Крушение титаника 1912 год. Гибель «Титаника»: хроника катастрофы, версии. Ничто не предвещало беды

В 1912 году при загадочных обстоятельствах затонул крупнейший океанский лайнер «Титаник». В 1997 году его «поднял» из небытия американский кинорежиссер Джеймс Камерон, буквально на остове печально знаменитого судна, обнаруженного в 400 милях от берегов Ньюфаундленда, сняв суперфильм о трагическом плавании. Говорят, фильм обошелся постановщику в 200 миллионов долларов. О причинах гибели «Титаника» до сих пор спорят, выдвигая версию за версией...

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в эфире над Северной Атлантикой прозвучал принятый тогда международный радиотелеграфный сигнал бедствия CQD, что можно расшифровать как «Come quick, danger» - «Идите скорее, опасность!» Следующими буквами, которые передал радиотелеграф, были MGY - позывные «Титаника», самого большого в мире лайнера, совершавшего свой первый рейс из Европы в Америку.

Впервые сигнал прозвучал в 23.40, затем повторялся в течение двух часов снова и снова. Его отстукивал морзянкой главный радист Филлипс по указанию капитана Эдварда Смита.

Что же произошло в ту трагическую ночь в холодных водах Северной Атлантики? Об этом мир узнал из радиотелеграмм о помощи, переданных с «Титаника», правда, скупыми словами: «Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом...» Далее указывались координаты. Сигнал принял английский пароход «Карпатия», находившийся ближе всех, в 58 милях, от «Титаника». На всех парах он поспешил к месту кораблекрушения. Увы, когда в 4 часа 10 минут утра пароход подошел к месту трагедии, «Титаник» уже ушел под воду, на поверхности были обнаружены несколько шлюпок с людьми. Как потом установили, из 2207 человек было спасено 703 человека.

Некоторые подробности драмы, разыгравшейся на море в ту роковую ночь, стали известны, когда «Карпатия» в четверг, 18-го апреля, в 8 часов 37 минут вечера подошла к пирсу в Нью-Йорке. Репортеры на набережной осаждали спасшихся с «Титаника». Впрочем, разобраться тогда, что же все-таки произошло с лайнером, было трудно, даже невозможно. Каждый, кто спасся, излагал свою версию, зачастую абсолютно невероятную. То ли от возбуждения, то ли от испытанного страха уцелевшие пассажиры «Титаника» давали волю своему воображению. Их рассказы скорее походили на фантастический вымысел. Газетчики, однако, подхватывали эти легенды, «обрабатывали» их и печатали в газетах. Некоторые из легенд, которые возникли в те первые дни после катастрофы, дожили до наших дней. Например, рассказ о том. как одна дама категорически отказалась расстаться со своим догом: о том, как семеро оркестрантов до последнего момента играли мелодию гимна «Ближе к тебе, о Господи»; о том, что якобы капитан Смит и его первый помощник покончили жизнь самоубийством, или о том, как некая миссис Браун командовала шлюпкой с пистолетом в руке.

Постепенно, однако, стала вырисовываться истинная картина того, что произошло с «Титаником». Если бы кому-либо из пассажиров, находившихся на борту корабля, сказали бы, что на море все может быть - кораблекрушения, к несчастью, случаются довольно часто - тот рассмеялся бы в ответ. Все были уверены в непотопляемости судна. Да и как было усомниться в этом, когда капитан Смит накануне плавания самоуверенно заявил, что сам Господь не сможет потопить этот корабль. Но «корабль морей», высотой с одиннадцатиэтажный дом, вопреки заверению капитана, погиб, столкнувшись с айсбергом. Впрочем, некоторые основания заявить о непотопляемости судна у капитана были. Не говоря о том, что это был самый фешенебельный корабль в мире с роскошными зимними садами, теннисными кортами и полем для игры в гольф, бассейнами, турецкими банями и, конечно, с великолепными гостиными и каютами, он был разделен водонепроницаемыми переборками на водонепроницаемые отсеки. К тому же у него было двойное дно. По проекту при аварии, случись такая, корабль остался бы на плаву даже если полностью оказались бы затопленными любые два из шестнадцати водонепроницаемых отсеков. Не предусмотрели строители лишь того, что коварный острый подводный выступ айсберга сдерет бортовую обшивку ниже ватерлинии на протяжении аж ста метров (общая длина судна равнялась 268 метрам). Борт был все равно что вскрыт, как консервная банка. Таким образом все 16 водонепроницаемых перегородок оказались бесполезными. Вода хлынула внутрь чуть ли не по всему корпусу. Агония тонущего лайнера продолжалась с 23 часов 40 минут до 2 часов 20 минут. То, что произошло за эти два часа сорок минут, подробно описано во многих книгах (например, в книге Уолтера Лорда «Последняя ночь «Титаника», выдержавшей в США более десяти изданий.). У нас, в частности, об этом кораблекрушении рассказал Лев Скрягин в книге «Гибель «Титаника», изданной в 1991 г.

Одна из последних зарубежных книг на эту же тему - «Загадка «Титаника» Вольфа Шнейдера. Он подробно, с протокольной точностью описывает последние минуты гибнущего корабля, приводит массу документов, схем, а также фотографий как погибших, так и уцелевших при катастрофе. На обложке воспроизведена репродукция знаменитой картины Вилли Штефера «Гибель «Титаника». Среди фотографий - снимки многих людей, оказавшихся пассажирами того рокового рейса. Это фото миллиардеров и миллионеров, большей частью погибших, и их жен. оставшихся в живых, - Штрауса, Гуггенхейма, Астора, Уайденера, Тэйера, Райерсона и др., а также капитана Смита (погиб), радистов Филлипса (погиб) и Брайда, всех семерых музыкантов из судового оркестра во главе с его руководителем Хартли (все погибли), капитана «Карпатии» Рострона. ее радиста Коттама. Здесь же представлено фото и владельца компании, которой принадлежал. «Титаник», то есть виновника трагедии, Брюса Исмея - это он выбрал опасную трассу, по которой плыл «Титаник», ради того, чтобы как можно быстрее совершить переход через океан. Ему удалось спастись; он занял место в шлюпке вместо женщины и на всю жизнь остался с клеймом труса.

Из публикуемых в книге иллюстраций можно представить не только техническую оснастку корабля, но и как выглядели его помещения - салоны, гостиные и т.д.

ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ

Прошло восемьдесят лет. И вот снова на страницах газет и журналов замелькали фотографии этих самых салонов и гостиных. С той только разницей, что теперь фотообъектив запечатлел их под водой, так как они выглядят сегодня на дне, где покоится легендарный «Титаник».

Дело в том, что долгие годы не могли отыскать его останки на дне. Наконец, спустя 72 года с момента катастрофы. «Титаник» был найден. В 1985 году американскому специалисту по глубоководным исследованиям доктору Роберту Балларду удалось с помощью электронно-акустической аппаратуры обнаружить его останки в 680 километрах юго-восточнее Ньюфаундленда. Он лежит на глубине 3800 метров. Удалось даже сделать несколько снимков с помощью телеуправляемой подводной камеры. На снимках, которые появились в газетах и журналах, предстал разломившийся надвое корпус корабля. После этого ученые и инженеры США и Франции предприняли целых пять экспедиций к останкам «Титаника». Были использованы глубоководные роботы и миниподлодка «Наутилус» Французского научно-исследовательского института по эксплуатации богатств моря. На них совершили множество погружений. Данные экспедиций обработали и пришли к выводу, что можно попытаться поднять часть затонувшего лайнера. Наряду с «сувенирами» с «Титаника», как окрестила пресса находки, сделанные в корпусе затонувшего судна, - монетами, посудой, часами. цепочками, люстрами, расческами, заколками и даже портфелем - удалось поднять небольшие обломки корабля.

И тут прозвучало сенсационное заявление (первое в ряду последующих). Результаты анализа причин катастрофы были представлены осенью 1993 года на конференции американских специалистов в области судостроения, которая проходила в Нью-Йорке. Вывод гласил: гибель «Титаника» можно было предотвратить, если бы конструкторы судна при его постройке не погнались бы за удешевлением. Конструкторы британской верфи «Харленд энд Уолф» в Белфасте, как отметили на конференции, произвели клепку корпуса судна в соответствии с принятыми в то время стандартами. Однако, заявили специалисты к всеобщему удивлению, для корпуса «Титаника» была использована сталь недостаточно высокого качества. При низких температурах эта сталь стала хрупкой, и корпус судна треснул как стекло при столкновении с ледяной горой. Качественная же сталь лишь гнется или деформируется при ударах. Инженер-кораблестроитель В. Гарцке, выступивший на конференции с обобщенными результатами последних исследований, заявил, что катастрофа по этой причине была заранее предрешена.

В подтверждение своей версии он предложил по-новому оценить характер шумов, сопровождавших затопление судна. Некоторые из уцелевших после катастрофы рассказали во время следствия тогдашнему ведомству по расследованию морских аварий о странных тресках в трюме «Титаника». Тогда, однако, эти показания восприняли как нормальные шумы в машинном отделении или как скрипы в стенках охлаждавшихся водяных котлов. В.Гарцке пришел к совершенно иному выводу: причина этих шумов заключалась в том, что происходило разрушение стальных пластин корпуса. Подхватив и развив эту мысль, некоторые инженеры-судостроители прямо заявили, что если бы британские кораблестроители изготовили корпус «Титаника» из стали более высокого качества, то авария не обошлась бы так дорого и не погибли бы сотни людей. Иначе говоря, экономия средств усугубила, а может быть, и послужила первопричиной страшной трагедии.

Если бы не погоня за дешевизной, то столкновение с айсбергом кончилось бы в крайнем случае образованием не столь большой пробоины и в нее не проникло бы такое количество воды. К тому же было бы больше времени на организацию спасения людей.

Статья Георгия Польского

Мистическое предсказание Моргана Робертсона


26 октября 1896 года в Нью-Йорке стояла не по сезону теплая погода. Около 11 часов утра к двери, на которой висела табличка «Издательство Арчибальд Уэлш и К°», подошел высокий худощавый моряк лет шестидесяти. На нем был потертый форменный сюртук и аккуратно вычищенные, но порядком изношенные ботинки. Седую голову украшала видавшая виды морская фуражка с чуть треснутым лаковым козырьком. Он постоял несколько секунд у двери, но потом решительно взял в руку висевший молоточек и постучал. Вскоре дверь открылась, и возникла фигура немолодого негра, одетого весьма небрежно.

Вам кого, сэр?

Мне нужно срочно повидать мистера Арчибальда Уэлша.

Он умер два года назад.

Простите, тогда я хотел бы увидеть того, кто занял его кресло.

Значит, вам нужен мистер Малкольм Бест. Как прикажете доложить?

Капитан Морган Робертсон.

Через несколько минут моряк оказался в маленькой комнатушке, заваленной стопами перевязанных книг и пачками бумаги. За столом сидел довольно молодой рыжеволосый господин с огромной сигарой во рту. Это был хозяин издательства Малкольм Бест.

Капитан Робертсон коротко рассказал о себе. После многих лет плаваний на кораблях он вышел на пенсию и занялся литературным трудом. Писал и публиковал в различных газетах небольшие рассказы из морской жизни. А сейчас принес с собой фантастическую повесть под названием «Тщетность». Тут Бест его перебил.

Вы мне первому показываете свой труд?

Робертсон на мгновение запнулся, но, взяв себя в руки, спокойно ответил:

Я был в трех издательствах. В двух мне сразу отказали. В третьем, ознакомившись с повестью, сказали, что хотя повесть интересная, но она не подходит по профилю издательства. Мне указали на ваше, сославшись на то, что здесь был выпущен ряд книг на морскую тематику.

Бест молча посмотрел на капитана, сбросил пепел в блюдце, переполненное окурками, и сказал:

О чем ваша повесть? Только, если можно, покороче.

Это можно. В ней рассказывается о том, что в Англии построили гигантский пассажирский пароход и назвали его «Титан». Строительство сопровождалось невиданно широкой рекламной шумихой: самый большой, самый комфортабельный, самый быстроходный! В первом же рейсе «Титан» натолкнулся на айсберг и затонул. Погибло около полутора тысяч человек. Я прошу обратить особое внимание на описанную в повести панику, возникшую на корабле. Мне пришлось пережить кораблекрушение пассажирского судна, капитаном которого я был, и в мою память навсегда врезались душераздирающие сцены. Может быть, поэтому именно эта часть повести, как я полагаю, мне особенно удалась.

Посмотрим, - без особого подъема произнес Бест и протянул руку за рукописью. - Только я прошу вас не обольщаться и не строить радужных планов. Соблаговолите посетить меня через две недели. Мы обсудим ваш труд и в случае благоприятного решения заключим с вами договор, Но имейте в виду - материальное положение издательства далеко не блестящее.

Сэр, я прекрасно понимаю...

К тому же, если бы на вашем месте сидел бы уже знаменитый автор...

Повторяю, мне все понятно.

Короче говоря, после некоторых колебаний рукопись капитана Робертсона была все же одобрена - книга появилась в 1898 году. Капитан получил небольшой гонорар и очень переживал, что его повесть плохо расходится. А мистер Малкольм Бест часто вспоминал нехорошими словами чопорного английского капитана, который втянул его в эту глупую авантюру.

Однако через 14 лет запыленные экземпляры книги разошлись за мгновение. Уже висевшее на краю финансовой пропасти издательство «Арчибальд Уэлш и К°» быстро отпечатало второе издание, которое тоже буквально расхватали.

«Титаник» (англ. Titanic) – британский трансатлантический пароход, второй лайнер класса «Олимпик». Строился в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф» с 1909 по 1912 год по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн».

На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире.

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года во время первого рейса потерпел крушение в северной Атлантике, столкнувшись с айсбергом.

Информация о судне

«Титаник» был оборудован двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной.

  • Вся силовая установка обладала мощностью 55 000 л. с.
  • Корабль мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч).
  • Его водоизмещение, превышавшее пароход-близнец «Олимпик» на 243 т, составляло 52 310 т.
  • Корпус судна был изготовлен из стали.
  • Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков переборками с герметичными дверями.
  • При повреждении днища попаданию воды в отсеки препятствовало двойное дно.

Журнал «Шипбилдер» назвал «Титаник» практически непотопляемым, это высказывание получило широкое распространение в прессе и среди общественности.

В соответствии с устаревшими правилами «Титаник» был оснащён 20 спасательными шлюпками, суммарной вместимостью 1178 человек, что составляло лишь треть от максимальной загрузки парохода.

Каюты и общественные помещения «Титаника» разделялись на три класса.

К услугам пассажиров первого класса были представлены плавательный бассейн, корт для игры в сквош, ресторан А la carte, два кафе, гимнастический зал. Во всех классах имелись обеденные и курительные салоны, открытые и закрытые променады. Наиболее роскошными и изысканными были интерьеры первого класса, выполненные в различных художественных стилях с использованием дорогих материалов, таких как красное дерево, позолота, витражное стекло, шёлк и прочие. Каюты и салоны третьего класса оформлялись максимально просто: стальные стены окрашивались в белый цвет либо обшивались деревянными панелями.

1 0 апреля 1912 года «Титаник» отправился из Саутгемптона в свой первый и единственный рейс. Совершив остановки во французском Шербуре и ирландском Квинстауне, корабль вышел в Атлантический океан с 1317 пассажирами и 908 членами экипажа на борту. Командовал судном капитан Эдвард Смит. 14 апреля радиостанция «Титаника» приняла семь ледовых предупреждений, однако лайнер продолжал двигаться почти на предельной скорости. Чтобы избежать встречи с плавучими льдами, капитан приказал идти чуть южнее привычного маршрута.

  • В 23:39 14 апреля вперёдсмотрящий доложил на капитанский мостик об айсберге прямо по курсу. Меньше чем через минуту произошло столкновение. Получив несколько пробоин, пароход начал тонуть. В шлюпки сажали в первую очередь женщин и детей.
  • В 2:20 15 апреля, разломившись на две части, «Титаник» затонул, унеся жизни 1496 человек. 712 спасшихся человек подобрал пароход «Карпатия».

Обломки «Титаника» покоятся на глубине 3750 м. Впервые их обнаружила экспедиция Роберта Балларда в 1985 году. Последующие экспедиции подняли со дна тысячи артефактов. Носовая и кормовая части глубоко ушли в донный ил и находятся в плачевном состоянии, подъём их на поверхность в целости не представляется возможным.

Крушение парохода «Титаник»

Катастрофа унесла жизни, по разным данным, от 1495 до 1635 человек. До 20 декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас», унёсший жизни более 4000 человек, гибель «Титаника» оставалась самой крупной по количеству погибших катастрофой на море в мирное время. Неформально является самой знаменитой катастрофой XX века.

Альтернативные версии гибели корабля

А теперь – альтернативные версии, каждая из которых имеет своих приверженцев во всемирном клубе любителей тайн.

Пожар

Пожар в угольном отсеке, возникший еще до отплытия и спровоцировавший сначала взрыв, а потом и столкновение с айсбергом. Владельцы судна знали о возгорании и пытались скрыть его от пассажиров. Такую версию выдвинул британский журналист Шенан Молони, пишет The Independent. Молони более 30 лет исследует причины крушения «Титаника».

В частности, он изучил фотографии, снятые до того, как корабль вышел из судоверфи в Белфасте. Журналист увидел черные метки вдоль правой части корпуса корабля – как раз там, где его пробил айсберг. Впоследствии эксперты подтвердили, следы, вероятно, были вызваны начавшимся пожаром в хранилище топлива. «Мы рассмотрели именно то место, в котором застрял айсберг, и, кажется, эта часть корпуса в этом месте была очень уязвима, и это произошло еще до того, как он покинул верфь в Белфасте», – говорит Молони. Команда из 12 человек пыталась потушить пламя, но оно было слишком большим, чтобы быстро взять его под контроль. Оно могло достичь температуры до 1000 градусов по Цельсию, что сделало корпус Титаника в этом месте очень уязвимым. И когда он ударился об лед, отмечают эксперты, сразу же порвался. Издание также добавило, что руководство лайнера запретило говорить о пожаре пассажирам. «Это идеальное совпадение необычных факторов: огня, льда и преступной халатности. Никто не расследовал эти метки до этого. Это полностью меняет историю», – говорит Молони.

Заговор

Теория заговора: это вовсе не «Титаник»! Эта версия была выдвинута специалистами по изучению причин гибели судна Робином Гардинером и Дэном Ван Дер Ваттом, опубликованной в книге “Загадка Титаника”. Согласно этой теории, затонувшим судном является вовсе не «Титаник», а его брат-близнец “Олимпик”. Эти суда на вид практически ничем не отличались друг от друга. 20 сентября 1911 года “Олимпик” столкнулся с крейсером Британского флота “Хоук”, в результате чего оба корабля были серьезно повреждены. Собственники «Олимпика» понесли большие убытки, так как тех повреждений, которые были нанесены «Олимпику», оказалось недостаточно для страховой выплаты.

Теория основывается на предположении о возможном мошенничестве с целью получения владельцами «Титаника» страховых выплат. Согласно этой версии, владельцы «Титаника» намерено направили «Олимпик» в район возможного появления льдов и при этом убедили капитана не снижать скорость, чтобы корабль получил серьезные повреждения при столкновении с ледяной глыбой. Эту версию поначалу подкрепляло то, что со дна Атлантического океана, где лежит «Титаник», было поднято достаточно большое количество предметов, но не было найдено ничего, что несло бы на себе название “Титаник”. Эта теория была опровергнута после того, как на поверхность подняли детали, на которых был выбит бортовой (строительный) номер «Титаника» – 401. У«Олимпика» же бортовой номер был 400. Кроме того, отчеканенный бортовой номер «Титаника» был обнаружен и на гребном винте затонувшего судна. И даже несмотря на это, у теории заговора все еще остается ряд последователей.

Германская атака

1912 год. До Первой мировой остается два года, и перспектива вооруженного конфликта между Германией и Великобританией становится все более вероятной. Германия является обладателем нескольких десятков субмарин, которые во время войны развернут безжалостную охоту за вражескими судами, пытающимися пересечь океан. Например, поводом к вступлению Америки в войну станет то, что подлодка U-20 потопит в 1915 году «Лузитанию» – близняшку той самой «Мавритании», что установила рекорд скорости и завоевала «Голубую ленту Атлантики» – помните?

Основываясь на этих фактах, некоторые западные издания предложили в середине девяностых свою версию гибели «Титаника»: торпедная атака германской подводной лодкой, тайно сопровождавшей лайнер. Целью атаки была дискредитация британского флота, славящегося своей мощью на весь мир. В соответствии с этой теорией «Титаник» то ли вообще не сталкивался с айсбергом, то ли получил в столкновении весьма незначительные повреждения и остался бы на плаву, если бы германцы не добили корабль торпедой.

Что говорит в пользу этой версии? Честно говоря, ничего.

Столкновение с айсбергом было – это не подлежит сомнению. Палубу судна даже засыпало снегом и ледяной крошкой. Веселые пассажиры затеяли играть ледышками в футбол – что судно обречено, станет ясно позже. Само столкновение прошло на удивление тихо – из пассажиров его почти никто не почувствовал. Торпеда же, согласитесь, вряд ли могла взорваться совершенно бесшумно (тем более что некоторые уверяют, будто субмарина выпустила по кораблю целых шесть торпед!).

Сторонники теории германской атаки утверждают, правда, что люди в шлюпках слышали страшный грохот перед самым погружением «Титаника» – ну так это было спустя два с половиной часа, когда над водой осталась лишь задранная в небо корма и гибель судна не вызывала никаких сомнений. Вряд ли немцы выпустили бы торпеду по почти затонувшему кораблю, не правда ли? А грохот, который слышали спасшиеся, объяснялся тем, что корма «Титаника» поднялась практически вертикально и со своих мест сорвались огромные паровые котлы. Также не стоит забывать, что примерно в эти же минуты «Титаник» разломился пополам – киль не выдержал веса поднявшейся кормы (правда, узнают об этом только после обнаружения лайнера на дне: разлом произошел ниже уровня воды), а это тоже вряд ли произошло бесшумно. Да и с чего вдруг германцы за два года до начала войны стали бы топить пассажирский лайнер? Это представляется, мягко говоря, сомнительным. А говоря прямо – абсурдом.

Проклятие

Мистическая версия: проклятие фараонов. Доподлинно известно, что один из историков, лорд Кэнтервиль перевозил на «Титанике» в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся египетскую мумию жрицы — прорицательницы. Поскольку мумия имела достаточно высокую историческую и культурную ценность, она была помещена не в трюм, а размещена непосредственно возле капитанского мостика. Суть теории заключается в том, что мумия оказала влияние на рассудок капитана Смита, который, несмотря на многочисленные предупреждения о льдах в том районе, где плыл «Титаник», не сбросил скорость и тем самым обрек судно на верную гибель. В пользу этой версии говорят известные случаи загадочной гибели людей, побеспокоивших покой древних захоронений, в особенности – мумифицированных египетских правителей. Причем смерти были связаны именно с помутнением рассудка, в результате которого люди совершали неадекватные действия, часто имели место случаи суицида. Фараоны приложили руку к гибели «Титаника»?

Ошибка рулевого

Одна из последних версий гибели Титаника заслуживает особого внимания. Она появилась после того, как был опубликован роман внучки второго помощника капитана «Титаника» Ч.Лайтоллера леди Паттен “На вес золота”. Согласно версии, выдвинутой Паттен в своей книге, у судна было достаточно времени, чтобы уклониться от препятствия, но рулевой Роберт Хитченс запаниковал и повернул штурвал не в ту сторону.

Катастрофическая ошибка привела к тому, что айсберг нанес судну повреждения, ставшие для него смертельными. Правда о том, что на самом деле произошло в ту роковую ночь, держалась в секрете в семье Лайтоллера — самого старшего из выживших офицеров «Титаника» и единственного из выживших, кто точно знал, что стало причиной гибели судна. Лайтоллер скрыл эту информацию из опасений того, что компания «Уайт Стар Лайн», которой принадлежало судно, обанкротится, и его коллеги потеряют работу. Единственным человеком, кому Лайтоллер рассказал правду, была его жена Сильвия, которая и передала слова мужа своей внучке. Кроме того, по утверждению Паттен, столь большой и надежный лайнер, как «Титаник», затонул так быстро потому, что после столкновения с ледяной глыбой он не был сразу остановлен, и скорость поступления воды в трюмы возросла в сотни раз. Лайнер не был сразу остановлен, потому что управляющий компании “Уайт Стар Лайн” Брюс Исмей убедил капитана продолжать плавание. Он опасался того, что инцидент может нанести немалый материальный урон возглавляемой им компании.

Погоня за «Голубой лентой Атлантики»

Существовало и до сих пор существует немало сторонников этой теории, в особенности среди писателей, так как она появилась именно в писательских кругах. “Голубая лента Атлантики” – престижный приз в судоходстве, присуждаемый океанским лайнерам за рекордную скорость пересечения Северной Атлантики.

Во времена «Титаника» этим призом обладало судно “Мавритания” компании “Кунард”, которая, кстати, являлась и учредителем этой премии, а также главным конкурентом компании “Уайт Стар Лайн”. В защиту этой теории выдвигается мнение, что президент компании, которой принадлежал «Титаник», Исмей подбивал капитана «Титаника» Смита прибыть в Нью-Йорк на день раньше положенного срока и получить почетный приз. Этим якобы и объясняется высокая скорость судна в опасном районе Атлантики. Но эта теория легко может быть опровергнута, потому что «Титаник» просто физически не смог бы развить ту скорость в 26 узлов, на которой “Мавритания” компании “Кунард” поставила рекорд, продержавшийся, кстати, еще более 10 лет после катастрофы в Атлантике.

А как же все было на самом деле?

Как ни прискорбно, но, изучая историю самой знаменитой морской катастрофы, приходится признать, что своей гибелью «Титаник» обязан длинной цепи роковых случайностей. Если бы хоть одно звено зловещей цепи было разрушено, трагедии удалось бы избежать.

Пожалуй, первым звеном было успешное начало путешествия – да-да, именно так. Утром десятого апреля, во время отплытия «Титаника» от причальной стенки Саутгемптонского порта, суперлайнер прошел слишком близко к американскому кораблю «Нью-Йорк», и возникло явление, известное в навигации как присасывание судов: «Нью-Йорк» стал притягиваться к движущемуся рядом «Титанику». Однако благодаря мастерству капитана Эдварда Смита столкновения удалось избежать.

По иронии судьбы, случись авария, она спасла бы полторы тысячи жизней: если бы «Титаник» задержался в порту, злополучной встречи с айсбергом не произошло.

Это раз. Следует упомянуть и о том, что радисты, принявшие сообщение от судна «Месаба» о ледяных полях айсбергов, не передали его Эдварду Смиту: телеграмма не была помечена специальным префиксом «лично капитану», и затерялась в ворохе бумаг. Это два.

Тем не менее, это сообщение было не единственным, и о ледовой опасности капитан знал. Почему же он не сбавил ход судна? Погоня за «Голубой лентой», конечно, дело чести (и, что важнее, большого бизнеса), но почему же он рисковал жизнью пассажиров? Да не так уж и рисковал, на самом-то деле. В те годы капитаны океанских лайнеров часто проходили опасные льдом районы, не снижая скорости: это было как перейти дорогу на красный свет: вроде, и нельзя так делать, а всегда получается. Почти всегда.

К чести капитана Смита надо сказать, что он остался верен морским традициям и остался на гибнущем корабле до самого конца.

Но почему же не была замечена громада айсберга? Тут все сложилось один к одному: безлунная, темная ночь, безветренная погода. Если на водной глади были бы хоть небольшие волны, впередсмотрящие могли бы разглядеть белые барашки у подножья айсберга. Штиль и безлунная ночь – еще два звена роковой цепи.

Как выяснилось позже, цепь была продолжена тем, что айсберг незадолго до столкновения с «Титаником» перевернулся своей подводной, напитанной водой, темной частью наверх, из-за чего ночью издалека его практически не было видно (обыкновенный, белый айсберг был бы различим за милю). Дозорный же разглядел его лишь за 450 метров, и времени для маневра почти не оставалось. Может быть, айсберг был бы замечен раньше, но здесь сыграло роль очередное звено роковой цепи – в «вороньем гнезде» не оказалось биноклей. Ящик, где они хранились, оказался заперт, а ключ от него в спешке захватил с собой снятый с судна перед самым отправлением второй помощник капитана.

После того, как впередсмотрящий все же разглядел опасность и сообщил об айсберге на капитанский мостик, до столкновения оставалось чуть больше полуминуты. Вахтенный офицер Мэрдок, находящийся на вахте, отдал рулевому приказ сворачивать налево, одновременно передав в машинное отделение команду «полный назад». Тем самым он совершил грубейшую ошибку, добавив очередное звено в цепи, приведшей лайнер к гибели: даже если бы «Титаник» врезался в айсберг лоб в лоб, трагедия была бы меньше. Оказался бы смят нос корабля, погибла бы часть команды и те пассажиры, чьи каюты располагались впереди. Но оказались бы затоплены лишь два водонепроницаемых отсека. С такими повреждениями лайнер остался бы на плаву и мог дождаться помощи других судов.

А если бы Мэрдок, повернув корабль налево, приказал увеличить, а не уменьшить скорость, столкновения, может быть, вообще бы не было. Впрочем, откровенно говоря, приказ об изменении скорости вряд ли играет тут существенную роль: за тридцать секунд его едва ли успели исполнить в машинном отделении.

Итак, столкновение произошло. Айсберг повредил хрупкую обшивку корабля вдоль шести отсеков правого борта.

Забегая вперед, скажем, что спастись удалось лишь семистам четырем: очередное звено цепи неудач заключалось в том, что некоторые матросы чересчур буквально поняли приказ капитана сажать в шлюпки женщин и детей, и не пускали туда мужчин, даже если оставались свободные места. Впрочем, поначалу никто особенно и не рвался в шлюпки. Пассажиры не понимали, в чем дело, и не желали покидать огромный, уютно освещенный, такой надежный лайнер и непонятно зачем спускаться в маленькой неустойчивой шлюпке вниз, к ледяной воде. Однако довольно скоро уже любой мог заметить, что палуба все больше накреняется вперед, и началась паника.

Но почему же было такое чудовищное несоответствие мест на спасительных шлюпках? Владельцы «Титаника», расхваливая достоинства нового корабля, заявляли, что даже перевыполнили инструкции кодекса: вместо положенных 962 спасательных мест на корабле было 1178. Несоответствию этого числа с количеством пассажиров на борту значения, увы, не придали.

Особенно горько, что совсем недалеко от гибнущего «Титаника» стоял, пережидая ледовую опасность, другой пассажирский пароход, «Калифорниан». Еще несколько часов назад он оповестил соседние суда, что заперт льдами и вынужден остановиться, дабы случайно не напороться на ледяную глыбу. Радист с «Титаника», которого чуть не оглушила морзянка с «Калифорниана» (очень уж близко были корабли, и сигнал одного чересчур громко отзывался в наушниках другого), невежливо перебил предупреждение: «Подите к черту, вы мешаете мне работать!». Чем же был так занят радист «Титаника»?

Дело в том, что в те годы радиосвязь на судне была скорее роскошью, чем насущной необходимостью, и это чудо техники возбуждало огромный интерес у состоятельной публики. С самого начала рейса радистов буквально завалили посланиями частного характера – и никто не видел ничего предосудительного в том, радисты «Титаника» уделяли такое внимание богатым пассажирам, пожелавшим отправить на землю телеграмму прямо с борта лайнера. Вот и в ту минуту, когда коллеги с других судов сообщали о плавучих льдах, радист передавал очередное послание на континент. Радиосвязь скорее походила на дорогую игрушку, чем на серьезный инструмент: на кораблях того времени даже не была учреждена круглосуточная вахта у радиостанции.

105 лет назад, 15 апреля 1912 года, "непотопляемый корабль", "самый огромный и роскошный океанский лайнер" на первом же своем рейсе врезался в айсберг и унес с собой на дно океана более полутора тысяч пассажиров. Казалось бы, за много десятков лет уже не осталось тайн и секретов об этой страшной катастрофе. И все же давайте вспомним как это было.

Капитан Эдвард Смит на борту "Титаника". Фото: New York Times

Первая официальная версия

Два правительственных расследования, которые провели по следам катастрофы, постановили что именно айсберг, а не дефекты корабля, стали причиной гибели лайнера. Обе следственные комиссии заключили, что затонул "Титаник" не частями, а целиком - крупных разломов не было.

Вину за эту трагедию полностью переложили на плечи капитана корабля - Эдварда Смита, который погиб вместе со своей командой и пассажирами атлантического лайнера. Эксперты упрекали Смита в том, что корабль шел со скоростью 22-х узлов (41 км) по опасному ледяному полю - в темных водах, недалеко от берегов Ньюфаундленда.

Открытие Роберта Балларда

В 1985 году океанографу Роберту Балларду после длительных безуспешных поисков все-таки удалось отыскать останки корабля на глубине около четырех километров на дне океана. Тогда же он открыл, что на самом деле "Титаник" раскололся пополам до потопления.

Спустя пару лет обломки корабля впервые подняли на поверхность и тут же появилась новая гипотеза - для строительства "непотопляемого корабля" использовали низкопробную сталь. Однако по мнению экспертов, низкопробной оказалась вовсе не сталь, а заклепки - важнейшие металлические штифты, связывающие вместе стальные пластины корпуса лайнера. А найденные обломки "Титаника" и вовсе свидетельствуют, что корма корабля не вздымалась высоко в воздух, как считали многие. Считается, что "Титаник" разделился на части, находясь сравнительно ровно на поверхности океана - это явный знак просчетов конструкции корабля, которые утаили после катастрофы.

Просчеты конструкции

"Титаник" построили в сжатые сроки - в ответ на производство конкурентами нового поколения скоростных лайнеров.

"Титаник" мог держаться на плаву, даже если 4 из его 16 водонепроницаемых отсеков были бы затоплены - это удивительно для корабля таких гигантских размеров.

Однако в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года всего за несколько дней дебютного рейса лайнера вскрылась его ахиллесова пята. Корабль, из-за своих габаритов, не был достаточно поворотлив, чтобы суметь избежать столкновения с айсбергом, о котором кричали дозорные последнюю минуту. "Титаник" не столкнулся с роковым айсбергом лоб в лоб, а проехал по нему правым боком - лед пробил дыры в стальных пластинах, затопив шесть "водонепроницаемых" отсеков. И уже через пару часов корабль полностью заполнился водой и пошел ко дну.

По мнению экспертов, изучающих потенциальное слабое место "Титаника" - заклепки, установили, что из-за того, что время поджимало строители стали использовать низкопробный материал. Когда лайнер наткнулся на айсберг, слабые стальные стержни в носу корабля не выдержали треснули. Считается, что не случайно вода, затопив шесть отсеков, скрепленных стержнями из низкосортной стали, остановилась ровно там, где начались заклепки из высококачественной стали.

В 2005 году очередной экспедиции, изучающей место катастрофы, по обломкам днища удалось установить, что во время крушения корабль накренился всего на около 11 градусов, а вовсе не 45, как долгое время считалось.

Воспоминания пассажиров

Из-за того, что корабль накренился совсем немного, у пассажиров и команды было ложное чувство безопасности - многие из них не понимали серьезности ситуации. Когда вода достаточно затопила носовую часть корпуса, корабль, оставаясь на плаву, раскололся надвое и затонул в минуты.

Чарли Джугин, шеф-повар "Титаника", стоял вблизи кормы во время крушения корабля и не заметил никаких признаков разлома корпуса. не заметил он также и всасывающей воронки или колоссального всплеска. По его сведениям, он спокойно отплыл от корабля подальше, даже не намочив волос.

Однако некоторые пассажиры, сидевшие в спасательных шлюпках, утверждали, что видели корму "Титаника", высоко поднятую в воздухе. Однако это могло быть лишь оптической иллюзией. При наклоне в 11 градусов, торчащих в воздухе пропеллерных винтах, "Титаник" высотой в 20-этажное здание казался еще выше, а его крен в воду - еще больше.

Как затонул "Титаник": модель в реальном времени

В Нью-Йорке продали меню последнего обеда на потерпевшем крушение в 1912 году лайнере "Титаник". За него выручили 88 тысяч долларов (около 1,9 миллионов гривен).

Компания "Blue Star Line" объявила о строительстве "Титаника-2". По словам конструкторов, судно станет точной копией знаменитого лайнера, затонувшего в 1912 году. Однако лайнер оснастят современными средствами безопасности. Финансировать проект взялся австралийский горный магнат Клайв Палмер.

Теперь этот 105-летний крекер считается самым дорогим в мире.

Оказывается, крекер производства "Спиллерз энд Бейкерз" под названием "Пилот" входило в комплект для выживания, который размещался на каждой спасательной шлюпке. Позже один из таких продуктов достался человеку, который держал его в качестве сувенира. Это был Джеймс Фенвик, пассажир судна "Карпатия", которое поднимало выживших после кораблекрушения.

СПРАВКА

В ночь на 15 апреля 1912 года "Титаник" столкнулся с айсбергом и затонул. Он плыл в Атлантическом океане по пути из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк. Тогда погибли около 1,5 тысяч человек, в основном, пассажиры третьего класса. Всего на нем было более 2,2 тысяч человек.

Ровно 100 лет назад в водах Северной Атлантики произошла одна из крупнейших морских катастроф в истории, и уж точно самая знаменитая. 14 апреля 1912 года произошло одно из масшабнейших кораблекрушений мира. Во время своего первого рейса Британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки, второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик» под названием Титаник столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул…

На борту «Титаника» находилось 1316 пассажиров и 892 члена экипажа, всего 2208 человек. Из них выжило 706 человек, погибло свыше 1500. Катастрофа «Титаника» стала более чем легендарной…

КАКИМ ОН БЫЛ

Заложен «Титаник» был 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф», а вот– спустя два года – 31 мая 1911 года, и еще почти через год – 2 апреля 1912 года – прошёл ходовые испытания… До роковой поездки оставалось меньше двух недель…

Закладка киля «Титаника». Самое начало истории.

Представить размеры «Титаника» поможет контурный сравнительный рисунок:

Обратите внимание, насколько еще один известнейший современный лайнер Queen Mary 2 больше «Титаника». И насколько «Титаник» грандиозе в сравнении с другими силуэтами… Если оперировать цифрами. можно сказать, что высота корабля от киля до верхушек труб составляла 53 целых и 4 десятых метра.

Почему «Титаник» считали непотопляемым… благодаря пятнадцати водонепроницаемым переборкам в трюме. По идее. они создавали шестнадцать водонепроницаемых отсеков. с помощью еще множества перегородок, делящихся – в итоге на 46 водонепроницаемых отсеков.

По идее, «Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх отсеков… Но… только по идее…

На фото «внутренности» корабля: его паровые машины, турбины, трубинный вал и ротор.

Шлюпки

Одним из примечательных моментов в катастрофе «титаника» стало то, что находящимся на борту людям катастрофически не хватало шлюпок… Оказывается, это потому, что в формальном соответствии с действовавшими требованиями Британского кодекса торгового мореплавания пароход имел 20 спасательных шлюпок, которых было достаточно для посадки 1178 человек, то есть для 50 % людей, находившихся в этот момент на борту и 30 % от плановой загрузки. Это учитывалось с расчетом на увеличение прогулочного места по палубе пассажиров парохода.

Стапель и деки «Титаника».


На стапели – «Титаник» и его брат-близнец «Олимпик».


Вот такой был вал винтов «Титаника».


Корпус «Титаника» готов! На втором же фото – начало спуска «Титаника» на воду!


«Титаник» медленно уходит со стапелей.


На воду спущен!


Буксировка «Титаника» к доковой стенке.


Монтаж котлов на «Титанике».


Утро перед официальным спуском на воду. Фото передает всю монументальность лайнера…


Буксировка «Титаника» через фарватер Белфаста.


«Титаник» на пути в Англию.

Знаменитости на борту «Титаника»

В первом и последнем путешествии лайнера приняли участие многие знаменитости того времени, включая миллионера и крупного промышленника Джона Джейкаба Астора IV и его жену Мэделин Астор, бизнесмена Бенджамина Гуггенхайма, владельца универмага «Macy’s» Исидора Штрауса и его супругу Иду, эксцентричную миллионерку Маргарет Молли Браун, получившую после гибели судна прозвище «Непотопляемая», сэра Косма Дафф Гордона и его жену, популярную в начале века модельера леди Люси Дафф Гордон, бизнесмена и игрока в крикет Джона Тайера, британского журналиста Уильяма Томаса Стида, графиню Ротскую, военного помощника президента США Рчибальда Бутта, киноактрису Дороти Гибсон и многих других…


Прием пассажиров на борт… Кто знает, может, в шлюпке сейчас та самая «непотопляемая» Молли Браун!


Одна из знаменитейших фотографий корабля – «Титаник» уходит в плавание…

Из песни о “Титанике”:

На верхней палубе играет оркестр,
И пары танцуют фокстрот,
Стюард разливает огонь по бокалам
И смотрит, как плавится лед.
Он глядит на танцоров, забывших о том,
Что каждый из них умрет…


«Титаник» на пути в Нью-Йорк… Справа от него еще один гигант кораблестроения – «Океаник».


Буксировка «Титаника» – в океан.


«Титаник» с берега Ирландии. Две последние фотографии лайнера ДО крушения.

КАК ОН УТОНУЛ

Моменту столкновения лайнера с айсбергом посвящено множество произведений, как в кино, так и в живописи. Но мы ориентируемся на факты и приводим хронологию от… и до…:

Путь «Титаника»…

Среда , 10 апреля 1912 года
12:00 - «Титаник» отходит от причальной стенки Саутгемптонского порта и едва избегает столкновения с американским лайнером «Нью-Йорк».
19:00 - остановка в Шербуре (Франция) для взятия на борт пассажиров и почты.
21:00 - «Титаник» вышел из Шербура и направился в Квинстаун (Ирландия).

Четверг , 11 апреля 1912 года
12:30 - остановка в Квинстауне для взятия на борт пассажиров и почты; один член команды дезертирует с «Титаника».
14:00 - «Титаник» отбывает из Квинстауна с 1316 пассажирами и 891 членом экипажа на борту.

Воскресенье , 14 апреля 1912 года
09:00 - «Карония» сообщает о льдах в районе 42° северной широты, 49-51° западной долготы.
13:42 - «Балтик» сообщает о наличии льдов в районе 41°51′ северной широты, 49°52′ западной долготы.
13:45 - «Америка» сообщает о льдах в районе 41°27′ северной широты, 50°8′ западной долготы.
19:00 - температура воздуха 43° по шкале Фаренгейта (6 °C).
19:30 - температура воздуха 39° по шкале Фаренгейта (3,9 °C).
19:30 - «Калифорниэн» сообщает о льдах в районе 42°3′ северной широты, 49°9′ западной долготы.

21:00 - температура воздуха 33° по шкале Фаренгейта (0,6 °C).
21:30 - второй помощник капитана Лайтоллер предупреждает судового плотника и вахтенных в машинном отделении о том, что необходимо следить за системой пресной воды - вода в трубопроводах может замёрзнуть; он велит вперёдсмотрящим наблюдать за появлением льдов.
21:40 - «Месаба» сообщает о льдах в районе 42°-41°25′ северной широты, 49°-50°30′ западной долготы.
22:00 - температура воздуха 32° по шкале Фаренгейта (0 °C).
22:30 - температура забортной воды понизилась до 31° по шкале Фаренгейта (−0,56 °C).
23:00 - «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.
23:40 - В точке с координатами 41°46′ северной широты, 50°14′ западной долготы (впоследствии выяснилось, что эти координаты были рассчитаны неверно) на расстоянии около 450 метров прямо по курсу был замечен айсберг. Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошло касание подводной части судна, и корпус судна получил многочисленные мелкие пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна 6 были прорезаны (в шестом течь была крайне незначительна).

«– Перед нами лёд! – закричал Флит и тут же ударил в колокол, висевший в «вороньем гнезде». Три удара были сигналом, означавшим, что прямо по курсу находится какой-то объект. Одновременно он бросился к телефону, соединяющему «воронье гнездо» с мостиком. Шестой помощник Дж. П. Муди отозвался почти мгновенно.
– Лёд прямо по курсу – выкрикнул Флит.
– Спасибо, – ответил Муди (его вежливый ответ стал потом частью легенды).»

Понедельник , 15 апреля 1912 года
00:05 - отдан приказ расчехлить спасательные шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров к местам сбора.
00:15 - с «Титаника» передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи.
00:45 - выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7).

01:15 - допущены на палубу пассажиры 3 класса.
01:40 - выпущена последняя сигнальная ракета.
02:05 - спущена последняя спасательная шлюпка (складная шлюпка D).
02:10 - переданы последние радиотелеграфные сигналы.
02:17 - гаснет электрическое освещение.

02:18 - «Титаник» быстро погружаясь разламывается на три части (об этом стало известно в 1996 году после экспедиции Наржоле)[источник не указан 30 дней].
02:20 - «Титаник» затонул.
03:30 - из спасательных шлюпок замечают сигнальные ракеты, выпущенные с «Карпатии».

04:10 - «Карпатия» подобрала первую шлюпку с «Титаника» (шлюпку № 2).
08:30 - «Карпатия» подобрала последнюю (№ 12) шлюпку с «Титаника».
08:50 - «Карпатия», взяв на борт 704 человека, спасшихся с «Титаника», берёт курс на Нью-Йорк.

Видео: Как на самом деле утонул “Титаник”

Первые новости о гибели «Титаника».

Кстати, в первые дни газеты сообщали неверную информацию о числе жертв, основанную на противоречивых слухах.

Погибшие и выжившие в катастрофе

Спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты узких коридоров. Погибли также почти все мужчины. Трагедия семьи Полсон унесла жизни матери Альмы и всех её четырёх малолетних детей, которых в Нью-Йорке напрасно ждал отец Нильс.

Уцелело 323 мужчины (20 % всех взрослых мужчин) и 331 женщина (75 % всех взрослых женщин), в том числе Виолетт Джессоп, Дороти Гибсон, Молли Браун, Люси Дафф Гордон и другие.

В мае 2006 года в возрасте 99 лет умерла последняя американка-очевидец, выжившая при крушении «Титаника». Об этом сообщило бостонское похоронное бюро. Она скончалась накануне в своём доме. Шведка по происхождению Лиллиан Гертруд Асплунд (швед. Lillian Gertrud Asplund), которой во время катастрофы было пять лет, потеряла в ней отца и трёх братьев. Выжили её мать и брат, которому тогда было три года. Они были пассажирами третьего класса и спаслись в шлюпке № 15. Асплунд была последней, кто помнил о том, как произошла трагедия, однако она избегала публичности и редко говорила об этом событии.

Последняя из пассажиров «Титаника», Миллвина Дин, которой на момент гибели лайнера было два с половиной месяца, скончалась 31 мая 2009 года. Её прах был развеян по ветру 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда «Титаник» начал свой единственный рейс.

Документы и фотографии

1. Британский пассажирский лайнер «Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, в свой первый и последний рейс, 10 апреля 1912 года. Перед тем, как отправиться в Нью-Йорк, «Титаник» зашел в Шербур (Франция) и Квинстаун (Ирландия).

Через четыре дня пути 14 апреля 1912 года в 23:40 по местному времени лайнер столкнулся с айсбергом в 603 километрах к югу от Ньюфаундленда. В 2:20 «Титаник» разломился на две части и затонул. В то время на его борту все находились около тысячи человек. Люди, которые оказались в ледяной воде, вскоре умели от гипотермии. (Frank O. Braynard Collection)

2. Пассажирский лайнер «Титаник» отбывает в свой первый и последний рейс в Нью-Йорк из Квинстауна, Ирландия, 1912 год. На борту лайнера находились самые богатые люди того времени: миллионеры Джон Джейкоб Астор IV, Бенджамин Гуггенхайм и Исидор Штраус, а также более тысячи эмигрантов из Ирландии, Скандинавии и других стран, которые собирались начать новую жизнь в Америке. Катастрофа повергла в шок весь мир. Расследование причин крушения Титаника, которое началось через несколько дней после катастрофы, поспособствовало значительному усовершенствованию системы безопасности судоходства. (United Press International)

3. Рабочие покидают судостроительную верфь «Харленд энд Вулф» в Белфасте, где в период с 1909 по 1911 год был построен «Титаник». На момент спуска на воду «Титаник» являлся крупнейшим пассажирским лайнером в мире. На этом снимке 1911 года «Титаник» находится на заднем плане. (Photographic Archive/Harland & Wolff Collection/Cox)

4. Обеденный зал на «Титанике», 1912 год. Лайнер был спроектирован и построен по последнему слову техники и служил воплощением роскоши и комфорта. На его борту находился спортзал, бассейн, библиотеки, рестораны высокого класса и роскошные каюты. (The New York Times Photo Archives/American Press Association)

5. Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год. Более 90% пассажиров второго класса составляли мужчины, которые остались на борту тонущего лайнера, так как первыми в спасательные шлюпки садились женщины и дети. (The New York Times Photo Archives/American Press Association)

6. «Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, 10 апреля 1912 года. Некоторые специалисты считают, что причиной катастрофы «Титаника» стало низкое качество заклепок корпуса, которые использовались при строительстве лайнера. (Associated Press)

7. Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит, управлявший крупнейшим лайнером своего времени во время его первого рейса. Длина «Титаника» составляла 269,1 метра, ширина — 28,19 метра, водоизмещение – более 52 тысяч тонн. Высота лайнера от киля до вершины дымовых труб составляла 53,3 метра, 10,5 из которых находились ниже ватерлинии. «Титаник» был выше большинства городских зданий того времени. (The New York Times Archives)

8. Недатированный снимок первого помощника капитана «Титаника» Уильяма МакМастера Мэрдока, которого почитают как героя на родине, в шотландском городе Долбитти. Однако же, в фильме «Титаник», получившем множество премий «Оскар», персонаж Мэрдока предстает трусом и убийцей. На церемонии, посвященной 86-й годовщине гибели «Титаника», исполнительный вице-президент кинокомпании «20th Century Fox» Скотт Нисон вручил школе города Долбитти чек на сумму 8 тысяч долларов США, чтобы принести извинения родственникам офицера. (Associated Press)

9. Предположительно, айсберг, с которым 14 апреля 1912 года столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта кабельного судна «Mackay Bennett», которым управлял капитан DeCarteret. Судно «Mackay Bennett» одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана DeCarteret, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера. (United States Coast Guard)

10. Пассажиры и некоторые члены экипажа эвакуировались в спасательных шлюпках, многие из которых отплывали заполненными лишь на часть. Эта фотография спасательных шлюпок, приближающихся к судну «Карпатия», была сделана пассажиром «Карпатиии» Луисом М. Огденом. Снимок был представлен на выставке документов, имеющих отношение к катастрофе «Титаника», которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия. (National Maritime Museum/London)

11. Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии». Этот снимок также экспонировался на выставке документов, которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия. (National Maritime Museum/London)

12. Хотя на «Титанике» были продвинутые меры безопасности, такие как водонепроницаемые отсеки и водонепроницаемые двери с дистанционным управлением, на корабле не хватало спасательных шлюпок для всех пассажиров. Лодок хватало только на 1178 человек – это лишь треть всех пассажиров и экипажа. На этом фото вы видите спасение пассажиров с «Титаника». (Paul Treacy/ EPA/PA)

13. Репортеры берут интервью у пассажиров затонувшего «Титаника», которые сошли на берег с борта спасательного судна «Карпатия», 17 мая 1912 года. (American Press Association)

14. Семилетняя Ева Харт со своим отцом Бенджамином и матерью Эстер, 1912 год. Ева и её мать спаслись с тонущего «Титаника», но её отец погиб во время крушения британского лайнера в ночь на 15 апреля 1912 года. (Associated Press)

15. Люди стоят на улице, ожидая прибытия судна «Карпатия». (The New York Times Photo Archives/Times Wide World)

16. Огромная толпа людей собралась возле конторы пароходной компании «White Star Line» на Бродвее в Нью-Йорке, чтобы узнать последние новости о крушении лайнера «Титаник», 14 апреля 1912 года. (Associated Press)

17. Отдел новостей газеты «The New York Times» во время гибели «Титаника», 15 апреля 1912 года. (The New York Times Photo Archives)

18. Люди читают сводки возле конторы газеты «The Sun» в Нью-Йорке после крушения «Титаника». (The New York Times Photo Archives)

19. В двух посланиях, которые были отправлены из Америки страховщикам «Lloyds of London» в Лондон, ошибочно утверждалось, что другие суда, в том числе «Вирджиния», находились поблизости и оказывали помощь во время катастрофы «Титаника». Эти лоты будут проданы с молотка на аукционе «Кристис» в Лондоне в мае 2012 года. (AFP/ EPA/Press Association)

20. Выжившие пассажиры «Титаника» Лаура Франкателли и её наниматели леди Люси Дафф-Гордон и сэр Космо Дафф-Гордон стоят на борту спасательного судна «Карпатия». Франкателли рассказала, что слышала ужасный грохот, а затем – крики о помощи, когда её лодка отплывала от тонущего океанского лайнера «Титаник» в ту трагическую ночь в 1912 году. (Associated Press/Henry Aldridge and Son/Ho)

21. Пассажирский лайнер «Титаник» незадолго до отправления в свой первый и последний рейс, 1912 год. (New York Times Archives)

22. На фото, обнародованном аукционным домом «Henry Aldridge & Son/Ho» в Уилтшире, Великобритания, 18 апреля 2008 года, запечатлен крайне редкий артефакт – пассажирский билет на «Титаник». (Henry Aldridge & Son/Ho)

23. Экспонат, завещанный Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия, Уолтером Лордом, — телеграмма Маркони. Мисс Эдит Рассел (журналистка и выжившая с «Титаника» писала в журнал «Women’s Wear Daily»: «Спаслась на «Карпатии», сообщите матери», «Карпатия», 18 апреля 1912 года. (National Maritime Museum/London)

24. Обеденное меню ресторана на борту «Титаника», подписанное выжившими пассажирами. Уолтер Лорд завещал этот документ Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия. (National Maritime Museum/ London)

25. Нос затонувшего «Титаника», 1999 год. (P.P. Shirshov Institute of Oceanology)

26. Один из винтов пассажирского лайнера «Титаник». Снимок был сделан во время экспедиции на место кораблекрушения 12 сентября 2008 года. Пять тысяч артефактов будут проданы на аукционе, который состоится 11 апреля 2012 года, почти через 100 лет после катастрофы «Титаника». (RMS Titanic, Inc., via Associated Press)

27. Правый борт носовой части «Титаника». Этот снимок был обнародован Океанографическим институтом Вудса Хоула 28 августа 2010 года. (Premier Exhibitions, Inc.-Woods Hole Oceanographic Institution)

29. Часть борта «Титаника», цепи и дополнительный якорный бун. Доктор Роберт Боллард, который нашел обломки «Титаника» почти 20 лет назад, вернулся на место трагедии, чтобы посмотреть на ущерб, причиненный кораблю и его сокровищам мародерами и искателями легкого обогащения. (Institute for Archaeological Oceanography & Institute for Exploration/University of Rhode Island Grad. School of Oceanography)

30. Огромный винт затонувшего «Титаника» лежит на дне Атлантического океана. Снимок не датирован. Первые туристы, которые посетили место кораблекрушения в сентябре 1998 года, увидели винт и другие части знаменитого лайнера. (Ralph White/Associated Press)

31. Этот 17-тонный фрагмент корпуса «Титаника» был поднят на поверхность во время экспедиции на место кораблекрушения в 1998 году. (RMS Titanic, Inc., via Associated Press)

32. 17-тонный фрагмент пассажирского лайнера «Титаник», который был поднят со дна океана во время экспедиции на место кораблекрушения, 22 июля 2009 года. 11 апреля 2012 года этот экспонат будет продан на аукционе вместе с 5 тысячами других артефактов. (RMS Titanic, Inc., via Associated Press)

33. Золотые карманные часы «Waltham American» — личная вещь Карла Асплунда – на фоне картины «Титаника», нарисованной Си Джем Эшфордом. Тело нашли на теле Карла Асплунда, затонувшего вместе с «Титаником». (Kirsty Wigglesworth Associated Press)

34. Деньги с «Титаника». Владелец одной из самых богатых коллекций вещей, найденных на «Титанике», выставил ее на аукцион в 2012 году – в год 100-летия со дня крушения знаменитого лайнера. (Stanley Leary/Associated Press)

35. Фотографии Феликса Асплунда, Сельмы и Карла Асплунда и Лиллиан Асплунд в Девизесе, Уилтшир, Англия. Эти фото – часть коллекции имеющих отношение к «Титанику» вещей Лиллиан Асплунд. Лиллиан было 5 лет в апреле 1912 года, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул во время своего первого путешествия. Девочка спаслась, но ее отец и трое братьев и сестер были среди тех 1514 человек, которые погибли. (Kirsty Wigglesworth/Associated Press)

36. Артефакты, найденные на месте крушения «Титаника», экспонируются на выставке «TITANIC The Artifact Exhibit» в Калифорнийском научном центре: бинокль, расческа, посуда и треснувшая лампа накаливания, 6 февраля 2003 года. (Michel Boutefeu/Getty Images,Chester Higgins Jr./The New York Times)

37. Очки, найденные среди обломков «Титаника». Полная коллекция найденных на месте крушения «Титаника» артефактов будет выставлена на аукционе в апреле 2012 года – через 100 лет после трагедии. (Bebeto Matthews/Associated Press)

38. Золотая ложка с «Титаника». (Bebeto Matthews/Associated Press)

39. Хронометр с капитанского мостика «Титаника» выставлен в Научном музее в Лондоне. Это один из более 200 предметов, поднятых со дна океана в том месте, где затонул «Титаник». Посетители выставки в музее могут пройти всю историю знаменитого лайнера в хронологическом порядке – от чертежей до его строительства до момента гибели после столкновения с айсбергом. (Alastair Grant/Associated Press)

40. Прибор для измерения скорости «Титаника» и лампа Gimbal – одни из артефактов, представленных в музее в Нью-Йорке. 11 апреля аукцион «Guernsey’s» распродаст полную коллекцию вещей с «Титаника», куда входят более 5000 предметов. (Mario Tama/Getty Images)

41. Представленные в нью-йоркском музее предметы с затонувшего «Титаника». (Chang W. Lee/The New York Times)

42. Чашка и карманные часы – одни из многих предметов, найденных на «Титанике», а также пуговица с флагом компании «White Star Line» и небольшой иллюминатор. (Don Emmert/AFP/Getty Images, Brendan McDermid/Reuters, Michel Boutefeu/Getty Images-2)

43. Эти ложки с «Титаника» — часть выставки в музее Южного Норуолка, штат Коннектикут. (Douglas Healey/Associated Press)

44. Позолоченная сумочка – один из предметов с «Титаника». (Mario Tama/Getty Images)

45. Номер журнала «National Geographic» за прель 2012 года и его онлайн версия для ipad, в котором можно увидеть новые фотографии с затонувшего лайнера, который до сих пор покоится на дне океана на глубине 3784 м. Мало какие катастрофы так затронули общество и причем так надолго, как гибель «Титаника». (National Geographic)

46. С двумя торчащими из грязи и песка пропеллерами корма «Титаника» покоится на дне океана в 600 метрах к югу от носа корабля. (COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, Woods Hole Oceanographic Institution)

47. Первый полный снимок легендарных обломков. Мозаика фото состоит из 1500 снимков высокого разрешения, сделанных с помощью сонарных исследований. (COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI)

48. Правый борт корабля. Первым на дно океана опустился нос «Титаника», так что передняя его часть зарылась в песке, навсегда закрыв смертельные раны, осталенные айсбергом. (COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI)

49. Изуродованная корма в профиль. (COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI)

50. Корма «Титаника», вид сверху. Это сплетение металла представляет собой загадку для ученых. Как сказал один из них: «Если вы расшифруете это, вы полюбите Пикассо». (COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI)

51. Два двигателя «Титаника» видны через трещину в корме. Эти огромные сооружения, покрытые ржавчиной, когда до продвигали вперед самый большой на то время лайнер в мире. (COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI)

1 сентября 1985 года экспедиция, под руководством директора Института океанологии города Вудс-Холл, штат Массачусетс, доктора Роберта Балларда, обнаружила место залегания «Титаника» на дне Атлантического океана на глубине 3750 метров. Вот первые фото «Титаника» ПОСЛЕ трагедии:

Вот, собственно, и все… Конечно, можно было бы сказать, что Кэмерон, собирается снять свой фильм еще и в 3D – аккурат к столетию со дня катастрофы, можно было бы вспомнить и другие произведения, от книг до других фильмов, но зачем…

Это самый большой корабль за всю историю антарктического туризма. Огромное круизное судно так же, как и печально знаменитый «Титаник», не обладает ледовой защитой и будет плавать в малоисследованных водах, что делает рейс в Антарктику весьма рискованным мероприятием».

компиляция по материалам рунета – FOX

15 апреля 1912 года в Северной Атлантике затонул самый крупный и самый современный на тот момент «непотопляемый» пассажирский пароход «Титаник». При крушении погибло почти 1500 человек.

«Титаник» - один из крупнейших и наиболее роскошных морских лайнеров был построен в 1912 году по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». Он поражал своими размерами и архитектурным совершенством. Его длина, как писали газеты того времени, была равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, а якорь для «Титаника» по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей. Компания «Уайт Стар» называла корабль не иначе, как «непотопляемый», обещая пассажирам полную безопасность. Но спустя всего лишь несколько месяцев в первом же рейсе «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул.

14 апреля 1912 года лайнер находился в Северной части Атлантики на приблизительной широте 41°N и уже преодолел две трети пути до Нью-Йорка. С 9:00 радисты «Титаника» начали получать сообщения об айсбергах и ледяных полях с их координатами. Из семи ледовых предупреждений на мостик были переданы только четыре. В результате курс судна был скорректирован, однако скорость оставалась почти предельной - около 22 узлов.

В 23:39 14 апреля вперёдсмотрящий Фредерик Флит заметил прямо по курсу примерно в 650 м айсберг. Ударив трижды в колокол, он доложил по телефону на мостик, где несли вахту шестой помощник Джеймс Муди и первый помощник Уильям Мёрдок. Мёрдок отдал команду «Лево на борт» и перевёл рукоятки машинных телеграфов в положение «Стоп машина». Чуть позже, чтобы лайнер не задел айсберг кормой, он скомандовал «Право на борт». Однако «Титаник» был слишком велик для быстрого манёвра, пароход продолжал двигаться по инерции ещё 25-30 секунд, прежде чем его нос не начал медленно отклоняться влево. В 23:40 «Титаник» по касательной столкнулся с айсбергом. В результате столкновения в обшивке правого борта образовалось шесть пробоин суммарной длиной около 90 м. В результате контакта с айсбергом повреждёнными оказались пять носовых отсеков, на что система непотопляемости лайнера не была рассчитана. Конструктор Томас Эндрюс, вызванный капитаном для консультации, заявил, что корабль может оставаться на плаву не более полутора часов.

В 0:05 15 апреля капитан Эдвард Джон Смит приказал экипажу готовить спасательные шлюпки к спуску, затем зашёл в радиорубку и приказал радистам передавать в эфир сигнал бедствия. Посадка первых пассажиров в шлюпки началась около 0:20, в них по приказу капитана сажали в первую очередь детей и женщин. Поскольку пассажирами столкновение практически не ощущалось, они неохотно покидали корабль, на котором внешне было всё в порядке: перебоев с электричеством не возникало, дифферент на нос в течение первого часа рос незначительно. Чтобы не началась паника, члены экипажа сообщали, что эвакуация проводится в качестве меры предосторожности. Посадкой пассажиров в шлюпки руководили помощники капитана. В течение первого часа были эвакуированы лишь 180 человек, шлюпки спускались полупустыми, члены команды лайнера даже не были осведомлены об их вместимости.

В 1:20 вода стала затоплять полубак. В это время появились первые признаки паники. Эвакуация пошла быстрее. В шлюпки садились люди, которые ещё недавно категорически отказывались. Тем временем пассажиры третьего класса не везде могли подняться наверх из-за того, что неосведомлённая о гибельном положении охрана не отпирала решётки, изолирующие их от помещений первого и второго классов.

На сигнал бедствия откликнулись и отправились на место бедствия 7 судов. Из них ближе всех (примерно в 93 км) находился пароход «Карпатия». Направляясь к тонущему «Титанику», он развил предельную для себя скорость 14 узлов.

После 1:30 дифферент на нос стал быстро расти, на борту началась паника. Шлюпки на корме по правому борту были спущены переполненными. Экипаж всеми силами старался сдержать натиск толпы и пропустить в шлюпки первыми женщин и детей. Пятый помощник Гарольд Лоу был вынужден сделать три предупредительных выстрела в воздух для усмирения обезумевшей толпы. Члены машинной команды не прекращали работу. Усилиями котельщиков, машинистов, механиков в системе поддерживалось давление пара, необходимое для выработки электроэнергии и работы насосов, откачивающих воду.

После 2:05 была спущена последняя шлюпка, около 2:10 вода начала затоплять шлюпочную палубу и капитанский мостик. Оставшиеся на борту 1500 человек ринулись в сторону кормы. Дифферент стал расти на глазах, в 2:15 обрушилась первая дымовая труба. В 2:16 отключилась электроэнергия. В 2:18 при дифференте на нос около 23° лайнер разломился. Носовая часть, отвалившись, сразу пошла ко дну, а корма заполнилась водой и затонула через две минуты. В 2:20 «Титаник» полностью скрылся под водой.

Сотни человек выплыли на поверхность, но почти все они быстро погибли от переохлаждения: температура воды составляла −2 °С. На двух складных шлюпках, которые не успели спустить с лайнера, спаслось порядка 45 человек. Ещё восемь были спасены двумя вернувшимися на место крушения шлюпками (№ 4 и № 14). Спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» на место бедствия прибыл пароход «Карпатия» и подобрал 712 выживших в крушении. Крушение «Титаника» унесло по меньшей мере 1496 жизней.