
  • «Бесхвостка».
  • «Тандем».
  • Конвертируемая схема.
  • Комбинированная схема.

Самолеты, выполненные по классической схеме

Рассмотрим основные части самолета и их назначение. Классическая (нормальная) компоновка узлов и агрегатов характерна для большинства аппаратов мира, будь-то военных либо гражданских. Главный элемент - крыло - работает в чистом невозмущенном потоке, который плавно обтекает крыло и создает определенную подъемную силу.

Носовая часть самолета является сокращенной, что приводит к уменьшению требуемой площади (а следовательно, и массы) вертикального оперения. Это потому, что носовая часть фюзеляжа вызывает дестабилизирующий путевой момент относительно вертикальной оси самолета. Сокращение носовой части фюзеляжа улучшает обзор передней полусферы.

Недостатками нормальной схемы являются:

  • Работа горизонтального оперения (ГО) в скошенном и возмущенном крылом потоке значительно снижает его эффективность, что вызывает необходимость применения оперения большей площади (а, следовательно, и массы).
  • Для обеспечения устойчивости полета вертикальное оперение (ВО) должно создавать негативную подъемную силу, то есть направленную вниз. Это снижает суммарный КПД самолета: из величины подъемной силы, которую создает крыло, надо отнять силу, которая создается на ГО. Для нейтрализации этого явления следует применять крыло увеличенной площади (а, следовательно, и массы).

Устройство самолета по схеме «утка»

При данной конструкции основные части самолета размещаются иначе, чем в «классических» моделях. Прежде всего, изменения коснулись компановки горизонтального оперения. Оно располагается перед крылом. По этой схеме построили свой ​​первый самолет братья Райт.

Преимущества:

  • Вертикальное оперение работает в невозмущенном потоке, что повышает его эффективность.
  • Для обеспечения устойчивости полета оперение создает положительную подъемную силу, то есть она добавляется к подъемной силе крыла. Это позволяет уменьшить его площадь и, соответственно, массу.
  • Естественная «противоштопорная» защита: возможность перевода крыльев на закритические углы атаки для «уток» исключена. Стабилизатор устанавливается так, что он получает больший угол атаки по сравнению с крылом.
  • Перемещение фокуса самолета назад при увеличении скорости при схеме «утка» происходит в меньшей степени, чем при классической компоновке. Это приводит к меньшим изменениям степени продольной статической устойчивости самолета, в свою очередь, упрощает характеристики его управления.

Недостатки схемы «утка»:

  • При срыве потока на оперениях происходит не только выход самолета на меньшие углы атаки, но и его «проседания» вследствие уменьшения его общей подъемной силы. Это особенно опасно в режимах взлета и посадки из-за близости земли.
  • Наличие в носовой части фюзеляжа механизмов оперения ухудшает обзор нижней полусферы.
  • Для уменьшения площади переднего ГО длина носовой части фюзеляжа делается значительной. Это приводит к увеличению дестабилизирующего момента относительно вертикальной оси, и, соответственно, к увеличению площади и массы конструкции.

Самолеты, выполненные по схеме «бесхвостка»

В моделях данного типа нет важной, привычной части самолета. Фото летательных аппаратов «бесхвосток» («Конкорд», «Мираж», «Вулкан») показывает, что у них отсутствует горизонтальное оперение. Основными преимуществами такой схемы являются:

  • Уменьшение лобового аэродинамического сопротивления, что особенно важно для самолетов с большой скоростью, в частности, крейсерской. При этом уменьшаются затраты топлива.
  • Большая жесткость крыла на кручение, что улучшает его характеристики аэроупругости, достигаются высокие характеристики маневренности.

Недостатки:

  • Для балансировки на некоторых режимах полета часть средств механизации задней кромки и рулевых поверхностей надо отклонять вверх, что уменьшает общую подъемную силу самолета.
  • Совмещение органов управления ЛА относительно горизонтальной и продольной осей (вследствие отсутствия руля высоты) ухудшает характеристики его управляемости. Отсутствие специализированного оперения заставляет рулевые поверхности находятся на задней кромке крыла, выполнять (при необходимости) обязанности и элеронов, и рулей высоты. Эти рулевые поверхности называются элевоны.
  • Использование части средств механизации для балансировки самолета ухудшает его взлетно-посадочные характеристики.

«Летающее крыло»

При данной схеме фактически нет такой части самолета, как фюзеляж. Все объемы, необходимые для размещения экипажа, полезной нагрузки, двигателей, топлива, оборудования находятся в середине крыла. Такая схема имеет следующие преимущества:

  • Наименьшее аэродинамическое сопротивление.
  • Наименьшая масса конструкции. В этом случае вся масса приходится на крыло.
  • Так как продольные размеры самолета небольшие (из-за отсутствия фюзеляжа), дестабилизирующий момент относительно его вертикальной оси является незначительным. Это позволяет конструкторам либо существенно уменьшить площадь ВО, либо вообще отказаться от него (у птиц, как известно, вертикальное оперение отсутствует).

К недостаткам относится сложность обеспечения устойчивости полета ЛА.

«Тандем»

Схема «тандем», когда два крыла располагаются один за другим, применяется нечасто. Такое решение используется для увеличения площади крыла при тех же значениях его размаха и длины фюзеляжа. Это уменьшает удельную нагрузку на крыло. Недостатками такой схемы является большое увеличение момента инерции, особенно в отношении поперечной оси самолета. Кроме того, при увеличении скорости полета изменяются характеристики продольной балансировки самолета. Рулевые поверхности на таких самолетах могут располагаться как непосредственно на крыльях, так и на оперении.

Комбинированная схема

В этом случае составные части самолета могут комбинироваться с использованием различных конструкционных схем. Например, горизонтальное оперение предусмотрено и в носовой, и в хвостовой части фюзеляжа. На них может быть использовано так называемое непосредственное управление подъемной силой.

При этом носовое горизонтальное оперение совместно с закрылками создают дополнительную подъемную силу. Момент тангажа, который возникает в этом случае, будет направлен на увеличение угла атаки (нос самолета поднимается). Для парирования этого момента хвостовое оперение должно создать момент на уменьшение угла атаки (нос самолета опускается). Для этого сила на хвостовую часть должна быть направлена ​​также вверх. То есть происходит приращение подъемной силы на носовом ГО, на крыле и на хвостовом ГО (а следовательно, и на всем самолете) без поворота его в продольной плоскости. В этом случае самолет просто поднимается без всякой эволюции относительно своего центра масс. И наоборот, при такой аэродинамической компоновке самолета он может осуществлять эволюции относительно центра масс в продольной плоскости без изменения траектории своего полета.

Возможность осуществлять такие маневры значительно улучшают тактико-технические характеристики маневренных самолетов. Особенно в сочетании с системой непосредственного управления боковой силой, для осуществления которой самолет должен иметь не только хвостовое, а еще и носовое продольное оперение.

Конвертируемая схема

Построенного по конвертируемой схеме, отличается наличием дестабилизатора в носовой части фюзеляжа. Функцией дестабилизаторов является уменьшение в определенных пределах, а то и полное исключение смещения назад аэродинамического фокуса самолета на сверхзвуковых режимах полета. Это увеличивает маневренные характеристики ЛА (что важно для истребителя) и увеличивает дальность или уменьшает расход топлива (это важно для сверхзвукового пассажирского самолета).

Дестабилизаторы могут также использоваться на режимах взлета/посадки для компенсации момента пикирования, который вызывается отклонением взлетно-посадочной механизации (закрылков, щитков) или носовой части фюзеляжа. На дозвуковых режимах полета дестабилизатор скрывается в середине фюзеляжа или устанавливается в режим работы флюгера (свободно ориентируется по потоку).

Нина Александровна Волкова
НОД «Летательные аппараты».

Рассказ педагога «Летательные аппараты».

Задачи. Рассказать детям о профессиях лётчик, бортпроводник, военный лётчик. Вызвать интерес детей к авиаконструкторам, создателям летательных аппаратов. Формировать представления детей о летательных аппаратах, их строение, назначении (пассажирский, транспортный, военный). Воспитывать чувство гордости за достижения российских авиаконструкторов.

Оборудование. Презентация, оборудование для демонстрации презентации.

Рассказ педагога.

Презентация «Летательные аппараты: самолёты и вертолёты».

Дети, с давних пор мечтали люди о полётах в небе. В сказках рассказывается об удивительных коврах–самолётах. Самолёт, значит сам летает. Но на таком самолёте некомфортно летать: холодно и сыро. Сейчас люди летают на самолётах – удивительных домах с крыльями, моторами. Дети, из каких частей состоит самолёт? (ответы детей).

Фюзеляж – это тело самолёта, его корпус. В нём живут люди, перевозят грузы. Два крыла удерживают самолёт в небе. Хвост самолёта, его оперение, помогают в управление самолётом в полёте. Шасси, колёса, нужны на земле: разбежаться для взлёта или приземлиться. Двигатели создают силу, с помощью которой самолёт отрывается от земли и летит в небе. Дети, кто придумал самолёты? (предположения детей).

Дети, самолёты придумывают и конструируют авиаконструкторы. Жил да был в России Андрей Николаевич Туполев, знаменитый русский авиаконструктор, генерал-полковник. Он сконструировал много самолётов военных и пассажирских. Поэтому многие самолёту России называют «Ту». Дети, я вам расскажу о пассажирских самолётах России. Вот пассажирский самолёт Ту-204. Он перевозит пассажиров. Пассажиры по специальной лестнице поднимаются в салон самолёта. В самолёте пассажиров встречают бортпроводники. Бортпроводники – это женщины и мужчины, которые помогают пассажиром во время полёта и отвечают за безопасность пассажиров. Поэтому все пассажиры должны слушаться бортпроводников, выполнять все их указания. В салоне самолёта кресла, в которых сидят пассажиры. При взлёте и посадке самолёта пассажиры обязательно пристёгиваются ремнями безопасности. Во время полёта пассажиры отдыхают, кушают, спят в креслах самолёта. Дети, кто из вас летал в самолёте? (ответы детей).

Самолёт ведут опытные лётчики. Самолётом управляет не один лётчик, а экипаж. Командир самолёта – это первый пилот. Есть ещё второй пилот, бортмеханик, радист и штурман. Кабина экипажа в носовой части самолёта. Здесь кресла для членов экипажа, рычаги управления и компьютеры. Дети, как вы думаете, каким должен быть лётчик? (предположения детей).

Лётчик, пилот – это человек, который умеет управлять воздушным транспортом. В лётчики принимают только здоровых, умных и ответственных людей. У лётчика крепкое здоровье, чтобы вести самолёт и днём, и ночью. Лётчик умеет читать показания различных приборов, знает иностранные языки. Лётчик отвечает за жизнь и здоровье пассажиров самолёта. Дети, как вы думаете, какой характер у командира самолёта? (предположения детей).

Командир самолёта человек терпеливый, выслушивает все просьбы пассажиров. Строгий, наказывает нарушителей правил поведения в самолёте.

Дети, пассажиров перевозят пассажирские самолёты, а какие самолёты перевозят грузы? (предположения детей).

Сергей Владимирович Илюшин – знаменитый русский авиаконструктор. В честь его назван транспортный самолёт Ил-76. Пассажирские самолёты перевозят пассажиров. Транспортные самолёты перевозят грузы. В транспортном самолёте нет кресел, иллюминаторов. В транспортном самолёте есть большие люки, через которые загружают груз. Другие транспортные самолёты Ил 76 помогают пожарным тушить пожары. Внутри самолёта цистерны с жидкостью. Дети, авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев создал самолёт-амфибию. Самолёт, который может садиться на воду. В честь Бериева назвали самолёт Бе-200. Это уникальный самолёт. Такого самолёта нет в других странах. Самолёт Бе-200 взлетает как с земли, так и с водной поверхности. Самолёт Бе-200 охраняет моря и леса от браконьеров, тушит пожары, перевозит экспедиции (пассажиров и грузы, спасает людей.

Зрительная гимнастика «Полёт».

Дети, есть самолёты, которые защищают нашу Родину. Это военные самолёты. Знаменита Россия военными самолётами: истребителями, бомбардировщиками. Самолёты-истребители уничтожают воздушные цели противника. Истребитель МиГ назван в честь авиаконструкторов Микояна и Гуревича. Истребитель Су назван в честь авиаконструктора Павла Осиповича Сухого. В честь авиаконструктора Сухового назван и бомбардировщик. Бомбардировщик – это военные самолёт, который уничтожает цели, на земле, воде или под водой, бомбами или ракетами. Но самый знаменитый российский бомбардировщик Ту-160. Сверхзвуковой самолёт, летающий очень быстро, быстрее звука. Военные лётчики называют этот самолёт ласково – «белый лебедь». Каждому самолёту Ту 160 дают собственное имя. Это бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец». Дети, как вы думаете, какими должны быть военные лётчики? (предположения детей).

Военный лётчик – ответственная и опасная профессия. Военные лётчики работают командой, экипажем. Они управляют самолётами, выполняют приказы командиров. Военные лётчики сильные, занимаются спортом. Военные лётчики умные, разбираются в сложной технике. Сообразительные, в сложной ситуации принимают верные решения. Военные лётчики смелые, защищают нашу Родину. Военные лётчики управляют самолётами заправщиками и самолётами разведчиками. Учатся летать молодые лётчики на учебно-боевом самолёте Як-130. Назван Як в честь русского авиаконструктора и педагога Александра Сергеевича Яковлева. - Дети, лётчики управляют не только самолётами, но и вертолётами. Вертолёт – это летальный аппарат, летающий с помощью винтов. В России летают вертолёты Ми, сконструированные авиаконструктором Михаилом Леонтьевичем Миль и вертолёты Ка, сконструированные авиаконструктором Николаем Ильичом Камовым. Лётчики на вертолётах перевозят пассажиров и грузы. Пожарные с вертолёта тушат пожары. Спасатели на вертолётах спасают людей.

Дети, самолёты и вертолёты – это летательные аппараты. Летательные аппараты придумали и сконструировали авиаконструкторы. В России много знаменитых авиаконструкторов. Каких авиаконструкторов вы знаете? (ответы детей).

Андрей Николаевич Туполев, Сергей Владимирович Илюшин, Георгий Михайлович Бериев, Павел Осипович Сухой, Артём Иванович Микоян, Михаил Иосифович Гуревич, Александр Сергеевич Яковлев, Михаил Леонтьевич Миль, Николай Ильич Камов.

Дети, самолёты и вертолёты перевозят пассажиров и грузы, охраняют нашу Родину, наши моря и леса. Поднимают в небо самолёты и вертолёты лётчики. Дети, что вы можете рассказать о профессии лётчик? (ответы детей).

ЛЯ ного различных типов самолетов можно увидеть те - *** перь в воздухе - от маленького ПО-2 до громадного турбовинтового пассажирского корабля ТУ-114. Но все самолеты имеют общие черты своего устройства, и для того чтобы получить представление об устройстве само­лета, достаточно познакомиться с одним из типов.

На авиационных праздниках обычно участвуют само­леты ЯК-18 и ЯК-П. На рис. 1 показано звено самоле­тов ЯК-18 в полете, а на рис. 2 этот самолет изображен для наглядности в полуразобранном виде. Это двухмест-

;) От греческих слов «аэр» - воздух и «динамис» - сила.

Пая учебно-тренировочная машина. Самолет ЯК-11 изоб­ражен на обложке книги-это двухместный учебно­тренировочный истребитель, развивающий значительно большую скорость, чем ЯК-18.

На этих самолетах советские летчики-спортсмены за­воевали несколько рекордов.

Главными частями самолета являются: крыло с эле­ронами, фюзеляж, хвостовое оперение, силовая установ­ка, шасси и хвостовое колесо, рулевое управление.

Крыло предназначено поддерживать, «нести» машину в воздухе. Оно состоит из центральной части (рис. 3), накрепко соединяемой с фюзеляжем, и так называемых консолей. Каркас крыла изготовлен из двух дюралюми-

Ниевых ) балок - лонжеронов, которые скреплены дюр­алюминиевыми ребрами - нервюрами. На задней части крыла имеются шарнирно соединенные с ним небольшие крылышки - элероны. С их помощью летчик может вы­правлять крен самолета или, наоборот, накренять ма­шину.

Фюзеляж - это корпус самолета. К нему крепятся крылья и силовая установка. В нем размещены кабины

Экипажа и пассажиров, грузы, а также баки с горючим. Каркас фюзеляжа сделан из стальных труб.

Хвостовое оперение - горизонтальное и вертикаль­ное- служит для изменения и сохранения равновесия самолета в полете. Рулем высоты летчик может изменять продольное положение самолета (наклонять самолет вниз и вверх), а руль направления играет примерно ту же роль, что и руль лодки. Стабилизатор и киль - неподвиж­ные поверхности, они способствуют устойчивому равнове­сию самолета в воздухе.

Силовая установка на самолете ЯК-18 состоит из поршневого двигателя воздушного охлаждения и двухло­пастного воздушного винта.

Шасси и хвостовое колесо дают возможность осуще­ствлять взлет и посадку. Самолет ЯК-18, как и большин­ство современных самолетов, имеет убирающееся в по­лете шасси. Подъем и выпуск шасси летчик производит при помощи специального механизма.

Рулевое управление - «нервы» самолета. На самолете ЯК-18 рулевое управление позволяет управлять машиной из обеих кабин - инструктора и ученика (рис. 4). Перед сидением каждого летчика находится ручка рулевого управления 1 с ее помощью летчик действует рулем вы­соты и элеронами. Под ногами расположены педали 2; с их помощью летчик движет рулем направления.

Посмотрим, как летчик действует рулями (работу ру­лей объясним дальше).

Ручка рулевого управления с помощью кронштейна 3 соединена шарнирно с продольной вращающейся трубой 4 (расположенной на полу кабины). Благодаря этому летчик может наклонять ручку назад и вперед, вправо и влево. Когда он наклоняет ее назад, как говорят «берет ручку на себя», нижний конец ее отклоняется вперед и прикрепленным к нему тросом 5 при посредстве качалки 6 тянет верхний конец рычажка 8 руля высоты. В ре­зультате руль отклоняется вверх, и самолет поднимает нос; когда же летчик «дает ручку от себя», происходит обратное: руль высоты отклоняется вниз и самолет опус­кает нос.

Когда летчик отклоняет ручку вправо, продольная труба 4, к которой прикреплена ручка, вращается тоже вправо; это движение передается через качалки и тяги 9, 10 и 11 на элероны 12, причем правый элерон подни­мается, а левый опускается, и самолет кренится вправо. Если летчик отклоняет ручку влево, то левый элерон под­нимается, а правый опускается, и самолет кренится влево.

Педали 2 соединены тросами 7 с рычажком 13 руля направления. Когда летчик нажимает правую педаль, руль отклоняется вправо, и самолет начинает разворачи­ваться вправо. При нажиме на левую педаль руль откло­няется влево, и самолет начинает разворот влево.

Почему самолет может делать виражи) и фигуры? Какие силы заставляют тяжелую машину легко ку­выркаться в воздухе? Как летчик управляет этими сила­ми в криволинейном полете? Конечно, это все те же аэродинамические …

П Еред посадкой летчик выключает двигатель или убав­ляет его обороты до самых малых. Самолет начи­нает плавно снижаться по наклонной траектории. Такой спуск самолета называют планированием. Чтобы легче понять поведение самолета …

Вот это для удовольствия... Су-26

Это небольшая статья о том, что вобщем-то все кажется видели, но не все себе это представляют.

Что такое самолет вообще? Это летательный аппарат, предназначеный для перемещения различных грузов и людей по воздуху. Определение примитивное, но верное. Все самолеты, как бы романтично они не выглядели, создаются для работы. И только спортивная авиация существует исключительно для полета. Да еще какого полета:-)!

Что же помогает самолету испонять свое предназначение. Что делает самолет самолетом. Назовем основные : фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, взлетно-посадочное устройство.

Элементы конструкции и органы управления

Отдельно можно еще выделить силовую установку, то есть двигатели и винты (если самолет винтовой). Первые четыре элемента обычно объединяют в один узел, называемый в авиации планер . Стоит заметить, что все вышеперечисленное относится к так называемой классической компоновочной схеме. Ведь на самом деле этих схем несколько. В других схемах некоторых элементов может не быть. Об этом мы еще обязательно поговорим в других статьях, а пока уделим внимание самой простой и распространенной, классической схеме.

Фюзеляж . Это, так сказать, основа самолета. Он как бы собирает в единое целое все остальные элементы конструкции самолета и является вместилищем авиационного оборудования (авионика) и полезной нагрузки… Полезная нагрузка – это, понятно, собственно груз или же пассажиры. Кроме того в фюзеляже обычно располагается топливо и вооружение (для военных самолетов).

А вот это для работы... ТУ-154

Крыло . Собственно, главный летательный орган:-). Состоит из двух частей, консолей, левой и правой. Основное предназначение – создание подъемной силы. Хотя справедливости ради скажу, что на многих современных самолетах ему в этом может помогать фюзеляж, имеющий уплощенную нижнюю поверхность (это та самая подъемная сила ). На крыле расположены органы управления для поворота самолета вокруг его продольной оси, то есть управление креном. Это элероны, а также органы с экзотическим названием интерцепторы . Там же, на крыле раположена так называемая . Это закрылки и предкрылки . Эти элементы улучшают характеристики взлета и посадки самолета (длинну разбега и пробега, взлетную и посадочную скорости). На многих самолетах в крыле также располагается топливо, а на военных самолетах вооружение.

Ну и где тут фюзеляж?... Су-27

Хвостовое оперение . Не менее важный элемент конструкции самолета . Состоит из двух частей: киль и стабилизатор. Стабилизатор, в свою очередь, как и крыло, состоит из двух консолей, левой и правой. Основное предназначение – стабилизация полета, то есть они помогают самолету сохранять то направление полета и высоту, которые ему первоначально были заданы вне зависимости от атмосферных воздействий. Киль стабилизирует направление , а стабилизатор – высоту . Ну, а если экипаж, пилотирующий лайнер захочет изменить курс полета, то для этого на киле существует руль направления, а для изменения высоты на стабилизаторе соответственно руль высоты.

Обязательно зацеплю мою любимую тему о понятиях. Неправильно говорить «хвост», имея ввиду киль, как это частенько можно услышать в неавиационной среде. Хвост вообще слово специфичное и относится к хвостовой части фюзеляжа вместе с оперением.

Бывает такое шасси... МИГ-25

Еще одна немаловажная часть, элемент конструкции самолета (хотя маловажных наверное нет:-)). Это взлетно-посадочное устройство, а по простому шасси . Используется на взлете, посадке и рулении. Функции достаточно серьезные, ведь каждый самолет, как известно, просто обязан «не только хорошо взлететь, но и крайне удачно сесть»:-). Шасси — это не просто колесо, а целый комлекс очень серьезного оборудования. Одна только система уборки-выпуска чего стоит… Здесь, кстати присутствует всем известная АВS. К нам на автомобили она пришла из авиации.

А бывает и такое шасси... АН-225 "Мрия"

Еще я упоминал о силовой установке. Двигатели могут располагаться внутри фюзеляжа, либо в специальных мотогондолах под крылом или на фюзеляже. Это основные варианты, но есть еще и частные случаи. Например, двигатель в корневой части крыла, частично утопленный в фюзеляж. Замысловато звучит, правда? Зато интересно. В современой авиации вообще много появилось замысловатого. Где например фюзеляж в чистом виде на самолете МИГ-29, или Су-27. А нет его. В техническом плане он, конечно выделяется, но внешне… Сплошное крыло, двигатели и кабина:-).

Ну, вот, пожалуй, и все. Основные я перечислил. Суховато получилось, но ничего. О каждом этом элементе мы еще поговорим в дальнейшем и уж там-то я разгуляюсь:-). Ведь разнообразие компоновок, конструкций и состава оборудования очень большое. Это и различные общие схемы и разные компоновки хвостового оперения, крыла, различные конструкции и расположение шасси, двигателей, мотогондол и т.д. Из всего этого многообразия получается множество всевозможных летательных аппаратов, как уникальных в своих возможностях и безумно красивых, так и массовых, но все равно красивых и притягательных.

Пока:-). До следующей встречи…

P.S. Как я разошелся, а?! Ну прям, как о женщине:-)…

Фотографии кликабельны.

Конспект по развитию речи в старшей группе

На тему "Воздушный транспорт"

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №109 Мотоева Л.Л.

Цель: Развитие познавательного интереса к воздушному транспорту.

Программное содержание:

1.Познакомить детей с историей возникновения воздушного транспорта, обогатив представления детей о нем.

2. Продолжать учить отвечать полным ответами.

3. Закрепить знания детей о частях самолета и вертолета.

4. Развивать связную речь, обогащая словарь детей словами - названиями транспортных средств, профессий людей.

5. Развивать воображение, память и мышление детей

6. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Методы и приемы:

* наглядный,

* информационно-рецептивный,

* словесный,

* игровой,

* использование технических средств,

* метод здоровьезберегающих технологий.

Материал:

* картинки с изображением воздушных видов транспорта;

*мультимедийная презентация «История возникновения воздушного транспорта»;

* разрезные картинки воздушного транспорта к игре "Сложи картинку";

*мяч.

Ход занятия

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприведствуем их. Гости наши хотят узнать что вы знаете и умеете. А вот о чем именно мы должны рассказать нашим гостям можно узнать, заглянув вот в эти конверты. Вот только проблема в том, что картинки кто-то разрезал. Ребята, вы поможите мне их сложить?

Проводиться игра "Сложи картинку". Ребята, что изображено на собранных вами картинках? Молодцы!

Отгадайте загадки:

Крыльев нет у этой птицы,

но нельзя не удивиться:

Лишь распустит птица хвост

И поднимется до звезд (Ракета)

Это что за вентилятор,

Над землей завис ребята!

И ревет и тарахтит,

Хоть без крыльев, но летит (вертолет)

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведет его пилот!

Что же это? (самолет)

С виду это самолет.

Крылья есть и есть пилот.

Хорошо летать умеет,

Но мотора не имеет. (планер)

Молодцы! О чем были загадки? (про воздушный транспорт)

Так, значит о чем мы сегодня с вами поведем нашу беседу? (о воздушном транспорте)

Давайте посмотрим как человек покорил небо.

История транспорта

Человек смотрел на птиц и хотел научится так же как они летать. Он много думал и решил сделать себе крылья.

Но так как птицы летают у него не получалось. И тогда он изобрел воздушный шар, который нагревался теплым воздухом. Только такой шар не мог далеко летать. Сейчас такой воздушный шар называется АЭРОСТАТ.

Затем человек на аэростат прикрепил двигатель – получился дирижабль

А еще придумал планёр, правда он был без двигателя и парил в воздушном потоке, но с крыльями.

И вот когда человек соединил дирижабль и планёр – получился самолет с двигателем и крыльями, который смог перевозить пассажиров и грузы.

Там где нельзя сесть и взлететь самолету выручает вертолет.

Неизведанные дали манили человека в космос и он создал аппарат для полета в космос –ракету.

Для того чтобы напомнить о воздушных профессиях, предлагаю поиграть

Игра "Вопрос-ответ" (с мячом)

1.Почему этот транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).

2.Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).

3.Кто управляет самолётом? (Самолетом управляет летчик).

4. Как по-другому можно назвать летчика? (пилот)

5. Кто обеспечивает связь с землей, с аэропортом во время полета? (радист)

6. Кто проверяет правильность курса самолета? (штурман)

7. Кто проверяет исправность всех приборов и механизмов самолета, вертолетов и космического корабля? (инженер или борт-инженер)

8. Кто помогает пассажирам, приносит им обед и разносит напитки? (стюардесса)

9. Кто готовит самолет к полету на земле? (механики и рабочие на аэродроме)

10. Как можно назвать людей, которые строят самолеты? (самолетостроители)

11. Как называется профессия человека, который придумывает новые модели самолетов? (конструктор)

12. Кто исспытывает новые самолеты? (летчик-испытатель)

13. Как можно назвать пилота вертолета? (вертолетчик)

14. Кто управляет полетом космичекого корабля? (космонавт)

15. Как можно назвать людей которые строят ракеты? (ракетостроители)

16. Как называется команда летчиков? (Экипаж)

17. Для чего нужны парашюты? (Чтобы не разбиться, прыгая с самолета)

18. Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром)

Игра "Летает - не летает". (на ковре) (Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - топают ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, воздушный шар, лодка.

Динамическая пауза "Самолет и ракета"

Руки в стороны - в полет отправляем самолет.

Правое крыло в перед, левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре - полетел наш наш самолет.

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носочки поднимись, а потом руки вниз.

Вот летит ракета ввысь!

Составление рассказа "Отправляемся в полет"

Ребята, давайте отправимся с вами в воображаемый полет. Я предлагаю вам придумать название своего самолета. Потом расскажите, какого его назначение. Куда он летит? Кого или что везет? Какие происшествия могут случиться во время полета? Как члены экипажа преодолели трудности? Как завершился полет?

Работа с иллюстрациями

А) –Посмотрите внимательно на рисунки, что вы видите? (самолет и вертолет)

1. Из каких частей состоит самолет? (кабина, дверь, крылья, хвост, корпус, иллюминаторы, шасси)

2. Из каких частей состоит вертолет? (кабина, винт, хвост, колеса, корпус, иллюминаторы, дверь)

А знаешь ли ты, что колеса самолета называются шасси, а окна- иллюминаторы.

Б) Сравните самолет и вертолет.

1.Что есть у самолета и нет у вертолета? (крылья)

2.Что есть у вертолета и нет у самолета? (винт)

3. Что есть и у самолета и у вертолета? (кабина, хвост, иллюминаторы)

Игра «Доскажи словечко» (для закрепления изученного)

1.Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную... (ракету)

2.В небесах грохочет гром
И ни облачка кругом.
Песнь раскатисто поёт
Винтокрылый (Вертолёт.)

3. В этом доме тишина,

Много окон, дверь одна.

Дом летит под небеса.

За окошком вся страна.

Дом отправился в полет.

Значит это... (самолет)

4. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился...(парашют)

5. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? - (...самолет)

6. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это? (вертолет)

7. Это что там под луной?
Дыня с дом величиной?
В небесах парит корабль
Под названием... .(Дирижабль)

Итог занятия

О чём мы сегодня говорили? Что узнали нового?

Какое задание показалось вам самым интересным?

Какое задание вызвало у вас затруднение?

А кто на ваш взгляд был самым активным на занятии, себя не называть!

Какие вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. На этом наше занятие закончено. Что вы хотите сказать нашим гостям? (До свидания)