Советские лайнеры. Теплоход "советский союз". Интерьер и планировка

В декабре нынешнего года исполняется 85 лет со дня спуска со стапелей судна, которое с середины 50-х до начала 80-х годов прошлого столетия было флагманом дальневосточного морского пассажирского флота. С паротурбоходом «Советский Союз» связано множество с

В декабре нынешнего года исполняется 85 лет со дня спуска со стапелей судна, которое с середины 50-х до начала 80-х годов прошлого столетия было флагманом дальневосточного морского пассажирского флота. С паротурбоходом «Советский Союз» связано множество самых невероятных легенд и мифов.

Одни «знатоки» рассказывали, что первоначально судно было столь огромным, что не могло развернуться в бухте Золотой Рог и его пришлось чуть ли не наполовину обрезать, другие утверждали, что первоначально судно называлось «Адольф Гитлер» (по другой версии – «Великая Германия») и якобы по этой причине немцы поклялись утопить его при первом удобном случае. Механизм появления последней легенды в принципе понятен. В октябре 1955 года (за полтора года до появления «Советского Союза» во Владивостоке) на рейде Севастополя взорвался и затонул, унеся с собой в пучину более 600 человек, линкор «Новороссийск». Он также был получен по репарациям, входил прежде в итальянский ВМФ и назывался «Джулио Чезаре».

По стране немедленно поползли слухи (они, кстати, гуляют до сих пор) о том, что «Новороссийск» взорвали мстительные итальянские боевые пловцы, которые, к слову сказать, по праву считались лучшими в мире. А потому многие дальневосточники были убеждены, что «Советский Союз» специально «сховали» на самый дальний бассейн - подальше от мстительных «фрицев»…

Было немало и других легенд, связанных с судном, которое носило четыре (!) названия. Но его реальная история – в тексте, который мы публикуем ниже.

По имени президента

Перед Первой мировой войной Германия находилась на втором месте в мире по тоннажу, уступая только безусловному лидеру – Англии. Ведущей судоходной компанией Германии являлась компания Hamburg-Amerikanische Packetfarhrt Aktien-Gesellschaft (HAPAG), которая имела в своём составе несколько крупнейших пассажирских трансатлантиков, некоторые из которых в своё время обладали «Голубой лентой Атлантики». Президентом компании, приведшим её к процветанию, был Альберт Баллин (Albert Ballin, 1857 – 1918). Долгое время лозунг компании гласил: «Величина и комфорт превыше скорости».

После поражения Германии по условиям мирного договора практически весь немецкий флот был разделён между победившими союзниками. Альберт Баллин не смог пережить крушение компании и 9 ноября 1918 года, в день капитуляции Германии, покончил жизнь самоубийством.

После смерти Альберта Баллина новое руководство компании HAPAG сделало упор на строительство грузопассажирских судов, доступных для широкого круга пассажиров, на которых оптимально сочетались удобство, надёжность и разумные цены. В соответствии с этой концепцией в компании было принято решение о строительстве четырёх однотипных трансатлантических лайнеров. Строительство этих судов стало своеобразным символом возрождения Германии.

Первое судно серии, названное в честь бывшего президента компании Albert Ballin, было заложено 24 августа 1921 года на судостроительном заводе «Блом и Фосс» (Blohm & Voss) в Гамбурге и получило строительный номер 403. 16 декабря 1922 года судно было спущено со стапелей, а 17 июня 1923 года передано заказчику – компании HAPAG.

О большом внимании к строительству судов этой серии говорит тот факт, что второе судно серии Deutschland было спущено со стапелей 28 апреля 1923 года в присутствии рейхспрезидента Фридриха Эберта (Friedrich Ebert). Несколько позже были построены ещё два судна – Hamburg и New York.

В свой первый трансатлантический рейс из Гамбурга в Нью-Йорк с заходом в Саутгемптон (Великобритания) Albert Ballin вышел 4 июля 1923 года. Продолжительность перехода составила 10,5 суток.

Двухвинтовой пассажирский лайнер имел валовую регистровую вместимость 20 815 тонн, длину 191,2 метра, ширину 24 метра. Две паровые турбины развивали суммарную мощность на валу 13500 л. с., что обеспечивало эксплуатационную скорость 15,5 узла и максимальную скорость до 16,5 узла. Лайнер мог принимать 250 пассажиров в 1-й класс, 340 пассажиров во 2-й класс и 960 пассажиров в 3-й класс. В качестве топлива использовался мазут. Внешней особенностью судна были четыре мачты с грузовыми стрелами и своеобразные очертания носовой части. В своём рекламном буклете компания HAPAG обращала особое внимание пассажиров на следующий момент: «Помимо множества разнообразных новинок, призванных сделать путешествие на борту нового судна богаче и разнообразнее, для пассажиров всех трёх классов в течение всего рейса будут показывать кино. Особенно приятно это будет в дождливые и холодные вечера, когда пассажиры не смогут оставаться на палубе». В 1932 году на борту судна стали демонстрировать звуковые художественные фильмы.

Привлекательность судов типа Albert Ballin в значительной степени была обусловлена устройствами для успокоения качки, благодаря которым даже при значительном волнении моря суда испытывали плавную и ровную качку, а крен судна не превышал 5 градусов. Американские путешественники дали этим судам почётное название «Суда антиморской болезни». Суда типа Albert Ballin оказались достаточно экономичными в эксплуатации и вскоре стали весьма популярны среди пассажиров.

Перемены судьбы

Стремление улучшить дизайн судна и усовершенствовать его конструкцию приводило к постоянным перестройкам и модернизациям. На судне удлиняли и укорачивали дымовые трубы, делали перепланировку пассажирских кают. В 1927 году лобовую часть надстройки сделали полностью остеклённой. В конце 20-х годов скорость судна стала недостаточной, и 11 сентября 1929 года Albert Ballin стал на модернизацию. В ходе модернизации на судно установили четыре новых котла и две новые активно-реактивные паровые четырёхкорпусные турбины завода «Блом и Фосс».

После модернизации валовая регистровая вместимость судна достигла 20 931 тонны, а эксплуатационная скорость судна выросла до 19,5 узла.

Однако испытания, проведённые в начале 30-х годов, показали, что форма корпуса судов далека от оптимальной и при удлинении корпуса примерно на 10 метров для обеспечения скорости 19,5 узла потребуется менее 20 000 л. с. мощности, что даст значительную экономию топлива. После этого было принято решение удлинить все суда этой серии примерно на 12 метров и изменить форму форштевня.

Модернизацию проводили в доках № 5 и № 6 судостроительного завода «Блом и Фосс». Когда первое судно квартета Hamburg прибыло на завод, в доке № 6 уже стояли друг за другом все четыре носовые части, каждая весом около 600 тонн. Следом подобную модернизацию прошли Deutschland, New York и последним - в июле 1934 года – Albert Ballin. В результате модернизации судно получило наклонный форштевень, что обеспечивало значительную экономию топлива. Максимальная скорость судна возросла до 21,5 узла, тоннаж достиг 21 131 тонны, а максимальная длина составила 205,2 метра.

Вскоре после этого по требованию пришедших к власти нацистов (Альберт Баллин был евреем) судно было переименовано и стало называться Hansa.

В свой последний рейс в качестве пассажирского лайнера судно вышло 27 июля 1939 года, после чего было передано военно-морскому флоту Германии в качестве плавбазы.

Участвуя в беспримерной в истории эвакуации людей и ресурсов из Восточной Пруссии и Померании, 6 марта 1945 года Hansa подорвалась на мине недалеко от порта Варнемюнде (Warnemunde) и потеряла ход. Была предпринята попытка буксировки, но вскоре судно наскочило на подводное препятствие (по некоторым данным, это была притопленная баржа) и начало тонуть. Тонуло судно достаточно долго, благодаря чему всем пассажирам и членам экипажа удалось спастись. Hansa легла на левый борт на глубине около 20 метров, при этом правый борт выступал из воды примерно на 5 метров.

Судьбу Hansa разделили и остальные суда квартета.

Hamburg был мобилизован в 1940 году и использовался как база немецких подводных лодок недалеко от города Готенхафен (Gotenhafen). В течение зимы - весны 1945 года перевёз из Восточной Пруссии в Германию более 23 000 человек. 7 марта 1945 года подорвался на двух английских авиационных минах и затонул у острова Рюген, недалеко от немецкого города Сассница (Sassnitz).

Deutschland также с 1940 года использовался в качестве плавучей казармы в Готенхафене. Потоплен английской авиацией 3 мая 1945 года в немецком порту Любек (Lubeck).

После окончания Второй мировой войны по договорённости с союзниками Советскому Союзу отошли Hansa и Hamburg, а Deutschland и New York достались англичанам.

Англичане подняли Deutschland и New York, отбуксировали в Англию, но сочли их восстановление нецелесообразным и разделали на металлолом.

Паротурбоход Hamburg был поднят в 1950 году, проходил восстановительный ремонт в Варнемюнде и Антверпене. Первоначально планировалось использовать его в качестве пассажирского судна на Дальнем Востоке. Судно получило название «Юрий Долгорукий», а в Германию была уже направлена приёмочная команда из Владивостока. Но в 1957 году на уровне правительства СССР было принято решение переоборудовать судно в китобойную базу с базированием в Калининграде. Начиная с 1960 года плавбаза «Юрий Долгорукий» активно использовалась на промысле китов во многих районах Мирового океана. В связи с международной конвенцией, резко ограничившей промысел китов, плавбаза «Юрий Долгорукий» в 1977 году была выведена из эксплуатации и разделана на металлолом.

Под советским флагом

В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую Hansa, после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались около двух лет, и только 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на заводе «Варновверфт» (Warnowwerft) произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия) на верфи John Cockerill. В 1953 году судно получило официальное название «Советский Союз».

В 1954 году на ремонтирующемся судне по невыясненным причинам произошли взрыв и пожар, сильно повредившие внутренние помещения судна. Но тем не менее в сентябре 1955 года судно передали заказчику. Во время ремонта изменился внешний вид судна: вместо двух дымовых труб была сделана одна большая куполообразная, вместо носовой и кормовой мачт поставили грузовые колонки, верхняя палуба стала непрерывной. Тоннаж судна вырос до 23 009 тонн. На судне оборудовали 10 кают «Люкс» и 2 каюты «Спецлюкс» всего на 20 пассажиров, 90 кают 1-го класса (150 пассажиров), 85 кают 2-го класса (404 пассажира) и 85 кают 3-го класса (602 пассажира). Кроме того, судно могло принять 2 280 тонн генерального груза.

Во время ремонта в связи с отсутствием высококвалифицированных специалистов не удалось полностью восстановить турбины и отцентровать главные редукторы. По этой причине мощность главной машины рекомендовали снизить до 14000 л. с., что обеспечивало скорость 16,5 узла.

13 октября 1955 года паротурбоход «Советский Союз» под командованием капитана Николая Борисовича Артюха прибыл в Одессу, а затем перешёл в Севастополь. В Севастополе на Севморзаводе с судна сняли одну из турбин заднего хода и отправили на балансировку на Харьковский турбинный завод, а также провели докование в сухом доке завода. Во время стоянки в Севастополе на «Советском Союзе» побывали Никита Хрущёв, Леонид Брежнев, руководитель венгерских коммунистов Матьяш Ракоши, которому вскоре суждено было лишиться всех своих постов в ходе венгерского восстания 1956 года.

В ноябре 1956 года капитаном-наставником на «Советский Союз» назначен Серафим Порфирьевич Мышевский, а в марте 1957 года «Советский Союз» под командованием капитана Артюха и капитана-наставника Мышевского вышел на Дальний Восток. Шли вокруг Африки, и уже в конце мая судно встало на экспрессную линию Владивосток – Петропавловск-Камчатский. В качестве базы ремонта на Дальнем Востоке для «Советского Союза» определили Дальзавод, где имелся (и имеется) сухой док соответствующих размеров.

После прихода во Владивосток, в мае 1957 года, капитаном судна был назначен Мышевский, который проработал на «Советском Союзе» до 1962 года. С 1965 по 1977 год капитаном паротурбохода «Советский Союз» был Герой Социалистического Труда Борис Андреевич Гришин.

С 11 января по 29 марта 1971 года судно прошло ремонт в Гонконге, во время которого в числе прочих работ были окончательно отцентрованы главные редукторы, и судно смогло развивать скорость до 19 узлов.

Паротурбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии 30 ноября 1980 года и в соответствии с распоряжением начальника Дальневосточного морского пароходства № 1037 от 2 декабря 1980 года был поставлен на прикол для демонтажа оборудования, снятия материалов, технического снабжения и подготовки судна к сдаче на металлолом.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск»; понятно, что «Советский Союз» просто не мог подлежать разделке на металлолом. Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту.

5 марта 1982 года паротурбоход «Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс на разделку с экипажем 60 человек под командованием капитана Геннадия Александровича Кобцева, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Так завершилась славная 60-летняя судьба пассажирского судна Albert Ballin - Hansa - «Советский Союз» - «Тобольск».

Несмотря на железный занавес, в Советском Союзе все же были ниши, в которые вход иностранцам не был запрещен. Одной из таких ниш были морские круизы на советских теплоходах. Граждане СССР тоже были не обделены благами цивилизации: избранные могли отправиться в круиз, чтобы хотя бы ненадолго пожить «заграничной жизнью».

В этом выпуске вы найдете фотографии из буклетов 70-80-х годов, рекламирующих круизный отдых, некий подвид западной жизни на советских круизных суднах.

Во времена СССР, когда поездка за рубеж была большой редкостью и символом невероятного престижа, круизы пользовались огромной популярностью среди советских граждан. Конечно же, в основном это касалось не морских круизов, а речных - в первую очередь по Волге и ее притокам.

Такие круизы пользовались огромной популярностью среди граждан СССР, поскольку путевки распространялись через профсоюзные организации и доставались работникам крупных предприятий значительно дешевле реальной стоимости, всего за 30%. Иногда скидки достигали 90-95%. Остальную сумму доплачивали профсоюзы и государство.

По очень большому блату или (за особые достижения в труде) по профсоюзной линии можно было приобрести путевку на морской круиз - по Черному и Средиземному морям. Именно в такой круиз посчастливилось попасть герою Юрия Никулина из всеми любимого фильма «Бриллиантовая рука». Обласканные судьбой счастливчики могли даже попасть в морские путешествия вокруг Японии и вдоль побережья Западной Африки.

Выбор капиталистических стран для турпоездки был небольшим: ежегодно отправлялось несколько групп в Финляндию, особо избранные - в морской круиз «Вокруг Европы» или «По Средиземному морю», туристы попроще - в круиз «По Дунаю», одну-две группы в год направляли во Францию или в Англию, Австрию, Канаду, США. Иногда были экзотические туры: например, в 1961 г. - «По странам Африки», в 1962 г. - Индия, в 1969 г. - «Тунис, Алжир, Куба», в 1972 г. - круиз вокруг Японии.

Стоимость путевок была разной. Круиз вокруг Европы на одном из самых комфортабельных в то время лайнеров «Шота Руставели» обходился в 500-800 рублей (в зависимости от класса каюты). Круиз вокруг Западной Африки на теплоходе «Башкирия» стоил от 600 до 827 рублей плюс дорога до Одессы и покупка валюты на 24 рубля.

Так выглядела стандартная каюта на советском круизном теплоходе.

История советского морского туризма началась в 1957 году, когда «Интурист» арендовал два судна - «Победу» и «Грузию», на которых и осуществлялись морские путешествия вокруг Европы и Одессы в Ленинград. Кстати, именно на «Победе» шли съемки знаменитой комедии «Бриллиантовая рука» - в ней судно выступало как «Михаил Светлов».

В 50-е теплоход «Петр Первый» начал проводить черноморские кру­изы для туристов из соцстран. На фото: немецкие отдыхающие на теплоходе «Белоруссия».

Монополист на советском туристическом рынке «Интурист» занимался организацией не только групповых туров, но и индивидуальных морских и речных круизов, поездок иностранцев на курорты СССР, а советских граждан - на зарубежные курорты. Устраивались и эксклюзивные туры, например для охоты.

В целях рекламы туристских поездок в Советский Союз «Интурист» издавал туристские проспекты, буклеты, плакаты, рекламные туристские фильмы, проводил рекламу по радио и телевидению, а также и через советскую и иностранную прессу.

С 1956 по 1985 год СССР посетило более 70 млн иностранцев из 162 стран, хотя не все приезжали как туристы.

Итак, в третьей части мы оставили нашего героя - «Баллина»-«Ганзу» - притопленным на мелководье близ немецкого порта Варнемюнде (Росток). В заключительной части речь пойдёт о его советской биографии, под именем «Советский Союз» и конце пути, под именем «Тобольск».
* * *
В соответствии с решениями Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав (СССР, США и Великобритании) военно-морской и торговый флоты Германии были разделены между странами-победителями в счет репараций. После раздела немецкого флота тройственной комиссией, однотипные турбоходы Hansa и Hamburg отошли к СССР. Другие лайнеры этой серии - Deutschland и New York - достались англичанам. Англичане подняли их, отбуксировали в Англию, но сочли восстановление нецелесообразным и разделали на металлолом.
В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую «Ганзу», после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались около двух лет, и только 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на верфи Warnow Werft произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия) на верфи John Cockerill , с 11.08.1950 г. по 08.06.1951 г. Реконструкция машинного отделения, надстройки и восстановление помещений на Warnow Werft в Варнемюнде продолжались еще четыре года.

1955. Восстановленный «Советский Союз» выходит из порта Варнемюнде (ГДР).


Поскольку судно сразу предназначали для работы на каботажной линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский с традиционно большим пассажиропотоком, проект восстановления предусматривал почти такую же пассажировместимость, которая изначально была при постройке. При этом были сохранены 4 грузовых трюма и багажные отделения, а верхняя палуба стала непрерывной. Тоннаж судна вырос до 23.009 тонн.
На судне оборудовали 10 кают «Люкс» и 2 каюты «Спецлюкс» всего на 20 пассажиров, 90 кают 1-го класса (150 пассажиров), 85 кают 2-го класса (404 пассажира) и 85 кают 3-го класса (602 пассажира). Кроме того, судно могло принять 2.280 тонн генерального груза. Из четырёх мачт на лайнере было оставлено лишь две: по одной спереди и сзади надстройки.
В ходе реконструкции две дымовые трубы были заменены на одну модной тогда «куполообразной» формы. Похожая конфигурация трубы была применена и на английских лайнерах типа "Saxonia" (впоследствии «Леонид Собинов»), строившихся в тоже время. Во время ремонта в связи с отсутствием высококвалифицированных специалистов не удалось полностью восстановить турбины и отцентровать главные редукторы. По этой причине мощность главной машины рекомендовали снизить до 14.000 л. с., что обеспечивало скорость 16,5 узла.

Район верфи Warnow Werft близ Ростока, где лайнер проходил восстановление.
Снимок 2006 г.

Поскольку этот лайнер являлся самым крупным пассажирским судном в СССР – сомнений в том, как назвать новое судно не было: «Советский Союз». Официальное присвоение нового названия состоялось в 1953 году. В общей сумме восстановление длилось пять лет. Однако, незадолго перед запланированным сроком ввода в эксплуатацию, на судне по неизвестным причинам произошёл взрыв и пожар, сильно повредивший помещения лайнера (1954 г.). Последовало повторное восстановление, а в сентябре 1955 года судно передали заказчику.

1955.
Выход «Советского Союза» после сдачи Министерству морского флота СССР из порта Варнемюнде на контрольное докование в Севастополь.

И цветной снимок, того же периода. На корме уже обозначен будущий порт приписки – Владивосток, но лайнер пока находится на Балтике.

* * *
Систершип «Ганзы» Hamburg был поднят в 1950 году, проходил восстановительный ремонт в Варнемюнде и Антверпене. Первоначально планировалось тоже использовать его в качестве пассажирского судна на Дальнем Востоке. Судно получило название «Юрий Долгорукий», а в Германию была уже направлена приёмочная команда из Владивостока. Но в 1957 году на уровне правительства СССР было принято решение переоборудовать судно в китобойную базу с базированием в Калининграде. Начиная с 1960 года плавбаза «Юрий Долгорукий» активно использовалась на промысле китов во многих районах Мирового океана: в основном близ берегов Антарктики, в южной части Индийского океана у острова Кергелен и в южной Атлантике. В связи с международной конвенцией, резко ограничившей промысел китов, плавбаза «Юрий Долгорукий» в 1977 году была выведена из эксплуатации и разделана на металлолом.

Бывший Hamburg, а затем китобойная плавбаза «Юрий Долгорукий» .

* * *
В 1955 году дальневосточным отделением «Совторгфлота» «Советский Союз» был принят в эксплуатацию. Но прежде чем направиться на Дальний Восток, предстояло выполнить контрольное докование. В то время в СССР было единственное место, где могли продоковать такое крупное судно – сухой док Севморзавода в Севастополе.
13 октября 1955 года турбоход «Советский Союз» под командованием капитана Николая Борисовича Артюха прибыл в Одессу, а затем перешёл в Севастополь. В Севастополе на Севморзаводе с судна сняли одну из турбин заднего хода и отправили на балансировку на Харьковский турбинный завод, а также провели докование в сухом доке завода. Во время стоянки в Севастополе на «Советском Союзе» побывали первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, министр обороны Георгий Жуков и член Политбюро Леонид Брежнев в компании с вождём венгерских коммунистов Матьяшем Ракоши, которому вскоре суждено было лишиться всех своих постов в ходе венгерского восстания (1956).

В ноябре 1956 года капитаном-наставником на «Советский Союз» назначен Серафим Порфирьевич Мышевский, а в марте 1957 года «Советский Союз» под командованием капитана Артюха и капитана-наставника Мышевского вышел на Дальний Восток. Шли вокруг Африки, и 29 мая 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток и начал свой первый рейс на экспрессной линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский. Организационно он вошёл в состав дальневосточного отделения «Совторгфлота» с портом приписки Владивосток, а позднее, после реорганизации – Дальневосточного морского пароходства (ДВМП).. В качестве базы ремонта на Дальнем Востоке для «Советского Союза» определили Дальзавод, где имелся (и имеется) сухой док соответствующих размеров.
После прихода во Владивосток, в мае 1957 года, капитаном судна был назначен Мышевский, который проработал на «Советском Союзе» до 1962 года. С 1965 по 1977 год капитаном «Советского Союза» был Герой Социалистического Труда Борис Андреевич Гришин.

Капитан «Советского Союза» в 1965-1977 гг.
Герой Социалистического Труда Гришин Б.А.

«Советский Союз» был поставлен на экспрессную каботажную линию: Владивосток – Петропавловск-Камчатский. После разгрома Японии к СССР вновь отошли южный Сахалин и Курильские острова. Необходимо было перевозить людей с их имуществом, продовольствие, производственное оборудование и другие грузы. Стала восстанавливаться нормальная жизнь и во всех остальных районах Дальнего Востока. Туда также направлялся большой поток грузов и пассажиров, главным образом едущих на рыбный промысел по оргнабору. На этой линии судно проработало практически до конца своего существования.

1959. «Советский Союз» в порту Петропавловск-Камчатский. Архив Periskop-а.

С 11 января по 29 марта 1971 года судно прошло ремонт в Гонконге, во время которого в числе прочих работ были окончательно отцентрованы главные редукторы, и судно смогло развивать скорость до 19 узлов.

Фрагменты из Справочника Пассажира за 1962 г. (предоставил dennism )

1. Схема Дальневосточного бассейна Министерства морского флота СССР с обозначением пути следования из Владивостока в Петропавловск-Камчатский. Синим цветом я дорисовал зимнюю трассу турбохода, через Сангарский пролив. В сезон примерно с января по апрель лайнеры Камчатской линии шли именно этим путём.

2. Тарифы на перевозку пассажиров, разными классами кают (люкс не приведён).

3. Расписание движения лайнеров.

К слову сказать, в мою бытность (1976-1980 гг.) прибытие лайнеров в порт Петропавловск часто происходило не утром в 8.00, как в этом расписании, а в районе 10 - 12 часов дня. А, скажем, на «Марии Ульяновой» в 1987 г. я прибыл в порт напротив, раньше - в 6.30 утра. То есть время прибытия - величина растяжимая, нужно было звонить на Морвокзал в вечер дня перед прибытием и они говорили точнее.

1970-е, Владивосток, бухта Золотой Рог. «Советский Союз» проходит вдоль полуострова Эгершельд

т.х. Советский союз" примерно 75-77 годы, точно не помню. был рейс на Петропавловск из Владивостока,я на фото тот счастливый пацан которому довелось порулить этим судном, в том рейсе был внуком судового врача, потому меня везде пускали, и всё показывали. Прекрасное время:)

Короткое видео "Союза", 1957 г. (в титрах ошибочно указан 1956-й):

Окончание карьеры.

Турбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии 30 ноября 1980 года и в соответствии с распоряжением начальника Дальневосточного морского пароходства № 1037 от 2 декабря 1980 года был поставлен на прикол для демонтажа оборудования, снятия материалов, технического снабжения и подготовки судна к сдаче на металлолом.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск» ; понятно, что с именем «Советский Союз» он просто не мог подлежать разделке на металлолом. Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту (есть сведения, что в этот период он был учебным центром для курсантов училища им.Невельского).

5 марта 1982 года «Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс на разделку с экипажем 60 человек под командованием капитана Геннадия Александровича Кобцева, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Несколько слов о статье, посвященной «Баллину», в английской Википедии.

К сожалению, статья о лайнере грешит там множеством ошибок. Вот, навскидку, если рассмотреть представленные данные о его карьере:
1) Первый рейс – не 5, а 4 июля 1923 г. 5 июля лайнер вышел в Атлантику уже из британского Саутгемптона;
2) Переименование в «Ганзу» последовало не 31, а 1 октября 1935;
3) Имя «Советский Союз» турбоход носил в 1953-1980 гг.;
4) Последнее имя лайнера после вывода из эксплуатации и перед разделкой было не Soyuz, а «Тобольск»;
5) Корабль был отправлен на разделку не в 1981-м, а в марте 1982 года.
То есть, в данном случае, Википедия как источник - слаба. И если кто-то будет делать русскоязычную статью, учтите, пожалуйста, эти ошибки.

Ещё добавление о мифологии , плотно окутывавшей лайнер всё время его советской биографии, после 1957 г.; несколько любопытных образцов и обьяснений их.

Из статьи А.Борисенко Легенды и правда «Советского Союза»
Одни «знатоки» рассказывали, что первоначально судно было столь огромным, что не могло развернуться в бухте Золотой Рог и его пришлось чуть ли не наполовину обрезать, другие утверждали, что первоначально судно называлось «Адольф Гитлер» (по другой версии – «Великая Германия») и якобы по этой причине немцы поклялись утопить его при первом удобном случае. Механизм появления последней легенды в принципе понятен. В октябре 1955 года (за полтора года до появления «Советского Союза» во Владивостоке) на рейде Севастополя взорвался и затонул, унеся с собой в пучину более 600 человек, линкор «Новороссийск». Он также был получен по репарациям, входил прежде в итальянский ВМФ и назывался «Джулио Чезаре».
По стране немедленно поползли слухи (они, кстати, гуляют до сих пор) о том, что «Новороссийск» взорвали мстительные итальянские боевые пловцы, которые, к слову сказать, по праву считались лучшими в мире. А потому многие дальневосточники были убеждены, что «Советский Союз» специально «сховали» на самый дальний бассейн - подальше от мстительных «фрицев».

Мифология рояля музыкального салона.

1. [отсюда ]
Но, пожалуй, самый древний рояль во Владивостоке стоит на сцене Пушкинского театра. Это инструмент знаменитой немецкой фирмы Blutner. По некоторым данным, ему более ста лет. Во время Второй мировой войны этот шикарный инструмент "под светлый орех" украшал музыкальный салон турбохода "Адольф Гитлер" , входившего в состав пассажирского флота гитлеровской Германии. Поговаривают, что за этим роялем якобы сидел сам фюрер! Не зря, значит, местные музыканты называют его "Гитлер капут!" После войны судно по контрибуции досталось СССР, где было переименовано в "Советский Союз" и долгое время бороздило дальневосточные воды новой родины, так как не имело права пересекать границу. Когда судно списали на лом, "гитлеровский" рояль долгое время стоял на причале под брезентом, пока его не пристроили в Дом отдыха моряков. В 1999 году его подремонтировали, попутно покрасив автомобильным лаком. А в 2000 году инструмент купил Пушкинский театр за 12 тысяч рублей. По меткому замечанию Виктора Баранова, директора творческой студии "Камертон", базирующейся в здании Пушкинского театра, "ни один уважающий себя музыкант за него не сядет" .

2. [отсюда ]
Второй рояль, установленный на главной сцене Пушкинского театра, не связан с событиями Русско-японской войны 1904-1905 годов. Да и возраст его не позволяет даже намекать на какую-либо связь с историей начала ХХ века: рояль изготовлен в Германии в 1934 году на фирме «Блютнер». И тем не менее этот музыкальный инструмент напрямую связан с событиями другой войны - Второй мировой, которая закончилась, как известно, атомной трагедией Хиросимы и Нагасаки и поражением Японии.
В свое время рояль стоял в фешенебельном салоне «Великой Германии» - крупнейшего пассажирского парохода гитлеровского рейха. По слухам, на этом пароходе часто бывал Адольф Гитлер и - то ли сам играл (во что с трудом верится), то ли наслаждался игрой лучших пианистов Германии на этом рояле. В 1943 году пароход «Великая Германия» был торпедирован и потоплен, а вскоре после войны поднят и передан в качестве трофея Советскому Союзу. [...]
В 80-х годах ХХ века, когда из-за резкого падения рентабельности морских пассажирских перевозок перед руководством Дальневосточного пароходства во весь рост поднялась необходимость решительного сокращения плановых убытков предприятия, судьба теплохода «Советский Союз» была решена. Сыграл в этом свою роль и возрастной фактор. Белоснежный океанский лайнер был переименован в «Тобольск» и продан на металлолом в Японию. А любимый Гитлером рояль оказался в пригороде Владивостока, на задворках Дома отдыха моряков. Там инструмент и был обнаружен первым директором Пушкинского театра Б.Г. Косяковым. Он-то и предложил нам в 1999 году приобрести эти «музыкальные дрова».
Приобрели. Отреставрировали. Восстановили. Настроили. И вот, когда на своем первом концерте в Пушкинском театре зазвучал этот музыкальный инструмент, я вспомнил…

В начале шестидесятых годов ХХ века, когда по воле Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева тысячам первокурсников пришлось делить свой день между работой на предприятиях и вечерней учебой в институтских аудиториях, я работал судосборщиком (по профилю избранного факультета) на Дальзаводе. И вот как-то поставили в док на ремонт белокорпусный «Советский Союз». Бригадир прихватил меня, и мы взошли на борт красавца теплохода для выполнения каких-то корпусных работ в одном из залов-салонов этого лайнера. Войдя в помещение, я обомлел, увидев роскошь и объемность громадного пространства холла: высокие и широкие трапы, укрытые не менее широкими ковровыми дорожками, изящные столики и стулья, великолепные картины на переборках и где-то в далекой дали этой роскоши на небольшом возвышении стоял элегантный темно-вишневый рояль.
Тот самый рояль, который через сорок лет будет найден на пригородных задворках Дома отдыха моряков и, изумительно отреставрированный, украсит сцену Пушкинского театра ДВГТУ…

Наш университет часто посещают иностранные гости. Бывают они не только в учебных аудиториях, но и на концертах в Пушкинском театре. Узнав историю вишневого рояля, многие из них предлагают за этот инструмент немалые деньги, желая приобрести уникальную реликвию в собственность.
Сейчас рояль уже не удовлетворяет современным требованиям. Ко мне обращаются устроители концертов с просьбой раздобыть новый рояль. Но, во-первых, для этого надо где-то раздобыть средства, а во-вторых, мне почему-то жалко расставаться с легендой. Поэтому и сегодня рояль настраивают лучшие специалисты, и он продолжает звучать свежо и чисто, аккомпанируя даже звездам из Большого театра России.
Однажды во время выступления в Пушкинском театре Народной артистки СССР Героя Социалистического труда Елены Образцовой, я вышел на авансцену с большим букетом цветов. После слов благодарности за ее редкостный талант, я коротко рассказал о рояле, под аккомпанемент которого она пела. Услышав про Гитлера, певица распахнула еще шире свои и без того огромные глаза и произнесла: «О, боже, со мной еще такого никогда не было!». Зал буквально взорвался аплодисментами.

Как видите, лайнера нет уже как 27 лет, а мифология, связанная с ним - она множится и воспроизводится:)

Поэзия.

Олег Кабалик, 1995
Я – «Советский Союз»

Я – «Советский Союз». Ухожу в переплавку.
Я своё отходил, отпустите грехи.
Я – «Советский Союз». Отправляюсь на плаху.
По последнему разу погудим, моряки.

Cкажем тост, помолчим над прожитыми жизнями
Нам самим-то себе - ни простить, ни солгать...
Крысы в трюмах моих, если б не были крысами,
Много кое-чего бы могли рассказать.

Но они побегут - крыса дохнуть не вправе,
Чтоб, добравшись в красивый, фешенебельный порт,
Окопавшись в какой-нибудь сточной канаве,
Крыситься, что паршивый я был пароход:

Весь в заплатах и дырах, гнилой и громоздкий
Загрязнял океаны, проливы, моря...
Эй, вулкан Алаид! Одолжи папироску!
Мы-то знаем с тобой, что дымили не зря.

А ещё вам, ребята, скажу на прощанье,
Отправляясь под старость на металлолом,
Что пятнадцать посудин, из меня понапаянных,
Перетопит любой разыгравшийся шторм.

Я «Советский Союз», отправляюсь в последний...
Вспоминайте, ребята, старика иногда.
Я вернусь даже если и через столетия, -
Я вернусь! Но теперь уже - навсегда!

Марка с «Советским Союзом».

* * *
В этой части цикла использованы тексты и факты из

1970-е, Петропавловск-Камчатский, Авачинская бухта.
«Советский Союз» проходит траверз Красной Сопки и приближается к морскому порту; его уже сопровождают два буксира.

* * *
...Я открываю окно, и в комнату врывается свежий морской воздух с Авачинской бухты. Беру висящий неподалёку бинокль и смотрю по направлению к выходу в океан. Там, далеко, у Ворот, видна белая точка на ярко-синем фоне. Она постепенно приближается - и вот уже видны очертания вытянутого белоснежного лайнера с большой красной полосой на трубе, изящно взрезающего волны.
Это он, красавец «Советский Союз»! Не узнать его невозможно.
Но не к причалам Морвокзала он стремится.
И торопиться ему уже некуда: можно держать 16 узлов крейсерского хода, не напрягая машины.
Потому что идёт он – в Вечность , разрезая форштевнем Волны памяти нашей...

© Сергей Сигачёв aka Periskop

Четыре жизни "Советского Союза" :
1. , 2. , 3. (1923-1947), 4. (1947-1982)

Немецкие пассажирские лайнеры, бороздившие океаны в 1920-х - 1930-х годах, получили вторую жизнь в Советском Союзе, где прослужили до 1980-х. Историю этих судов рассказывает коллекционер Юрий Мамонов.

Возвращаясь из путешествий и деловых поездок многие из нас привозят небольшие сувениры. Со временем о них забывают, они теряются, но иногда, через много лет напоминают о себе. В нашей семье, среди старых фото, писем и бумаг почти 50 лет хранится небольшая подборка открыток с видами Владивостока. Их привез с Дальнего Востока мой отец в 1960 году, на память о службе на Тихоокеанском флоте. Две открытки несколько выделяются из видового ряда. На них изображены два больших океанских парохода: белоснежный лайнер-гигант "Советский Союз" и черно-белый "Азия".


Антикварными они еще не стали и в коллекцию явно не напрашивались. Только случайное упоминание в одной из книг этих кораблей в одном ряду с судном "Адмирал Нахимов", трагически погибшем в 1986 году, заинтересовало и дало толчок к изучению темы. Оказывается, некоторые советские послевоенные пароходы и дизель-электроходы изображены на немецких открытках 1920-1930-х годов. Правда, тогда они имели другие названия (а иногда и не одно) и даже другой внешний вид, размеры корпуса и параметры механизмов. Большое количество таких судов перешло к СССР по репарациям, по решению комиссии стран-победителей 1946 года о разделе немецкого флота. Тогда было решено, что суда как торгового так и военного флотов Третьего рейха, сдавшегося трем странам-победителям, где бы они не дислоцировались, в равных частях отойдут к Советскому Союзу, Великобритании и США.

Таким образом, часть немецких пассажирских лайнеров перешла под советскую юрисдикцию. Состояние полученных трофеев было оценено как ужасное. Большая часть судов была повреждена бомбардировками, многие простояли в портах на приколе всю войну, немалая часть была затоплена и нуждалась в поднятии с больших глубин. Масштабному восстановлению подверглись старые пассажирские пароходы Der Deutshe (бывшая Sierra Morena), Caribia, Wangoni. После реконструкции они влились в состав Дальневосточной флотилии и получили новые имена - "Азия", "Ильич", "Чукотка". Пароходы Patria и Duala, плененные британским флотом, числились как военные транспортные суда Empire Welland и Empire Rock, пока готовились документы по репарации. Первый даже сделал пару рейсов из Великобритании в США. Теплоходы, переданные Морфлоту СССР после реконструкции, пополнили Черноморское пароходство с новыми названиями "Россия" и "Петр Великий". Туда же после реконструкции прибыли Iberia и Rugen, переименованные в "Победу" и "Иван Сусанин".


Из доставшихся Советскому Союзу теплоходов, большинство было старых, требующих капремонта и полной смены оборудования. Чтобы привести в рабочее состояние Oceana (бывшее Sierra Salvada), второго Deutcshland, Preussen (последние два - однотипные железнодорожные паромы), ушло немалое количество времени и средств. Возрожденные теплоходы под именами "Сибирь", "Анива", "Крильон" эксплуатировались после на Дальнем Востоке. В январе 1945 года недалеко от Свинемюнде налетел на мину и пошел ко дну лайнер Berlin. Аварийно-спасательная служба Балтфлота подняла судно со дна в середине сентября 1947 года и отбуксировала в доки на восстановление. После длительного ремонта на верфи в ГДР, оно в 1957 году продолжило свою жизнь в Черноморском пароходстве. Восстановленный лайнер назвали "Адмирал Нахимов". Там же, в Свинемюнде, в июне 1948 года подняли со дна затонувший лайнер Cordilera, тоже подорвавшийся на мине. Обновленный лайнер также получил новое имя "Русь" и вошел в состав флотилии Дальневосточного пароходства. В нескольких милях от Варнемюнде балтийские спасатели во время шторма смогли снять с грунта лежащую на боку и возвышающуюся над поверхностью правым бортом еще одну жертву авиационной донной мины - лайнер Hansa. В тяжелых условиях удалось поставить корабль на ровный киль и отбуксировать в док. Аналогичный лайнер Hamburg (Albert Ballin) затонул после встречи с миной в 2 милях от Засница. Спасатели, откачав воду, распрямили корпус, добавили борта, укрепили коффердамы. После всплытия в 1950 году судно отбуксировали на капитальный ремонт. Первый лайнер после переоснащения под именем "Советский Союз" долгое время работал на Дальнем Востоке. Второй сначала пытались восстановить как пассажирский пароход, но после, скорректировав проект, переоборудовали под китобойную базу, дав ей название "Юрий Долгорукий".
Таким образом, сильно пострадавший во Вторую Мировую войну, морской флот СССР пополнился первоклассными океанскими кораблями и они до середины 60-х годов были самыми крупными и комфортабельными пассажирскими судами Советского Союза. Безусловно, наибольшая известность досталась судам Черноморского бассейна и в первую очередь самому известному из "пленных судов" - лайнеру "Адмирал Нахимов". Он был спущен на воду в 1925 году. В течение 13 лет делал по 12 трансатлантических рейсов в год на линии Бремерхафен - Нью-Йорк (до 1938 года, когда трансатлантические рейсы стали невыгодными). Без претензий на "Голубую ленту Атлантики" (его скорость была всего 16 узлов), по комфорту Berlin (так назывался "Адмирал Нахимов" в немецком флоте) был не хуже первоклассных британских атлантических лайнеров.
Компания Norddeutscher Lloyd - первый владелец теплохода, придерживалась правила: клиенту на судне должно быть приятно и удобно, даже если он путешествует третьим классом. Многочисленные открытки, рекламирующие корабли компании, это прекрасно подтверждают. Подобное отношение к клиенту, как бы по наследству перешло и к новому владельцу - Черноморскому морскому пароходству. Конечно, в послевоенной разрухе невозможно было вернуть былой шик кораблю, почти два года пролежавшему на дне, но по многочисленным воспоминаниям убранство восстановленного корабля поражало своей роскошью. За 30 лет плавания под флагом СССР судно перевезло сотни тысяч туристов, совершая экскурсионные круизы по Черному морю и иногда за рубеж (например, лайнер несколько раз ходил в Саудовскую Аравию, перевозя паломников). А однажды, в 1962 году во время Карибского кризиса даже плавал на Кубу, куда доставил советских солдат. Широкая реклама (также и на открытках, выпускавшихся, как пароходством, так и многими украинскими и всероссийскими издательствами) и безупречная репутация давала пароходу "Адмирал Нахимов" стабильный пассажиропоток круглый год. К сожалению, этот замечательный корабль погиб 31 августа 1986 года, столкнувшись под Новороссийском с сухогрузом.
Другие крупные лайнеры, оставленные в Черноморском пароходстве - дизель-электроход "Россия" (в немецком флоте Patria) и пароход "Петр Великий" (Duala) известны меньше, хотя на открытках встречаются довольно часто.

Наибольшее количество трофейных судов досталось Дальневосточному морскому пароходству (только крупных пассажирских судов более десятка), но ввиду их использования на обычных грузопассажирских линиях (Владивосток - Петропавловск-Камчатский), в рекламе для туристов они не нуждались и на открытках появлялись значительно реже, да и тиражи региональных издательств были во много раз меньшими. Интересным моментом, отраженным на открытках, является значительная модернизация при восстановлении и перестройке дальневосточных судов. И у "Советского Союза" (бывшее Hansa) и у "Азии" (Der Deutsche) заменили две вышедшие из моды дымовые трубы на одну более совершенную по форме (на тот момент). Судя по всему, выигрыш это дало минимальный, и все остальные трофейные корабли остались в немецком двухтрубном варианте (как "Адмирал Нахимов").

Трофейные суда эксплуатировались во флоте Советского Союза до конца 80-х годов, постепенно заменяясь новыми современными судами. Все они множество раз были изображены на открытках, правда, под новыми советскими именами. Узнать в них после множества модернизаций лайнеры, в 20-е - 30-е годы бороздившие просторы океанов, довольно трудно.

Открытки в очередной раз выполнили свою миссию - сохранили для потомков интереснейшие страницы российской, немецкой и мировой истории. И эти открытки, как сувенир о плавании или морской поездке хранятся во многих семьях.

При подготовке статьи использовались материалы: К.Иванов. Конец лайнеров агрессора. Журнал "Морской флот" №3. 1982 г.

Судоходная компания Теплоход.ру приглашает провести праздники на теплоходе «Советский Союз». Аренда теплохода «Советский Союз» на официальном сайте собственника по лучшей цене, с официальным заключением договора. Ниже вы найдете полное описание, актуальные цены и фотографии теплохода. Оперативно отправим предварительный расчет и покажем теплоход в удобное для вас время.

Небольшой теплоход с максимальной вместимостью не более 40 человек построен на Московском судостроительном и судоремонтном заводе в 1954 году по проекту 544 типа Москвич. В 2005 году пережил полную реконструкцию и теперь является полноценным банкетным теплоходом, подходящим для организации камерных свадеб, семейных праздников и корпоративов.

Интерьер и планировка

Теплоход «Советский Союз» является двухпалубным. Верхняя палуба разделена рулевой рубкой на две части носовую открытую и кормовую тентованую. В обеих частях установлена банкетная мебель, для того, чтобы в хорошую погоду пассажиры могли любоваться окрестностями.

На главной палубе теплохода по традиции расположены банкетный зал-ресторан и носовой салон (кают-компания). Интерьеры этих помещений выполнены в соответствующем названию стиле, очевидная деталь которого - отделка из натурального дерева. Здесь им отделано все: пол, стены, потолок, перегородки и даже мягкая мебель имеет деревянное основание.

Из оборудования на теплоходе присутствует караоке, кондиционер, музыкальный центр, ТВ/DVD.

  • Невысокая цена аренды.
  • Оригинальное оформление интерьера.
  • Оптимальное соотношение «цена-качество»
  • Несколько функциональных помещений.