Россия официально признала, что на борту А321 произошел взрыв. На борту разбившегося на Синае A321 сработало взрывное устройство Крушение самолета в результате теракта

. «Исследование личных вещей и элементов самолета, а также экспертиза выявили следы взрывчатого вещества на А321», — заявил глава ФСБ.

«По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло «разваливание» самолета в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолета на большом расстоянии», — заявил Бортников.

О теракте глава ФСБ доложил президенту России Владимиру у. Глава страны пообещал найти в любой точке планеты и покарать террористов, взорвавших российский лайнер A321.

Выступая на совещании об итогах расследования причин авиакатастрофы в небе над Синаем, Путин заявил, что рассчитывает на содействие других стран в поиске и наказании злоумышленников. По словам президента, должен обратиться за такой помощью.

Путин также пообещал, что к ответу будут привлечены все пособники террористов. «Все, кто попытается оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах, — сказал Путин. — Я прошу все наши специальные службы сосредоточиться на этой работе».

Двое подозреваемых уже задержаны, сообщает со ссылкой на источники в правоохранительных органах Египта. Указывается, что это два работника аэропорта Шарм-эль-Шейха. По предварительным данным, их подозревают в помощи террористам, заложившим бомбу на борту самолета.

На фоне подтверждения данных о теракте на борту самолета A321 Россия увеличит удары по боевикам в Сирии.

«Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно», — заявил Путин, подчеркнув, что будет лично «проверять, как идет работа».

Российские власти также пообещали $50 млн за информацию о террористах, причастных к теракту на борту разбившегося самолета A321. «Федеральная служба безопасности обращается к российской и международной общественности за содействием в установлении террористов. За предоставление сведений, способствующих задержанию преступников, будет выплачено вознаграждение в размере 50 млн долл. США», — заявили в ФСБ.

«Федеральной службой безопасности и осуществляются меры к розыску лиц, причастных к данному преступлению», — добавили в ведомстве.

Для экспертов подтверждение версии теракта на самолете A321 не стало сюрпризом. По мнению летчика, героя России Анатолия Кнышева, сразу после срабатывания бомбы самолет развалился на части: экипаж и пассажиры погибли в течение 1-2 секунд: «Произошла взрывная декомпрессия — моментальное разрушение, все находившиеся на борту погибли. Именно поэтому не было доклада диспетчерской службе о чрезвычайной ситуации, — поделился Кнышев в беседе с «Газетой.Ru».

«Один килограмм тротила — это очень мощный заряд, самолет практически разорвало на куски», — рассказал «Газете.Ru» летчик-испытатель , участвовавший в расследованиях авиакатастроф военных самолетов. — Именно поэтому со спутника была засечена тепловая вспышка, о которой говорили американцы». О том, что на борту самолета взорвалась бомба, свидетельствовал также характер и разбор обломков на большой территории.

По мнению Гусева, заявления Путина и главы ФСБ последовали лишь сегодня не только из-за политической ситуации, но и из-за расследования, которое вели российские контрразведчики: «Скорее всего, уже известны имена заказчиков теракта, поэтому и объявляется награда за их поимку».

Кроме того, эксперт считает, что результаты экспертиз не хотели озвучивать до окончания саммита G20.

Буквально накануне версию теракта на борту A321 подтвердила Великобритания, а на прошлой неделе СМИ сообщили о том, что в самолете находился таймер, установленный на два часа. В Лондоне предполагают, что организатором взрыва мог быть Абу Осама аль-Масри — главарь группировки «Вилаят Синай», считающейся (организация запрещена в России).

Ранее в Кремле не торопились официально называть происшедшее терактом, призывая «тщательно фильтровать» все данные о расследовании причин крушения А321 в Египте и не реагировать на анонимные «вбросы». Премьер-министр заявлял о том, что в качестве одной из возможных причин крушения российского самолета рассматривается версия теракта. До этого российские власти вероятность теракта на борту лайнера отвергали.

Крушение авиалайнера A321 в Египте стало крупнейшим по числу жертв терактом против граждан России с 2004 года, когда была захвачена школа в Беслане. В результате крушения самолета, летевшего из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, погибли 224 человека. При захвате террористами бесланской школы в 2004 году погибли 334 человека.

Кроме того, крушение российского самолета стало крупнейшим терактом, связанным с авиацией, начиная с 11 сентября 2001 года, когда в результате действий террористов в США погибли порядка 3 тыс. человек.

Ровно год назад, 31 октября 2015 года, произошла самая массовая в России по числу жертв авиакатастрофа. Тогда на севере Синайского полуострова самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа». На борту находились 217 пассажиров, в том числе 24 ребенка, и семь членов экипажа. Все они погибли. Российские власти признали произошедшее терактом, однако международное расследование еще не завершено.

31 октября самолет А321 российской авиакомпании «Когалымавиа» выполнял чартерный рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер вылетел в 5:50 утра и через 23 минуты пропал с радаров. В тот же день поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки разрушенного самолета около города Нехель на севере Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека погибли, среди них 219 россиян, четверо граждан Украины и один уроженец Белоруссии.

Причины крушения А321

Международнодное расследование, которым руководят авиационные власти Египта, еще не окончено. В нем принимают участие представители России, Франции, Германии, Ирландии и США.

Первыми о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы стали сообщать западные СМИ со ссылкой на свои источники в спецслужбах и официальных лиц. Из этих публикаций следовало, что власти США и Великобритании считали версию о теракте наиболее вероятной. Однако в Москве долгое время публично дистанцировалась от нее, называя версию теракта преждевременной и призывая дождаться официальных результатов следствия. И лишь 6 ноября было принято решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321 и эвакуировать находящихся там россиян.

Официально терактом ФСБ произошедшее над Синаем только спустя две с половиной недели после катастрофы, 17 ноября. По версии ведомства, в полете сработало самодельное взрывное устройство. Владимир Путин на заседании Совета Безопасности найти организаторов крушения «в любой точке планеты» и уничтожить их.

Впрочем, власти Египта даже после этих заявлений продолжали настаивать на том, что наиболее вероятной причиной катастрофы стала техническая неполадка. И лишь в феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси признал, что на борту А321 произошел теракт.

В сентябре газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила , что международная техническая комиссия установила точное место взрыва в самолете. По данным издания, эксперты определили, что террористы заминировали отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета, спрятав взрывное устройство между детских колясок и плетеной мебелью, которую везли туристы.

Россия и ЦРУ считают, что взрыв на борту организовала «Вилаят Синай» (до 2014 года — «Ансар Бейт аль-Макдис»), ячейка запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). Эта группировка взяла на себя ответственность за крушение А321: 18 ноября 2015 года пропагандистский журнал «Исламского государства» «Дабик» опубликовал фотографию самодельного взрывного устройства, изготовленного из банки газировки Schweppes. Как утверждалось в статье, именно это устройство было приведено в действие на борту A321. В августе 2016 года египетские военные об убийстве лидера «Вилаят Синай» Абу Дуаа аль-Ансари, подозреваемого в организации теракта.

Скандальное дело

Родственники погибших в катастрофе неоднократно жаловались на ход расследования и процесс выплаты компенсаций. В декабре адвокат Игорь Трунов от имени 35 родственников в Басманный суд жалобу на бездействие главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. По мнению юриста, она выразилась в том,что СК проигнорировал два обращения родственников. В одном из них они просили сообщить номер уголовного дела, признать их потерпевшими и ознакомить с материалами расследования. Другая жалоба касалась «Ингосстраха». В обращении утверждалось, что компания обманным путем получает с родственников погибших заявления, ограничивающие их право на обращение в суд с целью получения компенсации. В самом «Ингосстрахе» эти обвинения категорически отвергли. А иск к Бастрыкину был отклонен.

Последствия

После крушения самолета «Когалымавиа» Россия приостановила авиасообщение с Египтом, а туроператорам запретили работать на этом направлении. Весь год они ждали возобновления сообщения со страной, которая многие годы была одним из основных курортных направлений для россиян. По последним данным , это может произойти не раньше декабря-января.

Для возобновления полетов египетской стороне необходимо выполнить ряд требований по обеспечению безопасности аэропортов (полный их список официально не обнародовали). В течение года Россия неоднократно направляла в Египет своих специалистов для проверок в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады, но каждый раз нарушения. По словам источников газеты «Аль-Ватан», которых цитирует ТАСС, «ряд российских структур отказывается обсуждать вопрос о возобновлении авиасообщения с Египтом до появления результатов официального расследования».

С закрытием авиасообщения Египет понес значительные убытки. От обвала туризма — одной из ключевых для страны отраслей (более 11% ВВП до ноября 2015 года) — бюджет Египта, по оценке Reuters недополучил более трех миллиардов долларов.

Крушение российского аэробуса и последующее прекращение полетов в Арабскую республику привело к проблемам и для самой «Когалымавиа» и связанного с ней туроператора Brisco, который был заказчиком рейса 9268. С весны 2015 года тянется дело о признании перевозчика банкротом, следующее заседание состоится 10 ноября. В марте Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта «Когалымавиа» и лишила ее допусков на 13 международных направлений.

Организатор рейса туроператор Brisco 2 августа приостановил работу до тех пор, пока не погасит задолженности перед клиентами и агентствами. Как сообщалось на сайте Brisco, после закрытия полетов в Египет и Турцию компания понесла «колоссальные финансово-экономические потери».

МОСКВА, 17 ноя — РИА Новости. Следствие заключило, что на борту российского самолета, разбившегося в Египте, был совершен теракт. Россия найдет террористов, виновных в крушении А321, в любой точке планеты, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе совещания об итогах расследования причин крушения самолета, сообщает сайт Кремля.

Путин поручил усилить работу боевой авиации РФ в Сирии, а также попросил МИД РФ обратиться к партнерам за содействием в поиске и наказании преступников.

"В совещании приняли участие министр обороны Сергей Шойгу, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников, начальник Генерального штаба Вооружённых сил Валерий Герасимов, министр иностранных дел Сергей Лавров, директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков", — говорится в сообщении Кремля.

Доказательства теракта

ФСБ: экспертизы выявили следы взрывчатого вещества на A321 В результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства, заявил глава ФСБ Александр Бортников.

Совещание в Кремле прошло в понедельник поздно вечером. Бортников доложил о причинах крушения российского пассажирского самолета 31 октября. Он отметил, что исследованы личные вещи пассажиров, багаж и части самолета, разбившегося в Египте.

"В результате проведенных экспертиз на всех предметах, о которых я сказал, выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства", — заявил Бортников.

Вывод специалистов подтвердил страшную версию теракта. "На борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло "разваливание" самолета в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолета на большом расстоянии", — сообщил глава ФСБ о данных исследования.

"Можно однозначно сказать, что это террористический акт", — констатировал он.

Найти в любой точке планеты и покарать

ФСБ: на борту A321 в полете сработало самодельное взрывное устройство В ходе исследования личных вещей и элементов российского авиалайнера было установлено, что во время полета на борту самолета сработала бомба мощностью до 1 килограмма в тротиловом эквиваленте.

Реакция президента последовала мгновенно: террористов надо найти и покарать, где бы они сейчас не находились.

"Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поимённо. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдём в любой точке планеты и покараем", — заявил Путин.

Глава государства подчеркнул, что еще не забыты взрывы в Волгограде в декабре 2013 года.

ФСБ признала терактом катастрофу A321 над Синаем Исследование личных вещей и элементов самолета, экспертизы выявили следы взрывчатого вещества на А321, что свидетельствует о том, что на борту самолета произошел теракт, сообщил глава ФСБ Александр Бортников.

"Россия не в первый раз сталкивается с варварскими террористическими преступлениями, чаще всего без всяких видимых причин, внешних или внутренних, так, как это было со взрывом на вокзале в Волгограде в конце 2013 года. Мы никого и ничто не забыли", — отметил Путин.

Теракт на борту самолета, по его словам, также относится к числу наиболее кровавых.

"Убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников", — резюмировал президент РФ.

Усилить операцию в Сирии и обратиться к партнерам

МВД РФ готово к любым вариантам осложнения ситуации из-за терактов У российских стражей правпорядка есть опыт реагирования на террористические вызовы и угрозы, заявил глава МВД, добавив при этом, что все необходимые меры для обеспечения безопасности граждан будут обеспечены.

Сразу же после получения доказательств о теракте президент дал поручения Министерству обороны, Генеральному штабу и МИД, заверяя всех, что террористы не уйдут от наказания.

"Мы должны опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики, в данном случае — внешней политики и политики безопасности, политики борьбы с терроризмом", — сказал он.

"Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно", — сказал Путин, попросив Министерство обороны и Генеральный штаб представить соответствующие предложения. "Я проверю, как идёт работа", — подчеркнул он.

"Прошу Министерство иностранных дел Российской Федерации обратиться ко всем нашим партнёрам. Мы рассчитываем в ходе этой работы, в том числе и по поиску и наказанию преступников, на всех наших друзей", — обратился президент к внешнеполитическому ведомству.

Депутат ГД призвал усилить безопасность в связи с угрозой терактов Необходимо принять дополнительные меры по обеспечению безопасности как на воздушном транспорте, где высока степень террористической угрозы, так и внутри страны, заявил депутат Госдумы Дмитрий Горовцов.

Путин подчеркнул, что Россия будет действовать в соответствии со статьёй 51 Устава Организации Объединённых Наций, предусматривающей право государств на самооборону. При этом он добавил, что наказание понесут также и укрыватели преступников.

"Все, кто попытается оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах", — сказал президент РФ, попросив спецслужбы сосредоточиться на этой работе.

Крупнейшая катастрофа в истории российской и советской авиации произошла 31 октября: лайнер Airbus-321 авиакомпании "Когалымавиа", который летел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синае. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа. Все они погибли.

За всю историю отечественной авиации зафиксированы как минимум пять случаев взрыва бомб на борту пассажирских авиалайнеров. Три из них произошли в СССР, два — в постсоветский период в России

1971 год. Взрыв на борту Ту-104 в районе аэропорта Внуково

10 октября 1971 года самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления гражданского воздушного флота должен был выполнить два рейса по маршруту Симферополь — Москва — Симферополь. В 19:02 самолет благополучно завершил полет до Москвы, приземлившись в аэропорту Внуково.

Сразу после посадки экипаж приступил к подготовке к обратному рейсу в Симферополь.

В 20:16 рейс 773 с 18 пассажирами и 7 членами экипажа поднялся в воздух. Однако всего спустя минуту Ту-104 перестал отвечать на вызовы диспетчеров. В 20:17 самолет рухнул на землю неподалеку от деревни Бараново Наро-Фоминского района Московской области, в 10 километрах юго-западней Внуково. Все 25 человек на борту погибли.

Ту-104Б компании Аэрофлот, аналогичный разбившемуся. Фото: Википедия

Расследование установило, что через считаннные секунды после взлета на борту произошел взрыв. Разрушило левую сторону фюзеляжа и несущие элементы левого крыла, перебило тяги рулей высоты и направления. У теряющего высоту лайнера разрушился багажный отсек, из салона выбросило часть пассажирских сидений. Спустя несколько секунд Ту-104 рухнул на землю.

Обследование обломков показало наличие признаков горения и частиц тротила. Комиссия установила, что бомба весом 400—800 грамм тротила был спрятана между стойкой сидения и стенкой.

Расследование не смогло установить, кто именно являлся организатором и исполнителем теракта.

1973 год. Взрыв Ту-104 в Пулково

23 апреля 1973 года самолет Ту-104 1-го Ленинградского авиаотряда Северного территориального управления гражданского воздушного флота выполнял рейс 2450 по маршруту Ленинград — Москва. В 14:25 по московскому времени лайнер с 51 пассажиром и 6 членами экипажа вылетел из аэропорта Пулково.

Через 9 минут полета 47-летний пассажир Иван Бидюк передал стюардессе письмо для пилотов. Главным в путанном тексте на четырех листах было требование изменить курс и совершить посадку в Стокгольме. В противном случае Бидюк обещал взорвать самолет.

Командир Ту-104 Вячеслав Янченко подал сигнал бедствия и принял решение вернуться в Пулково. Бортмеханик Викентий Грязнов , получил от командира табельное оружие, чтобы обезвредить преступника, однако выяснилось, что бомба, которую бандит держал в руках, имела механизм обратного действия, то есть срабатывала при отпускании кнопки. Поэтому Грязнов попытался успокоить преступника, убеждая его, что Ту-104 уже на пути в Стокгольм. При этом бортмеханик не давал Бидюку проникнуть в кабину экипажа.

Ту-104 сразу после посадки. Фото: Википедия

Обманывать террориста удавалось вплоть до того, как самолет пошел на посадку в Пулково. Поняв, что его одурачили, Бидюк привел в действие взрывное устройство. В результате взрыва погибли сам террорист и бортмеханик Грязнов, были повреждены рули высоты и гидросистема. Передняя стойка шасси не зафиксировалась и сложилась при посадке, так что фюзеляж после касания земли носом опустился на полосу и заскользил по бетону. Это вызвало возгорание, которое быстро было ликвидировано наземными службами. Благодаря этому больше погибших не было.

Закрытым указом Президиума Верховного совета СССР от 6 июня 1973 года за проявленные мужество и героизм командир Ту-104 Вячеслав Янченко и погибший бортмеханик Викентий Грязнов были удостоены звания «Герой Советского Союза». Остальные члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

1973 год. Взрыв Ту-104 под Читой

17 мая 1973 года самолет Ту-104 Иркутского авиаотряда Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота вылетел из московского аэропорта Домодедово, выполняя рейс 109 Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Чита. Вылет из Москвы состоялся в 18:12. После промежуточных посадок в Челябинске и Новосибирске в Иркутске произошла смена экипажа. К моменту вылета в Читу на борту находились 72 пассажира (из них 4 ребенка) и 9 членов экипажа.

Спустя некоторое время с борта Ту-104 был подан сигнал опасности, а затем командир корабля доложил, что из салона поступило требование изменить курс.

Вслед за этим с лайнера был вновь передан кодированный сигнал опасности. Затем Ту-104 исчез с экранов радаров.

ТУ-104 -первый советский реактивный пассажирский самолёт. Фото: РИА Новости

В 10:55 по местному времени вертолет Ми-8 обнаружил обломки самолета в 97 километрах западнее Читы разбросанными строго по трассе на протяжении 10 километров. Все 9 членов экипажа и 72 пассажира погибли.

Свидетели показали, что наблюдали самолет, который взорвался в воздухе. После этого на землю стали падать обломки и люди.

В ходе расследования было установлено, что попытку угона воздушного судна совершил 32-летний Чингис Юнус-оглы Рзаев . Мужчина, поднявшийся на борт в Иркутске, имел при себе взрывное устройство мощностью в 5,5 - 6 килограммов тротила. Рзаев потребовал изменить курс и совершить посадку в Китае.

Обезвредить террориста попытался сопровождавший авиалайнер сотрудник милиции Владимир Ежиков . Страж порядка выстрелил в Рзаева, причинив ему смертельное ранение, однако умирающий преступник привел в действие взрывное устройство.

2004 год. Взрыв Ту-134 над Тульской областью

24 августа 2004 года в 22:30 по московскому времени самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» вылетел из аэропорта Домодедово, выполняя рейс 1303 по маршруту Москва — Волгоград. На его борту находились 34 пассажира и 9 членов экипажа.

В 22:54 произошел сильный взрыв в хвостовой части самолета. Разорванный на две части лайнер рухнул на землю с высоты 9500 метров. Обломки Ту-134 упали в 2 километрах севернее населенного пункта Бучалки Кимовского района Тульской области. Все 43 человека, находившиеся на борту, погибли.

В ходе расследования было установлено, что взрыв был осуществлен 30-летней террористкой-смертницей Аминат Нагаевой.

2004 год. Взрыв Ту-154 над Ростовской областью

24 августа 2004 года в 21:35 по московскому времени самолет Ту-154 авиакомпании « Сибирь» вылетел из аэропорта Домодедово, выполняя рейс 1047 по маршруту Москва — Сочи. На борту авиалайнера находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа.

В 22:53 произошел мощный взрыв в хвостовой части. В борту Ту-154 образовалась дыра, были перебиты приводы и проводки управления, хвостовая часть оторвалась. Самолет потерял управление и начал падать. Экипаж боролся до последнего, однако в 22:55 лайнер рухнул в районе поселка Глубокий Каменского района Ростовской области и полностью разрушился. Все, кто находился на борту, погибли. Часть обломков Ту-154 упала на жилые дома, но на земле никто не пострадал.

Бортовые самописцы самолетов Ту-134 и Ту-154, потерпевших крушение 24 августа 2004 г. Фото: РИА Новости

В ходе расследования было установлено, что теракт был осуществлен 37-летней смертницей Сацитой Джебирхановой.

Были установлены лица, по вине которых террористки смогли попасть на борт самолетов. Капитан милиции Михаил Артамонов был приговорен к 7 годам лишения свободы, билетный спекулянт Армен Арутюнян и контролер Николай Коренков — к полутора годам лишения свободы.

Менее чем за полгода на Ближнем Востоке, который сегодня является самым нестабильным и «горячим» регионом мира, произошло два крупнейших теракта с пассажирскими авиалайнерами. Один из них российский. Похоже, террористы радикальных исламских группировок сделали ставку на атаку против гражданской авиации.

Осень 2015 года была омрачена для России самым крупным в истории гражданской авиации страны воздушным терактом: 31 октября 2015 года самолет компании «Кагалымавиа» был взорван в небе над Синайским полуостровом над территорией Египта. Погибло 214 человек. И вот – ровно через шесть месяцев – новый теракт в этом же регионе. 19 мая самолет Airbus A320 компании EgyptAir, вероятнее всего, был уничтожен над Средиземным морем. На борту находились 66 человек.

Российский самолет выполнял чартерный рейс 7К-9268 по маршруту Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург. Самолет египетской компании – рейс MS804 из Парижа в Каир. С самолетом египетской компании пока еще не всё ясно. Он просто пропал с экранов радаров, с ним была утрачена связь, и долгое время о судьбе лайнера ничего не было известно.

Однако позже обломки пропавшего аэробуса были обнаружены в Средиземном море к югу от греческого острова Карпатос в юго-восточной части Эгейского моря. Стало понятно, что если теракт и не единственная версия катастрофы, то явно основная.

На обоих бортах большинство пассажиров были туристами, летевшими отдыхать на курорты Египта или возвращавшимися оттуда. И вот два крупных теракта в течение довольно короткого времени. И цель террористов достигнута. Нанесен ошеломительный удар по египетской экономике, для которой сегодня в нынешнем, кризисном и нестабильном в политическом плане состоянии туризм является чуть ли не единственным источником доходов. Кроме того эти происшествия вызвали серьезный резонанс во всем мире.

Самолеты являются не случайным выбором для террористов всего мира. Главное оружие террористов вовсе не взрывчатка. Главное оружие: максимальная гласность, паника и страх. И именно гражданская авиация – самый удобный инструмент. Теракт направлен не только на людей, которые находятся на борту воздушного судна, уничтожаемого террористами. Но и на членов их семей, на всех тех, для кого катастрофа в небе будет не просто строчкой в газетных сообщениях. А будет чем-то личным и близким.

Кроме того, несмотря на то, что авиация не является самым опасным видом транспорта – это только распространенный миф, катастрофы на железной дороге гораздо более часты – противодействовать терактам в авиации очень сложно. Меры безопасности в аэропортах уже близки к абсурдному пределу, скоро из-за проверок придется приезжать в аэропорт за 4-5 часов до рейса, чтобы пройти все необходимые рубежи проверок. Но даже это не обеспечивает полную безопасность. Авиация из всех видов транспорта наиболее уязвима.

Кроме того, разрушение воздушного судна на высоте до 10 километров при скорости минимум 600 километров в час не оставляет шансов никому из находящихся на борту людей. Их гибель практически неизбежна. И счет жертвам каждый раз идет на десятки, а то и на сотни человек.

Мы напомним о самых крупных терактах в воздухе, которые случились в последней четверти XX и начале XXI веков.

  1. Атака 11 сентября 2001 года в США

Это самая знаменитая и самая крупная и, пожалуй, самая эффективная террористическая атака в истории человечества , если конечно, не причислять к терактам (а это было бы логичным) трагедии Герники, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки.

Группа террористов 11 сентября 2001 года угнала сразу четыре авиалайнера и использовала их как воздушные брандеры. В военно-морском флоте, брандеры – это корабли, предназначенные для тарана и подрыва кораблей противника. Террористы использовали гражданские воздушные суда точно таким же образом, атаковав несколько целей на территории США.

Этот теракт оставляет много вопросов. Несмотря на то, что ответственность за теракт взяли на себя «Аль-Каида» 1 , ультратеррористическая исламская организация ваххабитского толка и ее лидер Усама бен Ладен , остается много вопросов, кто и зачем организовал эту атаку.

Объекты и результаты атаки:

Нью-Йорк

1) Рейс 11 American Airlines, самолет Boeing 767-200. Врезался в северную сторону северной башни (ВТЦ-1) на уровне 94–98 этажа.

2) Рейс 175 United Airlines, самолет Boeing 767-200. Врезался в южную сторону южной башни (ВТЦ-2) на уровне 78–85 этажа.

Жертвы: 60 пассажиров и членов экипажа, более 600 человек, находившихся на верхних этажах южной башни ВТЦ.

А всего в Нью-Йорке погибло 2753 человека.

Пентагон

3) Рейс 77 American Airlines, самолет Boeing 757-200. Врезался в здание штаб-квартиры минобороны США Пентагон в городе Арлингтон, штат Виргиния.

Жертвы: 125 человек на земле и 59 пассажиров и членов экипажа.

Пенсильвания

Рейс 93 United Airlines, самолет Boeing 757-200 (бортовой номер N591UA). Упал на поле возле городка Шанксвилл в юго-западной части Пенсильвании, не долетев 240 км до Вашингтона, который был целью террористов.

Жертвы: 40 человек.

  1. Ирландия, 23 июня 1985

Крупнейшая авиакатастрофа в нейтральных водах, первый теракт на самолетах Boeing-747 и крупнейший теракт в истории Канады. Тогда сикхскими террористами, борющиеся против властей Индии за отделение своего региона, был подорван в воздухе над Атлантикой индийский гражданский лайнер Boeing-747 авиакомпании AirIndia, летевший по маршруту Монреаль–Лондон–Дели–Бомбей.

Объекты и результаты атаки: рейс AI182 AirIndia Boeing 747-237B. Внутренний взрыв и полное разрушение авиалайнера в воздухе у берегов Ирландии в 70 километрах от ирландского города Корка.

Жертвы: 329 пассажиров и членов экипажа.

  1. Шотландия, 21 декабря 1988 года

Это был крупнейший теракт над территорией Британии. Над шотландским городом Локерби был взорван в воздухе авиалайнер Boeing-747, следовавший маршрутом Лондон–Нью-Йорк. Погибли не только пассажиры и экипаж воздушного судна, но и люди на земле. Обломки самолета рухнули прямо на жилые кварталы Локерби.

США и Британия тут же обвинили в теракте ливийские спецслужбы, причем ответственность за теракт была возложена лично на ливийского лидера Муаммара Кадаффи . Позже эта версия была поставлена под сомнение.

Объекты и результат атаки: рейс PA103 Pan American Boeing 747-121. Внутренний взрыв, полностью разрушивший авиалайнер в воздухе, обломки упали в пределах городской черты Локерби.

Жертвы: 259 пассажиров и членов экипажа и 11 жителей Локерби.

  1. Сахара, пустыня Тенере, 19 сентября 1989 года

Крупнейший воздушный теракт в центральной Африке и продолжение истории противостояния спецслужб Запада и ливийских властей. Лайнер McDonnell Douglas DC-10-30 французской авиакомпании Union de transports aériens (UTA), выполнявший рейс по маршруту Браззавиль–Нджамена–Париж, был взорван над пустыней Тенере в Нигерии в окрестностях города Бильма.

И снова были обвинены ливийские спецслужбы. И снова никто ничего не доказал.

Объекты и результат атаки: рейс UT-772 UTA самолет McDonnell Douglas DC-10-30. Внутренний взрыв и полное разрушение воздушного судна. Обломки упали в пустынной местности Тенере.

Жертвы: 170 пассажиров и членов экипажа.

  1. Египет, синайский полуостров, 31 октября 2015

Крупнейший теракт над территорией Египта и в истории российской гражданской авиации. В результате беспечности сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха террористам синайского подразделения запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство» 1 (ИГ 1) удалось пронести на борт российского самолета взрывчатку. В результате авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании Metrojet («Когалымавиа»), следовавший из Шарм-эль-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург, был взорван на севере Синайского полуострова в 100 км от города Эль-Ариш.

Объекты и результат атаки: рейс 9268 Airbus A321-231 Metrojet («Когалымавиа»). Внутренний, взрыв, полностью разрушивший воздушное судно.

Жертвы: 224 пассажиров и членов экипажа.

С каждым годом опасность террористических атак возрастает. И стоит надеяться, что участие России в борьбе мировым терроризмом остановит, наконец, эту тревожную тенденцию.

Скачать оригинал:

1 Организация запрещена на территории РФ.