Недалеко от села радонеж основал монастырь. Радонеж (Городок). Церковь Спаса Преображения. Радонежская церковь Преображения Господня

  • Рассказ о поездке по Сергиево-Посадскому району - Радонеж.
  • Преображенская церковь

    Село Радонеж

    История. Церковь Преображения Господня стиля ампир построена в 1834-1840 гг. на средства прихожан и пожертвования. Кирпичное здание с применением белого камня в деталях, обладает характерной для своего времени композицией.

    Бесстолпный одноапсидный четверик храма, с боковыми портиками дорического ордера, увенчан купольной ротондой. С запада к нему примыкает трапезная и трехъярусная колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона.

    Интерьеры украшают деревянные резные иконостасы : главный пятиярусный 1890-х гг., двухъярусный придельный - 1862 г. Стены и своды покрыты масляной живописью 1870-х гг. Кирпичная церковная ограда восстановлена в 1969 г. по образцу прежней (1855 г.).

    Село Радонеж на реке Паже имеет древнюю историю и широко известно благодаря тому, что именно здесь начались подвиги преподобного Сергия (Варфоломея), получившего прозвание Радонежский. Родители маленького Варфоломея переселились в Радонеж из своего имения под Ростовом Великим , откуда их вынудили уехать постоянные притеснения со стороны наместников московского князя Ивана Калиты. Боярин Кирилл со своей женой Марией и сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром по приглашению радонежского наместника Терентия Ртища, который обещал переселенцам большие льготы, перебрался в Радонеж. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре , а Варфоломей отправился с ними – присматривать и помогать престарелым родителям.

    В XV веке Радонеж стал настоящим городком с крепостью, земляными валами и тремя храмами, центром удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Валы сохранились по сей день, а вот от трех храмов сохранились лишь деревянные царские врата. Соборный храм крепости носил название Преображенского. При Иване III в Радонеж из Троицкого монастыря была переведена ярмарка. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма. Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела – Сергия Радонежского и Михаила Малеина.

    В XVIII веке село приобрело новое название – Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах. Основной объем – четырехугольный, по бокам украшен высокими портиками в четыре колонны, на нижний ярус поставлена высокая световая ротонда. В главной части храма был поставлен пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского в трапезной – небольшой двухъярусный. В 1870-х годах храм был расписан, и частично эти росписи сохранились.

    Трехъярусная колокольня украшена парными колоннами и увенчана шпилем. В 1855 году храм окружили новой кирпичной оградой с металлическими решетками. Эта ограда была частично разрушена в советское время, в 1969 году восстановлена.

    Древнее село с начала XIX века привлекало внимание исследователей. Во многом благодаря тому, что еще в 1820-х годах удалось восстановить историю села, в 1960-х годах было принято решение о сохранении его памятников, в том числе храма Преображения. В 1974 году храм был поставлен на государственную охрану. В 1988 году рядом с храмом был установлен памятник Сергию Радонежскому по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиева.

    В 1989 году село Городок было переименовано в Радонеж. Сейчас сюда стекается множество паломников, посещающих места, связанные с житием одного из самых почитаемых и прославленных русских святых – Преподобного Сергия Радонежского.

    Радонеж - старинное село в Сергиево-Посадском районе. Оно расположено неподалёку от автодороги «Холмогоры», в 13 километрах южнее Сергиево Посада, на реке Пажа.

    История

    Территория Радонежа и окрестностей заселена очень давно. Древнейшими обитателями этих мест были финно-угорские и балтийские племена. В начале нашей эры здесь находилось укреплённое поселение финно-угров. В 11 веке на берегах Пажи появляются славяне-кривичи, оставившие после себя погребальные курганы.

    Согласно преданию, поселение основано новгородцем Радонегом и названо в его же честь. Радонеж находился на тракте у брода. Эта дорога являлась вектором расселения русичей в 13-14 веках. Ражонеж, входивший в Ростово-Суздальское княжество не пострадал в ходе монголо-татарского нашествия, в нём находились татарские баскаки.

    В середине 14 века Радонеж (иначе Радонежское) присоединён к Московскому княжеству, став волостным центром. В начале 15 века князь Андрей Радонежский, владелец села, укрепил Радонеж, обнеся его земляными валами и устроив деревянный кремль. В тот период поселение известно как Городок Радонежский. При царе Иване ІІІ городок назначен центром особого уезда, сюда даже перенесли ярмарку, что обычно проводилась в Троицком монастыре. В правление Ивана Грозного в городке устроена крупная ямная (почтовая) станция.В Смутное время Радонежский городок разорили поляки, после чего поселение не смогло оправиться.

    С начала 17 столетия Радонеж известен под названием Городок, хотя по факту являлся селом. В 1617-1764 годах Городок приписан к Троице-Сергиеому монастырю, а затем - был казённым селом. Историческое название Радонеж ему вернули в 1989 году.

    Достопримечательности

    Архитектурной достопримечательностью Радонежа является Преображенская церковь, освящённая в 1842 году. Её украшают росписи и иконы 19 века. От древнего Радонежа сохранились валы. У бывшего входа в крепость (детинец) в 1988 году установлена скульптура, символизирующая «чудесное научение» отрока Варфоломея - будущего преподобного Сергия Радонежского. В Радонеже проходили съёмки фильма «Аты-баты, шли солдаты».

    Село Радонеж на левом берегу речки Пажи - одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. Основано оно славянами примерно в XI веке. Это подтверждает и название Радонеж - личное славянское имя «Радонег» в притяжательной форме. Есть мнение, что название соседнего города Хотьково происходит от имени «Хотонег».

    Церковь Преображения в селе Радонеж была построена в 1836-1842 гг. Село Радонеж на реке Паже широко известно благодаря тому, что именно здесь начались подвиги преподобного Сергия (Варфоломея), получившего прозвание Радонежский.

    Родители маленького Варфоломея переселились в Радонеж из своего имения под Ростовом Великим, откуда их вынудили уехать постоянные притеснения со стороны наместников московского князя Ивана Калиты.

    Боярин Кирилл со своей женой Марией и сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром по приглашению радонежского наместника Терентия Ртища, который обещал переселенцам большие льготы, перебрался в Радонеж.

    Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре, а Варфоломей отправился с ними - присматривать и помогать престарелым родителям.

    В XV веке Радонеж стал настоящим городком с крепостью, земляными валами и тремя храмами, центром удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Валы сохранились по сей день, а вот от трех храмов сохранились лишь деревянные царские врата.

    Соборный храм крепости носил название Преображенского. При Иване III в Радонеж из Троицкого монастыря была переведена ярмарка. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма.

    Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела - Сергия Радонежского и Михаила Малеина.

    В XVIII веке село приобрело новое название - Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах.

    Основной объем - четырехугольный, по бокам украшен высокими портиками в четыре колонны, на нижний ярус поставлена высокая световая ротонда. В главной части храма был поставлен пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского в трапезной - небольшой двухъярусный. В 1870-х годах храм был расписан, и частично эти росписи сохранились.

    В 1974 году храм был поставлен на государственную охрану. В 1988 году рядом с храмом был установлен памятник Сергию Радонежскому по проекту скульптора В.М.Клыкова. Это было 29 мая - в честь 1000-летия Крещения Руси и в честь 600-летия со дня упокоения Преподобного Сергия здесь, напротив храма Преображения. Памятник представляет собой трёхметровую фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика с образом Троицы. Это первый памятник Русскому святому с 1917 года. Почитается как икона.

    В 1989 году село Городок было переименовано в Радонеж. Сейчас сюда стекается множество паломников. Под горой находится родник Сергия Радонежского, там же устроена купель.

    Паломник тащит с собой шесть пятилитровых емкостей для воды. Следовательно, ему придется подниматься в крутую горку, неся с собой лишние 30 кг.

    Часть материала взята с сайта Храмы.ру.

    Исторически и географически лучше всего осматривать сразу Хотьково, Радонеж, Деулино и Троице-Сергиеву Лавру. Географически потому, что все это относительно рядом, а исторически - потому что родители Сергия Радонежского жили в Радонеже, основали монастырь в Хотьково, там же и похоронены, а Сергий Радонежский был основателем Троице-Сергиевой Лавры. А в селе Деулино был подписан мирный договор, ставший окончанием польско-литовской интервенции, т.н. "деулинский мир".

    Поездки в Лавру и в Хотьковский монастырь я уже описывала (см. ссылки в конце рассказа), теперь дошла очередь до Радонежа и Деулина. Земля Радонежская вообще богата историей, на ней велись кровопролитные сражения, плелись интриги, она сильно пострадала от многих войн, но опять возродилась.

    Жаль, что в Радонеже сохранилась только церковь Преображения Господня, построенная в 19 веке, и памятный знак Сергию Радонежскому – место обязательной фотосъемки местных молодоженов, а ведь когда-то тут были и церкви, и хорошо укрепленная крепость, и многометровые валы, а на одном из городских кладбищ были похоронены князья Хованские, казненные первым Романовым по обвинению в измене…

    Радонежская церковь Преображения Господня

    Когда едешь от Хотьково на машине (а мы еще и попали туда аккурат на Троицу), на высоком пригорке среди бескрайней зеленой равнины видишь сначала много-много автомашин, а уже потом – церковь. Она построена в 1836-42 гг. на средства прихожан. Я не буду утомлять вас описанием церкви с точки зрения архитектуры, скажу лишь, что здание белого (ранее она была нежно-голубого) цвета имеет довольно традиционную для церквей того времени архитектуру, с одной из сторон к церкви пристроена трехъярусная колокольня, с другой – трапезная.

    Дул довольно сильный ветер, было солнечно, но надвигалась грозовая тучища, поэтому для прогулки по окрестностям я укуталась в курточку с капюшоном, надела платок (праздник все-таки) и темные очки. Хорош же у меня был видок.

    Прямо на входе – магазин, где помимо иконок-крестов-масел-свечек продавали почему-то и сумки, и ремни, и прочую дребедень. Пришлось протискиваться между двумя большими прилавками. Внутри было довольно нарядно: на полу зеленая свежескошенная травка, возле особо значимых икон – срубленные молоденькие березки в трехлитровых банках. Только что закончилось венчание, и счастливые новобрачные стояли в уголке. Правда, я подумала сначала, что закончилось крещение, но увидели на входе автомашину с кольцами на крыше, и поняли, что это было.

    В алтарной части церкви – пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского – двухъярусный. Этот придел построен на том самом месте, где в 15 веке стоял дом родителей Сергия Радонежского. Иконы для церкви написаны местными мастерами в 19 в. Местами сохранилась стенная роспись, а в углу – копия "Явления отроку Варфоломею" в натуральную величину (оригинал можно лицезреть в Третьяковской галерее).

    У церкви стоит деревянный крест, перенесенный сюда из Москвы – с могилы Святой Матрены Московской. За церковной оградой, прямо у дороги – несколько старых могил, заросших травой. Поодаль стоит памятный знак Сергию Радонежскому.

    Вниз стоит пойти, чтобы набрать воды из источника, во всяком случае, мы туда пошли именно затем. По довольно крутой лестнице спускаемся вниз, осматриваем малюсенькую деревянную часовню, а затем по тропинке подходим к источнику. Тут столпилось уже человек 50, большинство – с пятилитровыми пластиковыми бадьями.

    Источник представляет собой 2 струйки воды, текущие прямо из двух металлических труб, уходящих в землю, и одна бутыль наполняется довольно долго – во всяком случае, когда при мне одна дама попросила набрать водички в небольшую бутылку без очереди, ее не пустили с гневным окриком, что, мол, все тут час с лишним стоим. Мы не стали стоять, я лишь попрыгала вокруг, снимая речушку Пажу, густо заросшую растительностью, и мы потопали обратно. Места красивейшие – не зря именно тут рисовал с натуры Васнецов.

    Памятный знак преподобному Сергию Радонежскому

    В 1988 г. на окраине села на невысоком округлой формы холме был установлен памятный знак преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В.М.Клыков, архитектор Р.И.Семержиев).

    "На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: "Сергию Радонежскому благодарная Россия".

    Историческая справка

    Скорее всего, Радонеж был основан в 11 веке как славянское поселение, а его название представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег. Есть мнение, что название соседнего города Хотьково происходит от имени Хотонег или Хотобуг.

    В разное время Радонеж входил в Ростово-Суздальское, а потом и во Владимирское княжества, а когда Русь попала под власть Золотой Орды, в Радонеже сидели ханские наместники, собиравшие дань, что свидетельствует о его важности. В 14 веке город вошел в состав Московского княжества.

    В 1332 г. (по другим данным – в 1328 г.) в Радонеж переезжает ростовский боярин Кирилл с женой Марией и сыновьями Стефоном и Варфоломеем. Второму сыну суждено стать одним из величайших священников Руси по имени Сергий Радонежский… Боярин и его жена основали в Хотьково в 1330-е годы Покровский монастырь, который стоит там и поныне, а в 1342 г. сыновья боярина ушли на речку Кочуру неподалеку от Радонежа и основали там пустынь, где Варфоломей принял постриг 7 октября 1342 г. (по другим данным – 7 октября 1337 г.). Первым настоятелем разросшегося Троицкого монастыря стал игумен Митрофан, настоятель Покровского монастыря, принявший постриг Сергия Радонежского.

    Именно благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. По преданию, Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву, после которой удельный серпуховский князь Дмитрий стал великим русским князем. Икона, которой было совершено благословление, сейчас хранится в Третьяковской галерее, в честь нее назван Донской монастырь Москвы (про него у меня есть отдельный рассказ).

    Старец предсказал князю победу и дал в помощь монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму (помните знаменитую картину "Поединок Пересвета с Челубеем"?). Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же служил панихиды. В 1389 году Дмитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

    Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 (по другим источникам – в 1422 г.) году он был причислен к лику святых. Мощи преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре.

    В 1613 г. русским царём был избран Михаил Фёдорович Романов (1596-1645). Но Польша не признала его царём, и в апреле 1617 г. сын короля Польши Сигизмунда III королевич Владислав выступил с войсками на Москву. Началось так называемое Смутное время. Именно в эти годы были полностью разорены Радонеж и его окрестности.

    Троице-Сергиев монастырь, опоясавшийся в середине 16 в. мощными крепостными стенами, подвергся 16-месячной осаде отрядов Лжедмитрия II, но не сдался. На этом злоключения монастыря не закончились: в 1617 году польский королевич Владислав после неудачного штурма Москвы второй раз пытался захватить монастырь, но игумен монастыря к этому времени обзавелся своими стрельцами и пушкарями. Королевич отошел дальше по дороге к деревне Рогачево и приступил к переговорам, т.к. надвигались морозы, а польское войско было истощено. Поляки через парламентёров сообщили о прекращении военных действий и желании мира с Москвой.

    "В ночь с 19 на 20 ноября в Троице-Сергиев монастырь прибыли московские послы во главе с боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. С польской стороны послами были князь Новодворский (хе-хе!), гетман Лев Сапега и староста Александр Гонсевский. Поляки добивались, чтобы переговоры велись в стенах крепости, намереваясь разведать её укрепления. Но русские послы настояли на том, чтобы местом переговоров было с. Деулино. 1 декабря 1618 г. послы подписали договор о перемирии между Россией и Речью Посполитой на 14 с половиной лет. В историю этот договор вошёл под названием Деулинский".

    В двенадцати верстах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры расположился чудный, живописный уголок. В отдалении от шумных трасс и в окружении лесов возвышается Спасо-Преображенский храм с величественной колокольней. У подножия холма, на котором высится церковь, змейкой вьется речка Пажа. Она ведет путников к источнику преподобного Сергия. А там солнечные лучи, бесконечно отражаясь в золотых куполах над образами преподобных Сергия, Кирилла и Марии, игриво наполняют своим светом всю долину.

    Древнее село Радонеж получило свою известность благодаря благочестивым родителям преподобного Сергия, которые в начале XIV века переселились в здешние места из Ростова. В чудесный городок Радонеж, на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и отправились паломники из .


    В дар Радонежскому храму Преображения Господня мотоциклисты привезли икону Собора Радонежских Святых, которую передали настоятелю подворья, иеромонаху Роману.
    2.


    3.

    Чаще всего Радонеж упоминают, повествуя о детстве Варфоломея, будущего преподобного Сергия, но история этого села началась многими веками ранее. Издревле на берегах рек Вори, Пажи и Торгоши селились финно-угорские племена - меря и балты. Около XI века сюда пришли славяне, которые основали на пересечении Переславской дороги и реки Пажи поселение, именуемое в летописях Радонежем.
    4.

    Согласно преданию, это название происходит от имени собственного - Радонег. Вероятно, так звали человека, который некогда основал здесь село. Хотя само слово Радонеж в первую очередь ассоциируется с радостью. И действительно, исполненный Духа Святого преподобный Сергий стал радостью и утешением не только для своих благочестивых родителей, но и для всей Руси, коим и остается по сей день. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!
    5.

    В середине XII века Радонеж вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, а в начале XIII века - в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 годов здесь жили ханские баскаки, которые следили за вверенной им территорией и собирали дань. Память об этом хранят названия пустошей - Ханская и Баскакова.
    6.

    Во второй половине XIV века Радонеж был присоединен к образовавшемуся в 1263 году Московскому княжеству. Ханских баскаков сменили княжеские наместники. С их приходом в селе появилась большая усадьба и церковь в честь Рождества Христова. Московский князь желал усилить положение своего княжества, которое в то время было малочисленным. Одним из способов этого было привлечение на службу знатных людей из соседних уделов, которым на новых землях предоставлялись различные льготы.
    7.

    Как пишет Епифаний Премудрый в житии преподобного Сергия Радонежского, великий князь Иван I Калита (внук Александра Невского) по малолетству своего сына Андрея поставил в деревне, именуемой Радонеж, наместником некоего Терентия Ртища. А тот, прослышав про бедственное положение ростовских бояр и желая привлечь большее число поселенцев, пригласил их в тогда почти незаселенный Радонежский край.

    Среди переселенцев были бывший княжеский воевода Кирилл, его жена Мария и трое сыновей - Стефан, Варфоломей и Петр. Впоследствии их среднему сыну, Варфоломею, Божиим Промыслом было уготовано стать не просто благочестивым молитвенником и смиренным иноком, но великим Игуменом земли Русской и строителем Святой Руси.

    8. Источник преподобного Сергия Радонежского

    Святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, а спустя три столетия преподобный Сергий ее возродил духовно, возвысил, вывел Русь из нравственного оцепенения и разрухи. Преисполненный Любовью инок вновь обратил людей ко Господу и по всей земле русской рассеял семена веры Христовой. Во все концы разлетелись «птенцы Сергиевы из родного гнезда Радонежского», которые, беспрестанно славя Господа, приумножали стадо Христово по всей Отчизне. Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано около сорока монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели еще порядка пятидесяти обителей. Духовные дети великого Радонежского подвижника разбрелись по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонек духовной жизни и разливая свет просвещения христианского. Богоносный авва Сергий стал духовным отцом не только для своих учеников, но и для всех православных христиан на Руси.

    В Радонеже преподобные Кирилл и Мария прожили около семи лет, ни на мгновение не оставляя дел добродетели. Как и в Ростове, они, исполняя заповедь апостола Павла, всегда гостеприимно встречали под своей крышей странников, помогали нуждающимся, покровительствовали расположенному по соседству Покровскому Хотькову монастырю. Предчувствуя скорую кончину, благочестивые родители преподобного, оставили все мирские заботы и удалились в Покровскую обитель, где приняли постриг в схиму и в молитве и покаянии стали приуготовляться ко встрече с Господом.

    После смерти московского князя Ивана Калиты Радонежские земли, вместе с основанным на них к тому времени Троицким монастырем, перешли к его жене Ульяне с сыновьями. После ее кончины в 1374 году часть имений княгини наследовал князь Дмитрий Иванович Донской, а волости Бели и Радонежская достались его двоюродному брату - князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Князь Владимир Андреевич глубоко почитал мудрого Троицкого игумена и, желая сделать дело на благо его обители, назначил монастырю ругу - ежегодное продовольственное содержание. После великой победы войска Дмитрий Донского на Куликовом поле, князь Владимир Андреевич, который в том сражении руководил засадным полком, по благословению преподобного Сергия Радонежского устроил в Серпухове Высоцкий монастырь с церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.

    После смерти Серпуховского князя в 1410 году его владения были разделены между его женой и пятью сыновьями. Радонежская волость вместе с некоторыми другими землями достались четвертому сыну Владимира Храброго - князю Андрею Владимировичу. Им был выстроен кремль, окруженный земляными валами, после чего Радонеж стал столицей удельного княжества. Главный соборный храм был освящен в честь Преображения Господня. С этого времени Радонеж стал именоваться в летописных документах Городком Радонежским или просто Городком.

    После смерти князя Андрея Владимировича в 1426 году Городок наследовал его племянник князь Василий Ярославич Боровской. В 1456 году, когда Великий князь Василий II отнял удел Василия Ярославича, Радонеж вновь вошел в состав московского княжества. Его наследник, Иван III, собирая и объединяя земли вокруг Московского княжества, желал сделать из Радонежской и нескольких прилегающих волостей Радонежский уезд. В 1492 году он перевел в Радонеж ярмарку, которая до этого проходила в Троицком монастыре, а в 1505 году завещал город своему сыну Василию.

    В Смутное время многие святые обители Руси были разграблены и разрушены польско-литовскими интервентами. В течение долгих 16 месяцев Троице-Сергиев монастырь осаждали войска Лжедмитрия. Близлежащие к обители Покровской Хотьков монастырь и Радонежский Городок были практически уничтожены западными захватчиками. В 1616 году царь Михаил Федорович передал так и не восстановившийся Городок Троице-Сергиевому монастырю. У монастырской братии не хватало средств для устроения храма, и тогда они попросили у государя выдать им «повалушу», т.е. большую неотапливаемую башню, из соседнего села Воздвиженское. Монахи переделали башню в шатровый храм и освятили его в честь Преображения Господня.

    13. Спасо-Преображенский храм

    По указу Екатерины II о секуляризации церковных земель село Городок перешло в разряд казенных. Новая каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной была выстроена на средства прихожан в 40-е годы XIX века. Она считается одним из лучших образцов архитектуры стиля ампир. Создание проекта приписывают архитектору А.Г. Григорьеву.

    14. Спасо-Преображенский храм

    В 1854 году храм был окружен оградой с угловыми башнями. Сначала он стоял отдельно от трехъярусной колокольни, но в 1860-х годах их объединили трапезной. На звоннице установили семь колоколов. Самый большой из них весил более трех тонн. Храм украшали сразу два иконостаса: пятиярусный - в главной части и двухъярусный - в приделе.

    15. Спасо-Преображенский храм

    В 70-е годы XIX века в селе появилась земская начальная школа. Примерно с середины XIX века древнее село Городок стало привлекать историков и археологов.

    С приходом советской власти Спасо-Преображенский храм закрыли. Дом священника снесли и на его месте устроили свиноферму. В стенах Преображенской церкви разместилось зернохранилище, а в 1941 году здесь поселился клуб…

    В послевоенные годы произошло некоторое потепление в отношении власти к Радонежскому краю и его святыням. В 1960 году городище стало охраняться как памятник археологии республиканского значения, а спустя 14 лет, в 1974 году, под опеку государства была отнесена и Преображенская церковь. С этого момента началось ее постепенное восстановление. Еще около двух десятилетий в храме располагалась экспозиция Загорского государственного музея-заповедника, посвященная истории Радонежа.

    В памятный для всего русского православного мира 1988 год, в который отмечалось 1000-летие со дня Крещения Руси, напротив Спасо-Преображенского храма появился памятник преподобному Сергию Радонежскому. Его возведение планировалось осуществить годом ранее, но авторы проекта столкнулись с рядом трудностей, чинимых богоненавистнической властью.

    Несмотря на то, что об открытии памятника было известно заранее, в телевизионном выпуске новостей накануне мероприятия оно было представлено как носящее антисоветский характер. Такое заявление тут же вызвало огромный резонанс, как со стороны настроенного против церкви народа, так и со стороны властей. Грузовик, в котором скульптор Вячеслав Клыков вез монумент на торжественное открытие, был остановлен на Ярославском шоссе на полпути и развернут. Тем временем в Городке был срыт пьедестал для памятника, а вдоль дороги выставлены кордоны милиции.

    19. Памятник преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже

    Так звучат воспоминания тех, кто 20 сентября 1987 года ехал в сторону тогда еще Загорска на открытие памятника:

    «Множество людей, направляющихся к шоссе, ведущему в Городок (Радонеж), встречают усиленные наряды милиции. Из мегафона доносится металлический голос: «Немедленно освободить проезжую часть дороги!» Прибывших людей, не обращая внимания на их пол и возраст, сталкивают с шоссе в непролазную грязь. Около пяти тысяч человек во главе с Левшовым (держащим в руках красное развернутое знамя, привезенное из Берлина), Сычевым и монахом Гермогеном, построившись в колонну, буквально с боем проходят сначала сквозь один, потом сквозь другой кордон милиции.

    Бетонный мост через небольшую речку Пажа перегорожен машинами и последним, наиболее многочисленным нарядом милиции. Над колонной взметаются хоругвь со Спасом Нерукотворным и знамя с изображением Георгия Победоносца. Люди с криками «ура» идут на последний прорыв: милиция оттеснена, машины сдвинуты. Колонна прошла сквозь все преграды» . ()

    И все же благодаря настойчивости граждан и не без Божией Помощи, 29 мая 1988 памятник был установлен. Величественный монумент преподобному Сергию Радонежскому создал скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Огромный вклад в появление памятника внесли член Союза художников СССР, руководитель Патриотического союза «Россия» Игорь Сергеевич Сычев, ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага, гвардии полковник Ерофей Михайлович Левшов и монах Гермоген (в миру - Геннадий Михайлович Хмельницкий).

    С холма-пьедестала на Русь-матушку взирает старец. Глаза его прикрыты, но духовным зрением он видит то, что другим не открыто. Он слышит каждого, обращающегося к нему, и молится Всевышнему за всю Русскую землю. В средней части фигуры выделяется фигура мальчика в простом крестьянском одеянии. Он держит в руках икону ветхозаветной Троицы. Это отрок - юный Варфоломей, «сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

    В 1989 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Городку было возвращено его историческое название - Радонеж. В 1990-х годах Преображенская церковь была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры.

    В храме сохранились фрагменты росписи 1870-х годов. На сегодняшний день фрески и иконостас восстановлены.

    24. Спасо-Преображенский храм

    С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Из этих мест был родом первый казанский архиепископ Гурий (+ 4 декабря 1563) и, как полагают историки, - гениальный иконописец Андрей Рублев. Радонеж вдохновлял писателя Сергея Аксакова и знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.

    Благодаря невероятному усердию и трудам настоятеля храма, иеромонаха Романа (Шубёнкина), и с помощью добрых людей удалось восстановить храм и прилегающие территории в том величественном благолепии, в котором его видят паломники, сейчас приезжая в древний Радонеж.

    Посещение Радонежской земли не только открыло сокровищницу Радонежья, но и позволило Православным собраться вместе. Дорога, собирающая благочестивых единомышленников - это одно из богатств, доступных сегодня каждому. Как отметил священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на одной из встреч с молодежью: "Дружба - одно из немногих приобретений для человека, имеющее самостоятельную ценность". Паломничество дает нам это ценное приобретение.

    В храме в честь Преображения Господня завершилась часть паломничества по святым обителям земли Радонежской. Путники познакомились с историей древнейших обителей Московской области, и смогли помолиться перед их святынями. Огромной радостью стала возможность провести Лазареву субботу в уединенных скитах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в которых многие лета назад славили Имя Господне великие святые и подвижники благочестия. Не меньшим счастьем было и оказаться на Божественной Литургии в Успенском соборе Лавры в Праздник Входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, а потому, завершив странствие по Радонежским обителям, паломники отправились в подмосковную Истру, где находится "Русская Палестина" - Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

    Другие рассказы о паломничестве "Радонежье".