Скальные храмы индии. Удивительная архитектура индии. Аджанта, Махараштра, Индия

Представьте, как сильна преданность богу у того, кто решился вырезать храм в пещере голыми руками. Много столетий тому назад индийские монахи на протяжении долгих лет вырезали в скалах невероятные строения, основывая там монастыри. После того, как пещера была готова, монахи украшали ее фресками и различными фигурами, заполняли интерьер статуями.

Пещерные храмы Индии демонстрируют ранние следы человеческой жизни и культуры и важность буддизма в истории страны

1. Мы расскажем о 10 самых выдающихся храмах Индии и начнем обзор с пещер Эллоры. 30 пещер Эллоры были вырезаны в вертикальном склоне холмов Чаранандри в 5-ом столетии нашей эры. Этот храм, состоящий из множества пещер, посвящен Буддизму, Индуизму, и Джайнизму, как демонстрация религиозной гармонии времени. Буддистские пещеры прежде всего являлись монастырями — убежищем для отшельников. Особенностью интерьера являются загадочные потолки с интересными иероглифами

Внесенные в список Мирового Наследия, пещерные храмы Эллоры являются вершиной скальной архитектуры Декана. Они расположены в 30км от Аурангабада (Индия).

В течение более чем пяти столетий поколения монахов (буддистов, индустов и джайнов) вырезали монастыри, часовни и храмы в 2-ух километровом откосе скалы и обильно украшали их удивительно детальными скульптурами. Многие из пещер имеют сложные внутренние пространства и галереи.

Храмы Эллоры олицетворяют ренессанс индуизма во времена правления династий Чалукьев и Раштракутов, последующее его угасание во времена рассвета буддизма, и следующий за этим краткий всплеск джайнизма. Скульптуры характеризуют увеличивающееся влияние тантрических учений в трех основных религиях Индии, и их мирное сосуществование на одном участке указывает на длительный период религиозной терпимости.





2. У большинства пещерных храмов есть какие-либо иероглифы на стенах, которыми мы можем восхититься благодаря их исторической ценности, но с эстетической точки зрения они не всегда красивы. Этого нельзя сказать о пещерах Аджанта, которые считаются истинными шедеврами в буддистском искусстве.

Пещеры Аджанты — 29 буддистских храмов в Индии, многие из которых берут свое начало со 2-ого столетия до н.э. Эти знаменитые пещеры сохраняют некоторые из лучших шедевров буддистского искусства в Индии. Аджанта расположена в индийском штате Махараштра и начиная с 1983 года включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Пещеры Аджанты были созданы во 2-ом столетии до н.э из утеса в форме подковы вдоль Реки Вагора. Они использовались буддистскими монахами как молитвенные залы и монастыри в течение приблизительно девяти столетий, после чего неожиданно были брошены. Пещеры ушли в забвение, пока они не были открыты вновь в 1819

Пещеры пронумерованы с востока на запад, от 1 до 29. Сегодня все пещеры соединены между собой террасой, но в древние времена к каждой из пещер вел отдельный ход от набережной. Смотровая платформа на реке предоставляет отличный вид на всю территорию Аджанты - естественная красота этой области дает понять, почему монахи выбрали именно эту область спасаясь от религиозного преследования.

Здесь хранится множество шедевров буддистского искусства. Будда здесь изображен только в символической форме, в виде трона или следов. В других пещерах находятся красочные фрески и статуи, изображающие жизнь (и прежние жизни) Будды. Пещеры также изображают сцены из повседневной жизни, и многие содержат надписи о правителях и принцах.

Самые красивые пещеры Аджанты - пещера 1 и 2, о них и пойдет речь ниже. Пещера под первым номером - одна из последних пещер, построенных здесь, поэтому лучше всего сохранилась. В этой пещере находятся одни из самых сложных резных фигурок на фасаде с дополнительными скульптурами на горных хребтах. Есть сцены из жизни Будды так же как и множество других буддистских мотивов. Два портика, видимые на фотографиях 19-ого столетия, с тех пор не сохранились. Каждая стена зала внутри составляет почти 12 метров в ширину и 6 метров в высоту. Колоннада поддерживает потолок, создавая просторные проходы вдоль стен

Фасад пещеры №2 кардинально отличается от первой пещеры. Даже резные фигурки фасада, кажется, различны. Внутри же пещера также укреплена огромными столбами и украшена росписями, здесь есть много общего с остальными пещерами Аджанты

Картины и росписи размещены на всем протяжении пещеры за исключением пола. В некоторых местах фрески были разрушены из-за человеческого вмешательства, поэтому во многих областях сохранились лишь фрагменты. У этих фресок есть определенная уникальность - они неповторимы даже в пределах истории южноазиатского искусства

Исследование пещер Аджанты продолжается и по сей день, но в их истории до сих пор множество загадочных моментов. Например, непонятно, как художники могли рисовать в полутьме; не раскрыта и тайна светящихся красок. Сегодня здесь функционирует музей буддийского искусства

Живопись Аджанты — уникальная энциклопедия, в которой представлены все социальные слои индийского общества (от правителя до нищего). Здесь есть рассказы о многочисленных народах, населявших Индию, о важных моментах ее истории. Люди, боги, цветы, животные смотрят изо разных уголков Аджанты, повествуют о чем-то, поучают, поют и танцуют, и призывают присоединиться к празднику, и уводят за собой в небесные дали под звуки природы. Вот какое это яркое послание древних буддистских мастеров, словно пытающихся сказать: жизнь бесценна, и все в мире взаимозависимо — люди, боги и животные, небо и земля.

Аджанта была создана в 1-м столетии до н.э, каждый дюйм 34 пещер испещрен красочными фресками

3. Пещерный комплекс Вараха с четырьмя храмами — ошеломляющий пример архитектуры Паллава, могущественной южной-индийской династии в 7-ом столетии нашей эры. Они превратили испещренную пещерами скалу в отдельные храмы, чтоб почтить бога Вишну и земную богиню Бхуми

В святилище (конец VII в.) есть колонны, в основании которых высечены львы и стражники-дварапалы , охраняющие вход в святилище. На одной из четырех панелей изображено воплощение-аватара Вишну в виде кабана, поднимающего Землю-Бхудеви из первобытного океана (левая стена). На другой показана Гаджалакшми - восседающая на лотосе богиня Лакшми, которую поливает водой из хоботов пара слонов. На следующей панели изображен Вишну-Тривикрама, принявший воплощение брахмана-карлика Ваманы, чтобы победить демонического царя Бали. Став огромным, Вамана тремя шагами покоряет все три мира. На последней панели представлена четырехрукая богиня Дурга.

4. В 4-ом столетии нашей эры семь храмов Ундавалли были вырезаны из песчаника, чтобы почтить Тримурти - индуистских богов: Шиву, бога преобразования; Брахму, бога создания; и Вишну, высшего бога. Как правило, этим богам поклоняются отдельно, но Ундавалли постарались выдвинуть на первый план гармоничные отношения между богами

5. Слоновьи пещеры (Элефанта) расположены на острове в Аравийском море. Семь пещер расколоты в две группы - первая, посвященная индусскому Богу, Шиве, и вторая — Буддизму в целом. Начиная с его создания в 5-ом столетии нашей эры, до португальского правления в середине 16-ого столетия, индусские пещеры были местом для вероисповедания. Большие скульптуры слонов окружили пещеры со всех сторон, как бы охраняя их

Древние пещеры острова покоряют его гостей с первого взгляда. Они сделаны в скале и представляют из себя сакральный храмовый комплекс, посвященный одному лишь божеству - Шиве. Надо сказать, в Индии к этому богу отношение особое. Шива - основатель йоги, олицетворение разрушительного и созидательного начал и одно из древнейших божественных сущностей человечества.

Шива предстает перед путешественниками в самых разных скульптурах и каждый раз в новом образе. Однако самым известным изображением божества на острове является огромный пятиметровый бюст трехголового Шивы. Он воплощает в себе Создателя, Охранителя и Разрушителя. Кстати, этот образ считается одним из шедевров индийского искусства. Здесь же и женитьба Шивы и Парвати, и еще одна скульптура, где Шива представлен как единство обоих полов в одном теле.

Наполненные тишиной и величием, тайной и древностью, гулкие пещерные залы комплекса заставляют понизить голос и затаить дыхание.

История гласит, что пещеры появились здесь предположительно в V-VIII веках и были сделаны монахами, жившими на острове. К сожалению, пещеры и их статуи не сохранились до наших дней в первозданном виде - многие изваяния серьезно пострадали во время захвата страны португальцами.
Солдаты, не признающие индийскую религию, с хохотом расстреливали ни в чем не повинные скульптуры, упражнялись в стрельбе по священным изваяниям. Пострадали пещеры и от рук англичан - внимательные туристы могут даже найти здесь надписи типа «тут был Джон в 1860 году». Одну из основных статуй - огромного слона - англичане даже попытались увезти с собой в Великобританию. Однако довезли изваяние лишь Мумбая, где она и осталась и хранится до сих пор. Говорят, так захотели высшие силы и сделали так, что статуя осталась в городе и не покинула страну.

К счастью, сегодня пещеры находятся под строгой охраной, а в 1987 году были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

6. В отличие от многих храмов Индии, Амарнатх был основан в естественном формировании. Внутри пещеры находится ледяной сталагмит, выступающий от основания. Сталагмит растет и сжимается, моделируя фазы луны. Амарнатх был основан в 3-м столетии до н.э, и посвящен индусскому богу Шива

История открытия пещеры . Говорят, что когда-то мусульманский пастух Бхута Малик встретил садху, который дал ему полный мешок угля. Дойдя до дома, пастух с удивлением обнаружил, что мешок был полон золотых монет. Он бросился назад, чтобы поблагодарить садху. Но не найдя святого, Бхута Малик обнаружил на месте их встречи пещеру. Он рассказал всем об открытии. И вскоре паломники стали приходить к этому святому месту.

Древние сказания повествуют о другой истории. Долина Кашмира находилась под водой огромного озера. Но Кашьяпа риши осушил его воды. Первым, кто лицезрел эту пещеру, был посещавший в те дни эти места Бхригу муни, который поведал о ней богам. Позже от богов люди узнали о Лингаме и пещера Амарнатх стала для них местом почитания Шивы. С тех пор сотни тысяч верующих совершают паломничество через суровую местность к вечному счастью.

Фаллос Шивы. Ледяной лингам в - естественного происхождения...

7. Храм Удаягири был создан в 5-ом столетии нашей эры, как приежище для буддистов. Комплекс из 14 храмов расположен над естественным горным каньоном. Пещеры наиболее известны благодаря своим сложным T-образным входам и гигантскими скульптурами с головой борова

8. Аура, окружающая 109 пещерных храмов Канхери, только усиливается благодаря их местоположению в густых труднопроходимых лесах. Зеленые деревья со всех сторон окружают черную базальтовую скалу, и массивные каменные столбы величают эту буддистскую святыню. Пещеры населялись в 1-ом столетии до н.э, и расположение каналов и водных путей через храмы подтверждает это.

9. Когда мы думаем о жизни в рамках периода в 80 лет, сложно представить себе период в 100 000 лет и вообразить, насколько глубоко он простирается в прошлое. В 1950-х, когда антропологи обнаружили, что 700 пещер Бхимбетка были созданы около 100 000 лет назад. Они были поражены, увидев как самые ранние люди Индии иллюстрировано представляли свою жизнь со сценами сельскохозяйственного обмена, охоты, и разведения животных. На фото пещерные кельи Бхимбетка:

10. 5 храмов Бадами чрезвычайно живописны, так как располагаются в самом сердце зеленого ущелья. Пещеры были вырезаны вручную в 6-ом столетии нашей эры в склонах песчаника юго-западной Индии. Они чтят богов Вишну и Шиву, и принципы джайна. Архитектурой храма больше всего восхищаются за ее артистическое использование стилистических элементов Северной Индии и Южной Индии

Невероятные пещерные храмы Индии освещают повседневный быт ранних людей, демонстрируют их веру, и являются замечательными аренами искусства — ими невозможно не восхищаться

Знает ли сегодня современный человек, что есть архитектура в ее сущности? Осмысляют ли архитекторы тот символический аспект, который целостно воспроизводился Мастерами древнего тысячелетия? Эти вопросы остаются и будут оставаться тем вечным движущим элементом в любой схеме архитектоники.

Чтобы узреть основополагающую сущность современных построений, нужно перекинуть мост к далекому времени, когда мастерство архитекторов было тайным знанием, а творение - прообразом мироздания. Одним из примеров данной формы взаимодействия являются скальные храмы Индии, построенные во II веке до н.э. и в III веке н.э.

Храм Аджанта

Храмы высекались по траектории сверху вниз и не имели никакого фундамента. Работа мастеров осуществлялась со сложными материалами - базальтом и камнем. Скульптуры высекались в скальных породах. Но самое удивительное - это то, что архитекторы работали уже со знанием закона преломления света, который был сформулирован только в XVII веке. Технология высечения храмов и скульптур до нас не дошла. Оно и понятно - в то время существовало некое закрытое сословие художников-архитекторов, назовем их со-творцами, мастерство которых переходило из уст в уста, а затем было утеряно. Но мы прикоснулись к чему-то более значимому, чем технология, - к символике, которая стала праматерью почти всех современных сооружений.

Скальныи ̆ храм Каи ̆ ласанатха

Если в архаике со-творцов целью архитектуры было создать духовно-материальную среду для обитания человека, то в современной архитектуре - только лишь зачинается процесс системных отношений природа-человек. Любая архитектура является искусством, акт которого отпечатан в древнем бессознательном. Это акт взаимодействия человека с миром как материального, так и ментального. В сознании архитектора нашего времени данная связь сохранена. Мы можем это увидеть в современных проектах и домах, построенных в скалах и горах.

Человек, находясь сегодня в удаленном состоянии от своего радикала, все больше создает для себя пространство, где он мог бы пропускать в себя Бога. Скала - промежуточный мир между небесным сводом и землей. То пространство, которое заключено между этими двумя мирами, есть простор для того, чтобы единовременно «стоять на ногах» и «открывать сознание».

Архитектор, максимально подошедший к системе неразрывности природы и зодчества, - Фрэнк Ллойд Райт - сказал: «Устав от повторений безликих банальностей, в которых свет отражается от голых плоскостей или уныло проваливается в дыры, вырезанные в них, органическая архитектура снова приводит человека лицом к лицу к соответствующей природе игры светотени, дающей свободу творческой мысли человека и свойственному ему чувству художественного воображения». Его проект «Часовня в скале» является одним из примеров того, как пространственная сущность, находящаяся в бессознательном архаичной культуры древней Индии, возродилась в современном сознании архитектуры. Человек, находящийся в данном пространстве, обретает некую форму первобытности, осознания себя сопричастности мистерии. Вся древняя архитектура была построена именно на этом принципе, и различий между домом и храмом не существовало. Дома и храмы были объединены одним воззрением - прикосновенностью к таинству.

Часовня в скале, штат Аризона

Самый известный проект - «Дом над водопадом» - являлся храмом в том смысле, что он построен по принципу единства человека и мироздания. Одним из принципов Райта было построение прямыми линиями и прямоугольными формами. Если мы рассмотрим фрагмент наружных частей храмов Эллоры, то увидим идентичный принцип.

Дом над водопадом

Эллора, фрагмент одного из храмов

Райт четко осознавал миссию каждого своего проекта. Все они выполняли замысел непрерывности архитектурного пространства, т.е. вытекали из природных условий среды. Архитекторы индийских скальных храмов основывали свои идеи строительства, исключительно исходя из природной данности. Удивительно, как сознание одного мира откликнулось в сознании совершенного иного, современного мира.

«Архитектурная жизнь, или, по крайней мере, сама жизнь принимает форму и, следовательно, является истинным рассказом о жизни: это было живо вчера, как оно живо сегодня или когда-либо будет».

Сознание архитектурного мира Древней Индии отразилось на целых городах, разбросанных по всей нашей планете: крошечной деревне Рокамадур на юго-западе Франции, мысе Верде на юго-западе Колорадо, городе Петра на северо-западе Аравийской пустыни, городе Деринкю в турецкой Каппадокии, городе Вардзия в Грузии, на скальных храмовых комплексах около реки Бамиан в центральном Афганистане (которые, увы, были почти полностью разрушены взрывами в 2000 году, которые разрушили огромные статуи Будд, вырубленные в VI веке н.э.).

Деревня Рокамадур , Франция

Меса Верде , Колорадо

Город Петра , Иордания

Город Деринкю , Каппадокия

Город Вардзия , Грузия

Афганистан, скальныи ̆ город около реки Бамиан

Если мы проследим историю каждого перечисленного выше города, то увидим одно объединяющее начало - святость. Все эти города были построены либо монахами, либо святыми и отшельниками, которые хотели найти место для молитв и медитаций. Это говорит о том, что искусство древности дало нам то, без чего бы цивилизации никогда бы не смогли сохранить свою витальность - душу архитектуры. Приблизимся ли мы когда-нибудь к тому тайному знанию, решим ли задачу сохранности древних традиций зодчества - открытый вопрос для современного архитектурного, да и не только, мира.

Индия считается одной из немногих стран, которая сохранила традиции не только в отношении одежды, разных видов искусства, но и в архитектуре. Традиции здесь сохранены практически во всём. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой город в этой стране. Совершенные линии будто парящих в воздухе кружевных зданий - такое нельзя встретить в любой другой культуре. Архитектура Древней Индии, безусловно, отличается от той, что можно лицезреть в современных городах. Но, тем не менее, именно она легла в основу каждой постройки, будь то современный отель или храм.

Архитектура Индии как часть культуры страны

Древние индусы представляли Вселенную как нечто невообразимо большое и грандиозное. Именно это повлияло на искусство в целом и на архитектуру в частности. Древние памятники Индии, несмотря на значительные повреждения, удивляют своими масштабами и красочностью. Неразрывное сплетение философского мировоззрения с музыкой, которая как будто застыла в камне, - это именно то, что считается типичной индийской архитектурой. Согласитесь, что невозможно представить себе Древнюю Индию без храмов и дворцовых комплексов, украшенных скульптурами, росписью, высокими куполами и шпилями, покрытыми золотом.

Архитектура Древней Индии так же неразрывно связана с религиозными течениями этого государства. Рельефы, покрывающие большую часть стен старинных зданий, могут поведать многое о мировоззрении индийцев, а также открыть тайны их прошлого.

Отличительные черты индийской архитектуры

Чем же отличается от других архитектура Древней Индии? Кратко описать её особенности можно следующими словами: форма, цвет и полная гармония построек с окружающим пространством и их монументальность. Большое внимание архитекторы уделяли мельчайшим деталям отделки: украшениям на стенах, потолке и даже на крыше. Благодаря этому сооружения, сохранившиеся до наших дней, напоминают кружево, несмотря на свои размеры. Особенно это заметно, если смотреть на храмы и города издалека или с воздуха.

Особенности архитектуры Древней Индии заключаются также в сакральном смысле, заложенном в каждой детали постройки. Величественные храмы строились по единому плану, описанному в религиозной литературе. Но даже несмотря на это, каждое строение наполнено индивидуальностью. Где-то внешние внутренние поверхности стен содержат чувственные барельефные изображения, а где-то основным мотивом становится своеобразный рассказ о повседневной жизни крестьян, царей или даже богов.

Из чего строили в Индии?

Строительные материалы, из которых в Древней Индии возводили здания, разнились в зависимости от района. Для северных округов характерным было применение камня, кирпича и дерева, а для южных - дерева и саманных блоков. Чуть позже основным строительным материалом для их возведения стали известняк и другие горные породы. Также нередким явлением были пещерные храмы, которые вырубались в монолитной скале. На сегодняшний день архитектура Древней Индии представлена храмовыми комплексами из камня, так как деревянные и кирпичные сооружения не сохранились в своём первозданном виде.

Древние индийские города

В полной мере понять, какой была архитектура Древней Индии, позволяют обнаруженные останки городов Дхолавира, Лотхал, Калибанган и Рахилвари. Типичная древнеиндийская планировка этих поселений, состоящая из 3-х частей (цитадели или крепости, нижней и верхней части города) до сих пор используется достаточно широко, но в несколько иных масштабах. Исследуя места древнейших археологи могли ещё раз убедиться, что в этом государстве на протяжении многих тысячелетий существовало расслоение общества по принципу принадлежности к той или иной касте. Так, ближайшие к цитадели дома принадлежали знатным людям и были отделены от нижнего города, где проживали ремесленники и бедняки, двойным земляным валом.

Абсолютно отличными от других городов чертами обладал Лотхал - один из самых значимых торговых городов на побережье Индии. Цитадель там была расположена не в центре города, а на максимальном удалении от береговой линии, а граница между верхним и нижним городом проходила по прямой широкой улице. Чтобы избежать подтопления жилых домов, стоящих в непосредственной близости от воды, их возводили на высоких платформах из необожжённого кирпича.

Храмы Индии

Бытует мнение, что тем, кто хочет познакомиться с таким явлением, как архитектура Древней Индии, стоит совершить паломничество в храмы, находящиеся в этой стране. И это действительно так. Их стиль и планировка не претерпели изменений даже спустя 8 тысячелетий с начала своего формирования. В чём же состоит их особенность? Во-первых, это их планировка. Независимо от своего местоположения и размера, все состоят из следующих помещений:

  • святилище (гарбхабриха) - низкое помещение без окон с единственным низким проходом, в котором размещается статуя главного храмового божества;
  • вимана - башня куполообразной или шпилевидной формы, возвышающаяся над святилищем;
  • проход вокруг святилища - прадакшинапатха, по которому посетители храма передвигаются, чтобы совершить обход главной ;
  • мукхамандапа - небольшой коридор, соединяющий с его основной залой, используется в качестве места для хранения религиозных и культовых предметов, жертвоприношений;
  • мандапа - зал, расположенный между главным входом в храм и святилищем, именно в нём прихожане храма совершают религиозные действия;
  • перед входом в храмы располагаются флагштоки и статуи ездовых животных тех богов, которым здесь поклоняются (у бога Вишну - Гаруда, у Шивы - бык Нандин и т. д.);
  • во дворе храма на одной линии с главными воротами и святилищем располагается алтарь для жертвоприношений;
  • окружающая храм стена с башнями, в основании которых обычно расположены дополнительные ворота или святыни богов-спутников (Лакшми, Ханумана, Субраманьи и др.).

По сей день все эти каноны возведения строго соблюдаются, и это придаёт индийским храмам ту самую изюминку.

Самые яркие памятники архитектуры Индии

Архитектурная самобытность индийских храмовых комплексов в последнее время завоёвывает миллионы поклонников. Для того чтобы в полной мере впитать дух Древней Индии, дремлющий в гигантских постройках, стоит посетить несколько уникальных мест. К ним можно отнести комплекс из трёх храмов в Кхаджурахо, которые отличаются от других обилием больших и маленьких статуй женщин (апсарами и сура-сундари), которые будто замерли на мгновение, но совсем скоро снова закружатся в танце. Соперничать с этим храмовым комплексом может разве что белоснежный мраморный Ранакпур, парящий на 1444 колоннах.

Самый красивый и богато отделанный древнеиндийский храм расположен на западном берегу Ганга. Это единственный «золотой храм» в Индии, ведь на его отделку ушла едва ли не тонна чистейшего драгоценного металла. Но самым необычным и величавым храмом по праву считается Кайласанатха - высеченный в скале храм Несмотря на то что при его возведении строители пользовались примитивными инструментами, отделка и оформление колонн и скульптур поражает своей тонкостью, точностью и воздушностью.

Знает ли сегодня современный человек, что есть архитектура в ее сущности? Осмысляют ли архитекторы тот символический аспект, который целостно воспроизводился Мастерами древнего тысячелетия? Эти вопросы остаются и будут оставаться тем вечным движущим элементом в любой схеме архитектоники.

Чтобы узреть основополагающую сущность современных построений, нужно перекинуть мост к далекому времени, когда мастерство архитекторов было тайным знанием, а творение - прообразом мироздания. Одним из примеров данной формы взаимодействия являются скальные храмы Индии, построенные во II веке до н.э. и в III веке н.э.

Храм Аджанта

Храмы высекались по траектории сверху вниз и не имели никакого фундамента. Работа мастеров осуществлялась со сложными материалами - базальтом и камнем. Скульптуры высекались в скальных породах. Но самое удивительное - это то, что архитекторы работали уже со знанием закона преломления света, который был сформулирован только в XVII веке. Технология высечения храмов и скульптур до нас не дошла. Оно и понятно - в то время существовало некое закрытое сословие художников-архитекторов, назовем их со-творцами, мастерство которых переходило из уст в уста, а затем было утеряно. Но мы прикоснулись к чему-то более значимому, чем технология, - к символике, которая стала праматерью почти всех современных сооружений.

Скальныи ̆ храм Каи ̆ ласанатха

Если в архаике со-творцов целью архитектуры было создать духовно-материальную среду для обитания человека, то в современной архитектуре - только лишь зачинается процесс системных отношений природа-человек. Любая архитектура является искусством, акт которого отпечатан в древнем бессознательном. Это акт взаимодействия человека с миром как материального, так и ментального. В сознании архитектора нашего времени данная связь сохранена. Мы можем это увидеть в современных проектах и домах, построенных в скалах и горах.

Человек, находясь сегодня в удаленном состоянии от своего радикала, все больше создает для себя пространство, где он мог бы пропускать в себя Бога. Скала - промежуточный мир между небесным сводом и землей. То пространство, которое заключено между этими двумя мирами, есть простор для того, чтобы единовременно «стоять на ногах» и «открывать сознание».

Архитектор, максимально подошедший к системе неразрывности природы и зодчества, - Фрэнк Ллойд Райт - сказал: «Устав от повторений безликих банальностей, в которых свет отражается от голых плоскостей или уныло проваливается в дыры, вырезанные в них, органическая архитектура снова приводит человека лицом к лицу к соответствующей природе игры светотени, дающей свободу творческой мысли человека и свойственному ему чувству художественного воображения». Его проект «Часовня в скале» является одним из примеров того, как пространственная сущность, находящаяся в бессознательном архаичной культуры древней Индии, возродилась в современном сознании архитектуры. Человек, находящийся в данном пространстве, обретает некую форму первобытности, осознания себя сопричастности мистерии. Вся древняя архитектура была построена именно на этом принципе, и различий между домом и храмом не существовало. Дома и храмы были объединены одним воззрением - прикосновенностью к таинству.

Часовня в скале, штат Аризона

Самый известный проект - «Дом над водопадом» - являлся храмом в том смысле, что он построен по принципу единства человека и мироздания. Одним из принципов Райта было построение прямыми линиями и прямоугольными формами. Если мы рассмотрим фрагмент наружных частей храмов Эллоры, то увидим идентичный принцип.

Дом над водопадом

Эллора, фрагмент одного из храмов

Райт четко осознавал миссию каждого своего проекта. Все они выполняли замысел непрерывности архитектурного пространства, т.е. вытекали из природных условий среды. Архитекторы индийских скальных храмов основывали свои идеи строительства, исключительно исходя из природной данности. Удивительно, как сознание одного мира откликнулось в сознании совершенного иного, современного мира.

«Архитектурная жизнь, или, по крайней мере, сама жизнь принимает форму и, следовательно, является истинным рассказом о жизни: это было живо вчера, как оно живо сегодня или когда-либо будет».

Сознание архитектурного мира Древней Индии отразилось на целых городах, разбросанных по всей нашей планете: крошечной деревне Рокамадур на юго-западе Франции, мысе Верде на юго-западе Колорадо, городе Петра на северо-западе Аравийской пустыни, городе Деринкю в турецкой Каппадокии, городе Вардзия в Грузии, на скальных храмовых комплексах около реки Бамиан в центральном Афганистане (которые, увы, были почти полностью разрушены взрывами в 2000 году, которые разрушили огромные статуи Будд, вырубленные в VI веке н.э.).

Деревня Рокамадур , Франция

Меса Верде , Колорадо

Город Петра , Иордания

Город Деринкю , Каппадокия

Город Вардзия , Грузия

Афганистан, скальныи ̆ город около реки Бамиан

Если мы проследим историю каждого перечисленного выше города, то увидим одно объединяющее начало - святость. Все эти города были построены либо монахами, либо святыми и отшельниками, которые хотели найти место для молитв и медитаций. Это говорит о том, что искусство древности дало нам то, без чего бы цивилизации никогда бы не смогли сохранить свою витальность - душу архитектуры. Приблизимся ли мы когда-нибудь к тому тайному знанию, решим ли задачу сохранности древних традиций зодчества - открытый вопрос для современного архитектурного, да и не только, мира.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Храмы и монастыри – это святые места, где люди могут соединиться с божественным, с невероятной силой, со Вселенной. Кроме мощнейшей энергетики, они таят в себе особенную красоту, и огромную роль в этом играет, конечно же, архитектурное искусство.

Особого пика мастерство достигало, когда сооружения строились прямо в пещерах, камень за камнем обтесывались, приобретая четкие контуры, усыпанные мелкими деталями. Яркое тому доказательство – буддийские пещерные храмы, о которых сегодня и пойдет речь.

Статья ниже расскажет о самых любопытных и популярных храмах в пещерах, которые возводились в разное время в разных странах. Вместе мы узнаем, каким образом и кем они были воздвигнуты, как выглядели тогда и как выглядят сейчас, на что стоит обратить внимание, если жизнь заведет вас в эти края.

Что же, начинаем наше путешествие.

Аджанта

Пещерные храмы можно встретить тут и там по всей Азии, особенно там, где почитают буддийскую мысль. Их размеры разнятся от крошечных ступ до настоящих гигантов, которые состоят из целого комплекса пещер с удивительными фресками, настенными скульптурами, широкими проходами.

Целые стены и отдельные статуи вырубали из пещерных пород – а это требовало огромных усилий нескольких поколений восточных ремесленников. Сегодня сложно представить, как тогда, много веков тому назад, без современных орудий и технологий могли возводить такие шедевры архитектуры. Одним из них по праву можно назвать индийский храмовый комплекс Аджанта.

Это один из самых знаменитых во всей Индии. Он находится в штате Махараштра, в сотне километров от города Аурангабад, на берегу реки Вагхур.

Храмовый комплекс Аджанта, Индия

Аджанта имеет весьма интересную историю. Ее начали возводить, а точнее, вырубать, еще в начале 3-го столетия нашей эры, когда процветала империя Гуптов – последняя древнеиндийская династия, объединившая к тому же север и центр государства.

Несколько веков длилась неуемная работа: грунт отделялся от базальта, одна за другой на стенах и во внутреннем убранстве появлялись изваяния божеств, будд и бодхисаттв.

Это был живописный утес, формой напоминавший подкову, усыпанный тремя десятками крупных пещер-храмов. Одни из них были местом молебнов и обрядов, другие – жильем монахов, третьи – хозяйственными помещениями.

Если воссоздать картину того времени, от вида и масштабов может захватить дух. Каждая пещера имела собственный выход к широкой реке, которая давала воду для питья и приготовления пищи. Технологии и система водоснабжения были на уровне: здесь накапливалась дождевая вода во время муссонов, которая позволяла спокойно существовать монастырю в период засухи.

Все поменялось на закате 6-го столетия, когда прекратило существование семейство Харишена. Именно оно было источником финансирования строительства. Через полвека, к середине 7-го века, строительство было полностью остановлено.

Монахи вынуждены были оставить насиженное место, а природа взяла свое: входы оказались замурованы растениями, заросли скрыли рукотворную красоту. Внутри самих пещер образовался такой микроклимат, благодаря которому удалось оставить статуи, фрески в первозданном виде.

Так все великолепие оказалось почти нетронутым временем, и поэтому сегодня в Аджанте мы можем переместиться на несколько веков назад.


Внутри Храмового комплекса Аджанта

В 1819 году офицер английской армии Джон Смит охотился в этих местах и случайно увидел арку – это был вход в десятую пещеру. Позже было открыто еще 29 пещер. Их расчистили, привели в порядок и для удобства назвали их просто – дали каждой порядковый номер.

В 1838 году Юнеско причислил пещерные храмы Аджанты в список своего материального наследия. Сейчас почти все из них можно посетить, воочию увидеть былую мощь древнеиндийской цивилизации и прикоснуться к буддийской культуре. Здесь сохранились удивительной красоты фрески и статуи .

Главное достояние – скульптурные изваяния, которые повествуют о жизни и деятельности , а также бодхисаттв Джатаки и Падмапани. Снаружи стены украшены искусной резьбой, некоторые техники которой до сих пор остаются загадкой. Уму непостижимо, как такого уровня мастерства можно было добиться почти тысячелетие назад.


Дамбулла

Еще более древний храм – Дамбулла, построенный в первом столетии до нашей эры. Он также известен под названием «Золотой храм». Все благодаря тому, что именно тут расположилась огромнейшая коллекция статуй великого Учителя Шакьямуни, а больше семидесяти из них покрыты настоящим золотым напылением.

Дамбулла находится на острове Шри-Ланка, бывшем Цейлоне, в полутораста километрах от столицы Коломбо, близ городка Матале. Это крупнейший пещерный храмовый комплекс на просторах юга Азии.


Храм Дамбулла, Шри-Ланка

Дамбулла также строился не один век, и в его возведении участвовали многие поколения царствующей династии. Пять главных пещер и руины двадцати пяти монашеских домов раскинулись на высоте почти полкилометра – на высшей точке холма.

Местную природу сложно описать словами, чтобы передать всю прелесть: снизу простирается гора, почти полностью покрытая лесом, густой растительностью, свежий воздух перехватывает дыхание, а все вокруг дышит древней цивилизацией.

Стены уцелевших зданий покрыты росписью с буддийскими мотивами. Здесь же таятся больше 150 статуй Шакьямуни, три изваяния правителей острова, скульптуры, слепленные по подобию божеств буддизма. Суммарная площадь произведений живописи достигает две тысячи квадратных метров.


Статуи Будды в храме Дамбулла

Все пещеры-храмы отличаются друг от друга, тая в себе «изюминку»:

  • Девараджалена – тут лежит Будда 15 метров длиной, у ног которого восседает Ананда. 4 изваяния Будды соседствуют с индуистским богом Вишну, часовенка которого находится неподалеку.
  • Махараджалена – это крупнейшая пещера всего комплекса. Главная окружена многочисленными скульптурами, одиннадцать из которых – воплощения Будды.
  • Маха-алут-вихара – здесь спит Будда длиной в десять метров. Кроме того, тут же расположились тринадцать Будд, сидящих в падамасане, и сорок два, стоящих на ногах.
  • Паччима-вихара – небольшой храм, в середине которого находится ступа.
  • Девана-алут-вихара – здесь раньше располагался склад, а сейчас – одиннадцать Будд, один Вишну, один Катарагама и божество Девата Бандара.

Дамбулла – буддийская жемчужина прошлого всего острова и обязательное место для посещения, если вы оказались неподалеку от ланкийской столицы.

Лунмынь

В тройку главных китайских храмовых комплексов входит Лунмынь, известный также как Лунмень или Пиньинь. Это название переводится как «Пещеры из камня у ворот дракона».


Монастырь Луньмэнь, Китай

Комплекс находится в Китае, в провинции Хэнань, на десять километров южнее местечка Лоян. В конце 5-го столетия здесь протекала речка Ихе, а ее с обеих сторон окружали известняковые горы Сяньшань и Лунмэньшань. Последняя и дала название храму, который начал строиться в 495 году нашей эры, когда правило семейство Северная Вэй.

Активно возводился храм, когда у власти находилась династия Тан – с 7-го по 9-е столетие. В это время было построено больше половины от общего числа всех статуй. Завершение глобального строительства относят к рубежу 9-го и 10-го веков.

Сегодня храм отнесен в список мирового наследия Юнеско. Но даже сейчас сложно сказать точно, сколько здесь таится уникальных скульптур, фресок, произведений живописи. Несколько сотен пещер, больше 2300 гротов, 43 храма, почти три тысячи надписей и сто тысяч картин на буддийские мотивы – цифры в самом деле поражают.


К главным пещерам относятся:

  • Биньян;
  • Гуян;
  • Фынсянь.

Здесь заключены работы выдающихся мастеров, которые воплощены в барельефах и скульптурах будд, монахов, дакинь. Среди них можно выделить пятнадцатиметровое изваяние Будды Вайрочана. Всю архитектуру хочется охарактеризовать как сочетание четких мелких деталей и мягких очертаний фасадов.


15-ти метровая статуя Будды Вайрочаны в пещерном храме Лунмэнь, Китай

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Будем благодарны, если вы поддержите проект — поделитесь ссылкой на статью с друзьями в соцсетях)

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш блог, и будем искать истину вместе.