Храм иоанна предтечи в керчи. Кафедральный собор святого иоанна предтечи города керчи Церковь иоанна предтечи в керчи языческих храм

[b]Церковь Иоанна Предтечи в Керчи является выдающимся памятником ранневизантийского культового зодчества конца IX – начала X вв.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6169.jpg

Храм представляет собой сложный архитектурный комплекс, окончательно сформировавшийся лишь в конце XIX в. Первоначальная византийская постройка, занимающая ныне восточную часть церкви, представляла собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. На нижнем кубическом массиве возвышался крестообразный верх, который хорошо выделялся сверху благодаря пониженным угловым частям. Внутри крест был нарушен отдельно стоящими колоннами, в результате чего церковь органически объединяет две архитектурные системы: базиликальную и крестово-купольную. Подобные храмы строили начиная с IX в. в восточных районах Византийской империи. Сейчас невозможно ответить на вопрос, кто же построил храм: боспорские мастера или заезжие зодчие. Можно говорить о том, что строительство подобного храма вряд ли было под силу местным мастерам*. Его сооружение несомненно контролировалось имперской администрацией и константинопольской патриархией.
Даже при беглом осмотре здания в глаза бросается оригинальный тип кладки внешних стен. Небольшие, хорошо обработанные блоки известняка, чередуются с прослойками тонких обожженных кирпиче и плинф.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6167.jpg
Этот необычный прием придает стенам некоторую пышность и нарядность. Подобный тип кладки был хорошо известен византийским зодчим и неоднократно применялся при строительстве больших общественных зданий в Херсоне, Солуни и Константинополе. При помощи кирпича выложены также внутренние арки ветвей креста, верхняя часть барабана купола и навершия узких окон. Церковь венчает единственный полусферический купол, образующим центр креста. Он установлен на круглом светонесущем барабане, который придавал церкви стройные очертания. Фасады были украшены перспективными арками и пилястрами.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6178.jpg
В композиции храма господствовала вертикаль. Несоразмерностъ поперечных и вертикальных размеров церкви еще в 1867 г. отметил инженер Рыдзевский, тщательно обследовавший храм. Благодаря этой особенности она являлась архитектурной доминантой в городской застройке.
Интерьер храма формировался подпружными арками и парусами опиравшихся на четыре крестообразных в сечении столба. Они, в свою очередь, поддерживались четырьмя изящными мраморными колоннами. увенчанными резными капителями. Колонны, как и капители, были сделаны из сероватого с голубыми прожилками мрамора. Этот сорт мрамора добывали на острове Проконнсс в Эгейском море вплоть до конца VIII в**. Здесь же находились мастерские, где изготовляли различные архитектурные детали. Впоследствии готовые изделия направлялись во все концы Византийской империи и украшали храмы Константинополя, Равенны, Афин, Венеции и многих других городов.
Капители керченской церкви относятся к одному из самых ранних типов византииско-коринфских капителей и датируются концом V – началом VI вв.
Еще в конце XIX в. исследователь средневековой Таврики А.Л. Бертье-Делагард обратил внимание на сборный характер капителей и колонн, которые даже не совпадали по диаметру. Кроме того, было хорошо заметно, что тонкие, изящные колонны и не менее причудливые капители не вписываются в строгое, несколько тяжеловесное убранство интерьера. На этом основании Н.П. Кондаков предположил, что на месте церкви Иоанна Предтечи раньше находился более древний храм, который, судя по колоннам, имел базиликальную форму. По мнению исследователей, колонны и капители, изготовленные задолго до постройки церкви были взяты из древней базилики. Подобные случаи известны в Херсоне, когда крестово-купольные храмы построенные в IX в., украшались мраморными деталями из полуразрушенных христианских храмов юстиниановского времени.
Для улучшения акустических свойств, в паруса церкви были вмонтированы небольшие амфоры. Несколько из них было обнаружено пол слоем поздней штукатурки во время реставрационных работ.
Вокруг церкви, по древнему обычаю, на протяжении нескольких столетий совершались захоронения. Во время раскопок были обнаружены десятки могил, устроенных в виде каменных ящиков. Некоторые из них служили семейными усыпальницами. Внутри таких погребений обычно содержались останки нескольких человек. Судя по немногочисленному скромному инвентарю, большинство могил относилось к XII–XV вв., хотя самые ранние можно датировать временем постройки храма
Благодаря прекрасной сохранности, церковь издавна привлекала внимание путешественников и ученых. Первые упоминания о ней относятся к 1334 г., когда ее посетил арабский путешественник Ибн-Батута. В 1634 г. церковь подробно описал монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д"Асколи. Он донес до нас очень интересную, но неправдоподобную легенду, согласно которой церковь была найдена в море. В этом путешественника убеждали многочисленные отпечатки морских ракушек на блоках известняка-ракушечника, из которых сложены стены и своды храма. В 1666 г. в своей «Книге путешествий» Эвлия Челеби, описывая «прекрасный замок Керчь», упомянул и о «церкви неверных», которую построили, по его мнению, во времена владычества генуэзцев.
После присоединения к России, в 1783 г. в Крыму создалась благоприятная обстановка для изучения его древностей. К концу XIX в. в науке сформировалось две точки зрения относительно времени постройки храма. Большинство ученых датировали его первой половиной–серединой VIII в. При этом в качестве аргумента использовали надпись, обнаруженную на северной колонне храма. В переводе В.В. Латышева, надпись, написанная на греческом языке, выглядела следующим образом «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265». Таким образом получается, что Кириак скончался в 757 г.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6176.jpg
Другие исследователи считали, что колонна, которая была взята из более древнего храма, попала в церковь Иоанна Предтечи уже с надписью. Следовательно, храм относился к позднему времени. На основании архитектурных особенностей они датировали его X и XII вв.
Этот сложный вопрос был окончательно разрешен лишь после того, как в 60-х гг. XX в., внутри храма и вокруг него были проведены археологические раскопки под руководством Т.И. Макаровой. Используя вновь полученные данные, ученые смогли воссоздать в целом историю храма.
Место, на котором находится церковь Иоанна Предтечи, было за селено человеком относительно поздно, в первые века нашей эры. До этого, судя по мощному слою стерильного, без всякой примеси керамики, морского песка, где-то поблизости проходила береговая полоса В начале VI в., после того как центр Боспора переместился с вершины горы Митридат к ее подножию, здесь был построен большой храм-базилика. В эпоху правления императора Юстиниана I строительство подобных храмов развернулось по всей империи. Не был исключением и Боспор. Во время раскопок внутри северной часовни церкви, ниже ее фундаментов, были обнаружены фрагменты древних монументальных кладок, сложенных из хорошо обработанных квадров известняка В восточной части храма выявили остатки древней апсиды, кривизна которой не совпадала с диаметром апсиды церкви Иоанна Предтечи Эти находки подтвердили гипотезу о существовании на этом месте древнего храма. Помимо этого, во время раскопок было собрано большое количество расколотых плит и архитектурных деталей, изготовленных из проконесского мрамора, излюбленного материала зодчих юстиниановской эпохи.
В 20 метрах к северу от церкви были обнаружены остатки монументального здания, носившего, по-видимому, общественно-культовый характер. Об этом свидетельствовали находки могилы, устроенной в полу здания, остатки фресок, оконных стекол и фрагмент большого мраморного ритуального сосуда-лутерия. Во время раскопок неоднократно встречались части архитектурных деталей, сделанных из проконесского мрамора. Помимо этого, внутри помещения были обнаружены колодец и большой резервуар для воды, которые и послужили ключом к разгадке назначения этой постройки. По мнению археологов, что был баптистерий – специальное здание для крещения вновьобращенных. А резервуар и мраморный лутерий служили соответственно купелями. Подобные крещальни обычно располагались недалеко от базилик и составляли с ними единый архитектурно-культовый комплекс. Такие комплексы известны в Херсоне и других крупных религиозных центрах Византии.
Дальнейшую историю базилики можно реконструировать, используя немногочисленный археологический материал, обнаруженный в засыпи ограбленной могилы внутри баптистерия. Судя по находкам небольших кусочков амфор, красного лака и стекла, могила была ограблена в промежутке между серединой VI и серединой VII вв. Как раз на этот отрезок времени, приходится тюркский погром 576 г., когда Боспор, судя по упоминавшейся выше строительной надписи дуки Херсона Евпатерия, был основательно разрушен. Именно с его восстановительной деятельностью можно связать реконструкцию баптистерия, во время которой ограбленная могила была засыпана, а поверх ее настлали новые мраморные полы. Но пострадала ли сама базилика, к сожалению, выяснить археологам пока еще не удалось.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6174.jpg
В конце VII в. Боспор вновь становится ареной борьбы, но теперь уже между Византией и Хазарским каганатом, попытавшимся заявить свои права на имперские владения в Крыму. В результате этих событий была разрушена крещальня. На ее руинах были построены хазарские постройки. Однако базилика, по-видимому, не пострадала. На это косвенно указывает «надпись Кириака», датированная 757 г. Хазары, известные своей веротерпимостью, могли сохранить христианский храм, хотя территория самого комплекса значительно сократилась. Побывавший на Боспоре в конце VIII в. византийский монах Епифаний видел в городе большой храм во имя Святых Апостолов. Вполне вероятно, что под «большим храмом» Епифаний подразумевал обширные внутренние пространства базилики.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6171.jpg
Гибель храма вероятно связана с событиями конца IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора. Но единственно, что может подтвердить это предположение – небольшой слой гари, обнаруженный в слоях этого времени во время раскопок внутри храма. Нельзя исключать, что перед постройкой новой церкви, старая, обветшавшая базилика была попросту снесена.
В конце IX – начале X вв. на руинах хазарского времени сооружаются жилые кварталы и церковь Иоанна Предтечи. Подобный ход событий прекрасно иллюстрируют данные археологических раскопок древней западной стены храма. Здесь были обнаружены остатки paзрушенной, а после снивелированной усадьбы VIII в. Как показали раскопки, кварталы строились уже с учетом храма. На это указывает на правление средневековой улицы, идущей к северному входу в церковь. Возведение нового храма несомненно было связано с усилением могущества Византии и Константинопольской патриархии в Крыму.
На протяжении следующих четырех столетий судьба храма остается практически неизвестной. Можно говорить лишь о нескольких небольших ремонтах. В XIV в. храм был капитально реконструирован. Первоначальные, граненые, апсиды исчезли под массивной грубой обкладкой из необработанных камней. Внутренние стены были покрыты слоем штукатурки и фресками.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6177.jpg
Во время реставрации, с восточной части церкви, под поздними наслоениями были обнаружены лики святых. Цветовая гамма росписей была сильно ограничена. Складки одежды святых и их лица были окрашены в темно-красный цвет. Нимб над головой обведен коричневой и белой краской. По мнению исследователей, фрески можно было отнести к кругу работ мастеров школы Феофана Грека.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6179.jpg
В дальнейшем в отдельные периоды турецкого господства церковь возможно, меняла свою конфессиональную принадлежность и превращалась в мечеть. Возможно поэтому были разобраны апсиды, и до наших дней не дошли фрески, которые были варварски соскоблены со стен и покрыты новым слоем штукатурки. Интересно отметить, что новый слой штукатурки был за мешан на шерсти. Такие растворы очень часто использовали мусульманские зодчие. Сейчас уже тяжело сказать, когда точно были уничтожены фрески, но в 1666 г. их еще видел Эвлия Челеби.
В результате строительства турецкой крепости, церковь оказалась посреди земляного вала. Чтобы в нее попасть, приходилось спускаться по нескольким ступенькам. Немногочисленная греческая община не могла поддерживать храм в хорошем состоянии, и он постепенно ветшал и разрушался.
После того, как в 1774 г. Керчь вошла в состав Российской империи, церковь была передана архипелажским грекам, поселенным в конце XVIII в. на южных рубежах империи.
Заботу о сохранности и восстановлении немногочисленных греческих церквей взяло на себя государство.
На протяжении XIX в. церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась. В 1801 г. с запада был пристроен небольшой придел. Тогда же, по-видимому, в его южную стену были вмонтированы древние надгробные стеллы, которые были обнаружены во время земляных работ***.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6166.jpg
По крайней мере, уже в 1818 г. их уже видел адъютант Александра I А.И. Михайловский-Данилевский. Эти античные надгробия и сейчас можно увидеть на стене храма.
В 20-х годах XIX в. по генеральному плану одесского архитектора Франсуа Шаля, Керчь, как и многие южнорусские города, приобрела регулярную застройку. В 1827 г. на месте разобранной турецкой крепости была разбита прекрасная восьмигранная площадь, главным украшением которой становится церковь Иоанна Предтечи. В 1832–1834 гг. снова удлиняется западный притвор. Продолжая перспективу храма, он тоже делился колоннами на три нефа. С западной стороны к притвору была пристроена невысокая колокольня.Спустя несколько лет, в 1842 г., по проекту архитектора Александра Дигби, была сооружена новая, двухъярусная колокольня.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6163.jpg
Причем зодчий постарался придать ей формы, максимально близкие к архитектуре византийских храмов. Ее фасады были украшены многочисленными фронтонами, нишами и карнизами-сандриками. В 1894–1896 гг. с северной стороны храма, на месте портала, сооруженного в первой четверти XIX в., была построена часовня.
Вплоть до закрытия большевиками в 20-е годы, церковь оставалась культурным и религиозным центром греческой общины. При ней содержалась греческая и русская церковноприходские школы. Каждым год, при огромном стечении народа, справлялся храмовый праздник. Снаружи храма, под стеклянным футляром, хранился камень с оттиском подобия человеческой стопы. Согласно легенде, он был оставлен апостолом Андреем Первозванным или Иоанном Предтечей. Во время праздников стопу аккуратно вынимали из футляра, заполняли водой и жаждущие могли черпать ее руками для исцеления своего недуга
Алтарь храма был украшен прекрасным резным иконостасом XVIII в. Он был сделан из орехового дерева и в 1857 г. покрыт позолотой. В центральной апсиде находился престол во имя покровителя церкви Иоанна Предтечи, в западном располагался жертвенник, а в правом – еще один престол, во имя святой Екатерины. При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI в., рукописный «Апостол» XII в., иконы Богоматери и Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученницы (1703 г.), три старинных медных подсвечника и паникадило. Все эти реликвии погибли во время Великой Отечественной войны.
В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи является храмом Русской православной церкви. Это уникальный памятник средневекового зодчества, который является древнейшим действующим православным храмом Восточной Европы.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6168.jpg

Литература:
Макарова Т.И. Боспор-Корчев по археологическим данным // Византийская Таврика. Киев, 1991.
Макарова Т.И. Боспор-Корчев // Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. IV–XIII века. Археология. М., 2003.
Макарова Т.И. Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. VI. Симферополь, 1998.
Подосинов А.В. Керчь – город греческий, хазарский, русский // Восточная Европа в древности и средневековье. Политическая структура древнерусского государства. М., 1996.
Иваненко П.И., Иванина О.А. Керчь: история имени. Керчь, 1996.
Пономарев Л.Ю. Средневековая Керчь. Керчь, 1999.
-----
* Храм является примером константинопольской архитектурной школы этого периода.
** Проконесские каменоломни Пресвятой Девы Марии перестают функционировать в первой четверти VII века.
Элементы храма, вероятней, являются местными сполиями, в т.ч. местного храма Святых Апостолов. Как правило, старались использовать местные сполии.
***Периода Боспорского царства.

Видео:
http://smg.photobucket.com/albums/v58/atavin/?action=view¤t=1242987805_xvid.flv

Между горой Митридат и набережной находится важнейшая архитектурная достопримечательность Керчи — церковь Святого Иоанна Предтечи. Это памятник византийской архитектуры и самый древний каменный храм Киевской Руси. Он напоминает о том, что русские жили в Крыму задолго до многих «коренных» народов.

Построена она была в Х веке, но находящиеся в его основании мраморные колонны и плиты были взяты из более раннего храма (христианского ли?).

Керченский храм Святого Иоанна Предтечи

Храм построен в традиционном восточнославянском стиле и представляет собой трехаспидный храм крестово-купольной формы. Он, это почти все, что осталось нам в память от расцвета Тмутараканского княжества (Х — XI вв), которому в то время принадлежали обширные территории по обоим берегам Керченского залива.

Интересное архитектурное решение — чередование красного кирпича и блоков белого камня часто использовалось византийской храмовой школой и не только потому, что это красиво, но и потому, что дает зданию высокую сейсмическую устойчивость.

После захвата Крыма татарами церковь была превращена в мечеть. Православным ее вернули только в 1774 году, когда по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору отошла российской империи. Именно тогда старый храм получил свое нынешнее название. Чуть позднее в 1886 году у здания удлинили западный фасад и пристроили колокольню.

При советской власти храм стоял закрытый и верующим его вернули только в 1990 году. Правда статус памятника архитектуры он получил еще в 1863 году, а чуть позже была проведена серьезная реставрация.

Сейчас в церкви Святого Иоанна Предтечи регулярно проводятся службы. Но даже если вы равнодушны к религии или придерживаетесь иной веры обязательно загляните в это уникальное здание.

Считается, что следы фресок на его стенах, предположительно были написаны учениками знаменитого иконописца Феофана Грека. Обратите внимание как гениально придумано освещение — маленькие круглые оконца дают достаточно света для освещения всего храма даже в пасмурную погоду.

Церковь святого Иоанна Предтечи в Керчи знаменита, прежде всего, своей древностью. Она была воздвигнута не позднее IX века византийцами. Из всех храмов, существующих на территории России , этот - самый древний.

Церковь Святого Иоанна Предтечи, Крым

История основания храма

Время создания храма точно не определено. Возможная дата относится к промежутку в два столетия, между началом VIII и концом IX века.

О православном Крыме:

На одной из церковных колонн есть греческая надпись: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца июня третьего дня, от Адама в шесть тысяч двести шестидесятом году». Это 752 год н.э. Поэтому, условно церковь относят к VIII веку.

Однако, историки считают, что колонна осталось от другого, более древнего храма, который стоял на этом же месте, а затем был разобран за ветхостью. Вместо него построили церковь Иоанна Предтечи, скорее всего, в IX или даже в X веке.

Интересно! Историки соотносят появление храма с освобождением Крыма от хазар и возросшим влия нием Византии в этих землях. Мастера, вероятней всего, были присланы из Константинополя.

Годы под турками

В 1475 году часть полуострова, включая Керчь, была захвачена Османской Империей. Следующие три века были весьма тяжелыми для христианского населения Крыма. Церковь святого Иоанна Крестителя на все это время была превращена в мусульманскую мечеть. Фресковую роспись, которая была в ней изначально, и являлась, по одной из версий, творением учеников Феофана Грека, тщательно соскребли со стен.

После периода турецкого владычества в храме осталась только изображение двух святых, которое обнаружили уже в XIX веке под толстым слоем штукатурки.

В 1774 году, после первой Русско-Турецкой войны, между этими двумя странами был заключен мирный договор. Крымские земли, согласно его условиям, получили независимость, а спустя 9 лет были присоединены к России. В керченской церкви Иоанна Крестителя снова стали проводиться православные богослужения. Прихожанами ее были, в основном, греки.

Храм святого Иоанна Предтечи, Керчь

В царской России

В XIX веке в храме проводились большие строительные работы. Постепенно церковь дополнили западным пределом, трехнефным притвором, северным притвором и колокольнями. До своего закрытия в послереволюционные годы, этот храм служил центром духовной жизни для местного греческого населения. Сюда стекалось множество паломников.

Интересно! К числу самых почитаемых в то время храмовых святынь относится один необычный камень с углублением, напоминающим след человеческой ноги. Люди верили, что этот след оставил святой, по одной версии, апостол Андрей Первозванный , по другой - пророк Господень Иоанн .

Этот камень снискал необыкновенное почитание в народе. Среди многочисленных паломников была традиция - наливать в «след от ноги» святую воду и пить ее. Камень этот сохранился до наших дней. Сейчас его можно найти во дворе храма.

До революции при церкви существовали две начальные школы для детей из грекоязычных и русскоязычных семей. В этом храме принял крещение один из самых известных святых XX века - архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Тогда он был еще младенцем.

Читайте о крымском святителе:

Вскоре после революции, храм был закрыт. С этого времени он начал постепенно ветшать. Во время Великой Отечественной войны, храм утратил иконостас, многие древние образы и две ценнейшие богослужебные книги XI и XII веков.

В это время страна сильно рисковала навсегда потерять свой древнейший архитектурный памятник. Но, к счастью, в 50-х годах его, наконец, заметили историки. К тому времени церковь уже значительно обветшала, а рядом с ней находился рыбный рынок. Под руководством археолога Т. Макаровой были проведены раскопки. Тогда и обнаружили на этом месте следы существования более ранних культовых построек VI века.

В 70-х годах в храме были проведены огромные реставрационные работы. После этого, в нем располагалась историческая выставка.

Неподалеку от горы Митридат расположился — в Керчи это старейшее религиозное сооружение, созданное византийскими мастерами. Древнейшая часть церкви была заложена в VI веке и реконструирована в X столетии. Колокольня и притворы, относящиеся к неовизантийскому архитектурному стилю, появились в XIX веке. Крестово-купольная планировка, несмотря на многочисленные модернизации, сохранилась до наших дней.

Храм относится к эпохе правления Юстиниана Первого — византийского императора, правившего в VI веке. Последующая реконструкция происходила в период, когда Крым принадлежал Тьмутараканскому княжеству. Современный вид формировался на протяжении нескольких столетий. Плоский купол поддерживается крестообразными сводами, опирающимися на четыре столба. Сооружение укреплено колоннами.

Историческая справка

Споры о начале строительства храма ведутся постоянно. Церковные источники уверяют, что строительные работы благословил сам Андрей Первозванный, живший в I столетии. Коринфские капители относятся к пятому или шестому веку. Также на одной из колонн есть надпись, датируемая 752 годом. При Византии церковь была одной из самых посещаемых на полуострове.

Постоянные набеги хазар привели к разрушению храмового баптистерия в VII веке. Свой вклад в разрушение святыни внес и большой пожар, случившийся в девятом столетии. Масштабная реконструкция комплекса началась уже при Тьмутараканском княжестве. Храм святого Иоанна Предтечи был частично разобран и возведен заново. В итоге сохранились следующие конструкционные элементы:

  • фундамент и общая планировка;
  • коринфские капители;
  • мраморные колонны;
  • северная стена с византийской кладкой.

В эпоху владычества крымских ханов, церковь была превращена в мечеть. В 1774 году полуостров стал частью Российской империи. К зданию была пристроена лестница, а в 1834 г. появился неовизантийский трёхнефный притвор. Колокольня появилась в 1845-м — её сделали по проекту Александра Дигби.

Реставрационные работы

На протяжении большей части 20-го века церковь Иоанна Предтечи находилась в упадочном состоянии. Ситуация радикально изменилась в 60-е, когда керченскую достопримечательность признали архитектурным памятником. В 1974-1978 гг. начались масштабные реставрационные работы. Вот что изменилось:


Реставраторы проявили и определенные вольности. Так, был установлен православный крест — это сделали без надлежащего правительственного разрешения. Кроме того, обзавелся собственной лапидарной коллекцией. Начиная с 1990-х, в керченской церкви идут постоянные богослужения.

Ежегодно тысячи туристов едут в Керчь, чтобы посетить церковь Иоанна Предтечи. Чем эта достопримечательность привлекает путешественников? Назовём пять причин для посещения храма:

  1. Это древнейшее культовое сооружение Керчи . Храму без малого полторы тысячи лет, так что, переступив порог святыни, вы погружаетесь в атмосферу седой старины. Церковь действующая, что важно для верующих людей.
  2. Акустические хитрости . В стены сооружения вмурованы пустотелые амфоры. В старину этот хитрый прием позволял усилить акустику и донести слова проповедей до каждого прихожанина. Так что, если у вас есть есть желание насладиться работой церковного хора, обязательно загляните внутрь.
  3. Лапидарная экспозиция . За этими непонятными словами скрывается коллекция древних валунов, на которых высечены исторические надписи.
  4. Фрески . Большинство фресок были варварски уничтожены в период Крымского ханства. Но при очередной реконструкции ученые нашли изображения двух святых. Авторство работ приписывается ученикам Феофана Грека, легендарного византийского иконописца.
  5. Уникальный вид . Церковь сохраняет на себе печать древности. К возведению и реконструкциям храма приложили руку известные зодчие. Здесь трудились византийские, русские и генуэзские мастера.

Как добраться

Включили в список обязательных для посещения мест храм святого Иоанна Предтечи (Керчь), а как добраться до него не знаете? Строение расположилось по адресу: Керчь, ул. Дмитрова, 2. Попасть в Керчь можно четырьмя способами:

    1. Самолёт . Конечным пунктом будет аэропорт Симферополя. В Крым летают авиакомпании S7, «Аэрофлот», «Уральские авиалинии». Из Санкт-Петербурга и Москвы путь занимает менее трех часов, а цена вопроса — порядка 12 000 рублей. Дальше придётся ехать на такси.
    2. Автобус . В Москве отправляйтесь на Щёлковский либо Павелецкий автовокзалы. Оттуда в Керчь регулярно отправляются рейсы, но ехать придётся минимум сутки. Зато дешево — около 1200 рублей (вместе с паромной переправой).
    3. Поезд . Ехать нужно до Симферополя с Казанского вокзала (для москвичей). Билет обойдётся вам примерно в 4-7 тысяч рублей (зависит от класса вагона). Второй вариант — поездка до Краснодара или Анапы с последующей пересадкой в автобус.
    4. Машина . Это самый длинный путь. Ваша цель — порт «Кавказ». Дальше — паромная переправа. Расстояние между Керчью и Москвой составляет порядка 1200 километров. За бензин вы отдадите 1500 рублей (в среднем).

Попав в Керчь, направляйтесь к площади Ленина. От автобусного вокзала туда следуют маршрутки № 5 и 6. Также к площади ходят автобусы № 19, 28, 5, 6 и 3. От железнодорожного вокзала нужно ехать шестым автобусом.

Гостиницы рядом

Чтобы не ходить долго пешком, можно подобрать отель неподалеку от храма Иоанна Предтечи. Для этого можно воспользоваться агрегатором наподобие «Трипадвизора». Вот что получается:

  • Kerch Hotel . Расстояние от церкви — 500 метров. Есть бесплатный Интернет и парковка. Уровень сервиса — три звезды, отзывы хорошие.
  • Zaliv Hotel . До храма — без малого 7 километров. Цены бюджетные, но путешественники отмечают плохое оснащение санузлов и старую мебель.
  • Графская пристань . Гостиница эконом-класса, рассчитанная на семейных путешественников. Отзывы хорошие, завтрак включён. Расстояние — 100 метров.
  • Эдельвейс . Мини-отель с трёх- и двухместными номерами. Приличный ремонт, бесплатный вай-фай. Расстояние — 200 метров.

Как видите, храм Иоанна Предтечи — интересная крымская достопримечательность, которую стоит посетить. Попасть в Керчь можно разными путями, гостиниц тоже хватает. Приятного путешествия!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!


Церковь Иоанна Предтечи в Керчи

Храм Иоанна Предтечи, расположенный в самом центре Керчи, является самой старой действующей православной церковью Крыма, памятником истории и замечательным образцом византийского зодчества. Храмы с подобной архитектурой возводились с VIII века по всей Византийской империи. Схожие по архитектурному стилю церкви, оборонительные сооружения, дворцы и административные здания целиком или частично сохранились и до сего дня на территории современных Греции, Турции и Кипра.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Что же касается керченской церкви Иоанна Предтечи, то о дате её возведения до сих пор нету единого мнения среди историков, обычно её строительство относят к периоду между VIII и XI веками. Но о древности церкви однозначно свидетельствуют амфоры VIII века найденные в кладке церкви, и использованные в ней в качестве голосников. Возможно, что надпись на Тмутараканском камне, датируемым VII веком и выставленным в Эрмитаже, косвенно говорит о храме Иоанна Предтечи, определяя расстояние от него до ныне не существующей церкви Богоматери на Таманском полуострове. А также на одной из колон, внутри здания храма, имеется надпись гласящая, что: «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265» Из этого следует, что Кириак умер в 757 году. Впрочем, археологические исследования проведённые в храме и на территории вокруг него в 60 годы XX века
показали, что колоны, скорее всего, были взяты из базилики стоявшей на месте Предтеченской церкви ранее, построенной в VI веке и разобранной за ветхостью. А нынешний храм, вероятно, был построен в IX - X веках, после изгнания хазар с территории Керченского полуострова. Строительство нового храма, который стоит и по сей день, бесспорно связано было с возросшим влиянием Византии в Крыму. Сегодня уже невозможно ответить, кто именно строил храм – боспорские мастера или константинопольские зодчие. Скорее всего, столь масштабная постройка была не под силу местным архитекторам и строительство проходило под контролем столичных мастеров, присланных имперской администрацией или Константинопольской патриархией.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

На сегодняшний день здание церкви представляет собой сложный архитектурный комплекс, полностью оформившийся лишь к концу XIX века. Изначально же это трёхапсидный четырёхстолпный крестово-купольный храм, построенный стиле характерном для восточно-христианской архитектурной школы. Сразу обращает на себя внимание тип кладки использованной во внешних стенах. Блоки из известняка, небольшие и тщательно обработанные, чередуются с тонкими кирпичами из глины (так называемой «плинфы»). Подобное
исполнение не только придавало стенам пышность и нарядность, но и увеличивало сейсмоустойчивость. Данный тип кладки широко применялся византийскими архитекторами при строительстве крупных общественных зданий в Константинополе, Солуни и Херсонесе. С помощью плинфы также выложены арки под куполом, основание барабана купола, его верхняя часть и навершия узких окон. Венчает церковь Святого Иоанна Предтечи единственный полусферический купол, установленный на светонесущем барабане, который и образует центр креста. Фасады храма украсили пилястрами и перспективными арками.

И ЕЩЁ НЕМНОГО ИСТОРИИ

В период владычества в Северном Причерноморье генуэзцев, благодаря отличной сохранности и внушительным размерам, Предтеченская церковь была довольно известна. Вероятно, потому Керченский пролив в тот период именуют проливом Святого Иоанна, а Керчь – портом Святого Иоанна, не смотря на то, что официальное название его тогда было Черкио или Воспоро. Впервые, церковь упоминает в своих наблюдениях знаменитый арабский путешественник и купец Ибн-Баттута, посетивший её в 1334 году. В 1634 году интересную легенду донёс до нас монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д’Асколи, она повествовала о том, будто церковь была найдена на дне моря. В этом его убедили
отпечатки и останки морских ракушек на известняковых блоках, из которых был построен храм. А в 1666 году известный османский путешественник Эвлия Челеби, описывая «прекрасный замок Керчь», в своём произведении «Книге путешествий» упоминает о «церкви неверных», которую, по его мнению, возвели генуэзцы в период своего господства в регионе. В период существования Крымского ханства и Турецкого владычества, церковь служила мечетью. Поэтому до нас не дошли фрески, наличие которых было отмечено средневековыми путешественниками, они был варварски соскоблены и покрыты толстым слоем штукатурки. После строительства турками крепости, храм очутился посреди земляного вала, что в совокупности с естественным оседанием фундамента привело к тому, что попасть в церковь можно было только спустившись вниз по лестнице из восьми ступеней. Немногочисленная греческая община Керчи с трудом поддерживала такой большой храм, и он постепенно приходил в упадок. Положение дел изменилось после присоединения Крыма к Российской империи, государство взяло на себя заботу по восстановлению немногочисленных сохранившихся греческих храмов на территории полуострова. А храм Иоанна Предтечи был передан архипелажским грекам, которых поселили на южных границах империи в конце XVIII века. В течении всего XIX века храм постоянно ремонтировался и достраивался. В 1801 году построен был западный придел, в 1834 году к церкви пристраивают трёхнефный притвор в псевдовизантийском стиле. А в 1845 году, по
проекту архитектора Александра Дигби, архитектурный ансамбль церкви дополняется ещё и северным притвором и двухъярусной колокольней. В этот же период, во время очередной реконструкции, строители обнаружили под слоем штукатурки изображение двух святых. Существует версия, согласно которой, фрески были написаны учениками преподобного Феофана Грека. До самого закрытия храма большевиками в 20-е годы минувшего столетия, он оставался крупным центром религиозной и культурной жизни греческой общины. При нём действовали греческая и русская церковноприходские школы. Огромное количество народа стекалось каждый год на храмовый праздник. Во время всех крупных праздников из специального футляра доставалась главная святыня церкви Святого Предтечи – камень с отпечатком подобия человеческой стопы, который предание приписывает либо Андрею Первозванному, либо самому Предтече Господнему. В неё наливали святую воду, и верующие отпивали из неё для исцеления от недугов. И не смотря на столь высокую духовную жизнь населения, власти закрыли храм по совершенно лживой причине – за отсутствием прихожан…
Не обошла стороной Предтеченский храм и Великая Отечественная война, помимо разрушений в самом здании, был утрачен позолоченный иконостас XVIII века, иконы Богородицы, Иоанна Предтечи и Варвары Великомученицы того же периода, уникальные греческие Евангелие и Апостол XI и XII веков.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Уже после войны, в конце 50-х годов, о церкви Святого Предтечи вспомнили, и заговорили как об уникальном памятнике византийской архитектуры, присвоив ей в 1963 году статус памятника республиканского значения. Несмотря на этот факт, прямо возле церкви был открыт рыбный рынок. В этот же период проходят археологические раскопки под руководством Т.И. Макаровой. Благодаря им удалось прояснить и узнать много нового об истории храма. Возле него обнаружили остатки баптистерия VI века, установили что церковь, в период до турецкого владычества, была центром и завершением архитектурного ансамбля Керчи, и что береговая линия с VI века проходила совсем близко от здания храма. Можно сказать, что церковь была украшением средневековой набережной. С 1974 по 1978 годы, в ней развернули крупномасштабные реставрационные работы. Во избежание обрушения купола, под ним был установлен мощный металлический
каркас, отреставрировали стены пристроек и колокольни, частично восстановили старинные росписи и штукатурку. Гораздо трудней оказалось работать со старой и основной частью комплекса – для сохранения аутентичности храма реставраторы сами изготавливали аналоги древней черепицы и плинфы. Удалось подобрать такой же камень-известняк, как и тот, из которого двенадцать веков назад была возведена эта церковь. По окончании работ, над храмом Иоанна Предтечи установили крест, хотя разрешение на это ни кто не давал. До 1990-х годов в храме действовала выставка керченского музея истории, а затем церковь передали местной православной общине. Теперь в ней снова совершаются богослужения, то для чего много веков назад и была построена эта прекрасная и величественная церковь.