Гора мусса ачитара домбай. Мусса ачитара. История развития Домбая

Спуск с Мусы-Ачитары. Домбай. Март 2003

Дело было в Домбае в конце февраля - начале марта. Приходим мы с Саньком на гору, ну всё, думаем, надоели эти укатанные склоны, пойдём на целину. Находим то кафе, куда посоветовали обратится по поводу сопровождающего, чтобы осуществить так называемый фрирайд с гидом. А этот Абрек Хафизович (имя вымышленное) говорит, мол, некогда ему сегодня, кто-то там приезжает, ну и сидит дальше бухает в компании с такими же своими абрек-хафизовичами.

А стоит это удовольствие 100 баксов за группу, в группе – порядка 10 человек. Ну, мы, расстроенные, вышли восвояси. Отпуск кончается, погоды хорошей может и не быть.

Выходит, за нами из кафе парень.

“Поехали, - говорит, - с нами, мы вчера с гидом ходили, а сегодня сами идём группой из 5 человек, присоединяйтесь, рации у нас есть, телефоны тоже”

Ну, мы конечно согласились.

С ратрачником договориться не удалось. Поэтому поднялись на пятой очереди, а дальше пешочком на Мусу-Ачитару. Где-то минут 40 поднимались на вершину.

Там открылись такие виды сумасшедшие, аж дух захватывало: Эльбрус, главный кавказский хребет, Домбай-Ульген, пик Инэ совсем другой сверху, зуб Суфруджу, Белалакая, Сулахат, Семёнов-Баши.

Нафоткались, пошли траверсом по хребту. Ботинки скользят по камням, которых не видно под “пухом” – страшно: справа склон 50-55 градусов, сорвешься – не зацепишься, слева – стенка, тоже крутая.

И вот, последний пупырь перед спуском в Гоначхирское ущелье изображен на этой фотке. После него слева – вниз!

В этом спуске было всё, кроме лавин - мягкий-мягкий “пух”, два естественных трамплина по 2м и 5м, потеря девушкой сноуборда, терпимый лесок с деревьями, лежащими поперек склона, жесткий бэккантри с камнями и трамплинами и, конечно, перекус с коньяком – настоящий фрирайд.

Сначала долго ехали по целине, потому что сноубордисты долго фотографировали каждого, приходилось всех ждать. Прыгнули с 2-метрового трамплина – кайф! Потом девушка Лена уехала вперед и остановилась, чтобы подождать остальных. Я подкатываю к ней, а она стоит, доску отстегнула от ног (жалко ски-стопов нет у досок). Доска, значит, медленно, как бы прощаясь, скользит вниз. Я как заору (именно так): “Доска!.. доска уходит!” Но все тщетно: за ней был сразу перегиб, остался только след, еле приметный.

Потом один из бордеров решил прыгнуть с 5-метрового трамплина. Разогнался мало и в последний момент, в самый момент отрыва, раздумал. Крутануло его неслабо. Пару раз перевернулся и упал на голову. Но за счет вращения сохранил себе шею. Встал, как ни в чем не бывало и поехал дальше.

Денис, наш лидер, поехал по следам уехавшего сноуборда, через несколько перегибов нашел-таки его (тот застрял в кустах). Там уже начинался лесок. Вот радости было у нас всех: не надо девушку доставлять вниз непонятными способами. Она со своим парнем сели на одну доску и с трудом доползли-доскользили до места застревания сноуборда.

Лесок с большими и маленькими буграми прошли быстро и весело, обгоняя и подрезая друг друга. После чего устроили обед на солнышке, который состоял из сникерсов, орехов, сухофруктов (курага, чернослив, изюм) и коньяка.

Потом пошёл жесткий backcountry. Через бревна да по камням, очень круто (в прямом смысле) и узко, да ещё деревья кругом – не разгонишься, да и без разгона хватало экстрима.

Лыжи и борды постарели, наверное, на год, если не больше, но зато такое несравнимое удовольствие не получишь нигде, кроме как на фрирайде. Это вам не то, что “смотреть как сохнет краска” или кататься по укатанным трассам.

Спустились все мокрые от напряжения и удовольствия!

Потом выбрались на дорогу, кое-где протаенную до асфальта. Бордеры пошли пешком, а мы, лыжники, поехали коньковым ходом по дороге. Под уклон вообще просто толкались палками. Добрались до главной дороги, ведущей в Домбай, поголосовали, остановили “УАЗик”, за полтинник и доехали до посёлка.

Солнце уже садилось.

Гора Мусса-Ачитара, уровень 3008 м. — на верхней станции Канатки Домбай-2

О месте установки этой камеры в п. Домбай:

Лучшей зоной катания считается обширный юго-западный склон хребта Мусса- Ачитара (высота 3012 м). Горнолыжные трассы начинаются с высоты 3000 м, общая протяженность 20 км и они обрабатываются ратраками. Есть горнолыжные трассы под любой уровень подготовки и помощь опытных инструкторов. В Домбае есть и «необъезженные» горные участки для экстремалов, и спокойные зоны катания для новичков и среднего уровня подготовки.

Слово «домбай» означает по-карачаевски «зубр», когда-то в домбайских лесах бродили целые стада могучих великанов. Домбай — горная территория в Карачаево-Черкессии в бассейне реки Кубани на Северном Кавказе. Отсюда по прямой 65 км до вершины Эльбруса и 60 км до побережья Черного моря. Южная граница Домбая — Главный Кавказский хребет. Высшая точка — вершина Домбай-Ульген, высотой 4040 метров. Соединение 3-х главных ущелий Домбая — Алибека, Аманауза и Домбай-Ульгена — образует естественный центр территории — живописную Домбайскую поляну, лежащую на высоте 1600 метров над уровнем моря.

Еще в глубокой древности (1 тыс. лет до нашей эры) здесь проходил горный рубеж между владениями скифосарматов на севере и колхов на юге. Позже (4-8 век н.э.) южные склоны гор заняли абхазы, а в горных ущельях Кубани появились аланы. По крупному ущелью Гоночхир, через Клухорский перевал проходил древний торговый путь, по которому шли караваны римских, генуэзских и византийских купцов. Татаро-монгольское нашествие принесло гибель Аланскому государству, оттеснило в горы многие из племен. В горных ущельях Кубани и Теберды, на основе поредевшего аланского населения и пришедших сюда тюркоязычных кипчаков, возникла карачаевская народность, сохранившаяся и до наших дней, как коренное население этих мест.

Домбай — один из современных центров отдыха и спорта, альпинистская, горнолыжная и туристская Мекка Большого Кавказа. В настоящее время на Домбайской поляне работает целый туристский комплекс из 12 гостиниц. Важным его звеном являются канатные дороги. Действует 6 очередей канатно-кресельных дорог (правда 6 очередь это пока строящаяся канатка, которая была открыта 16.12.06 только в демонстрационном режиме), маятниково-канатная дорога, сеть бугильно-буксировачных дорог (длиной 200 — 600 метров). Спуск с вершины хребта Мусса-Ачитара можно осуществить по десятку вариантов трасс различной степени крутизны, сложности и скорости, что позволяет удовлетворить вкусы и опытных и начинающих горнолыжников. С Домбайской поляны берут начало многие пешеходные маршруты.

Мусса-Ачитара - самая посещаемая гора над поселком Домбай. К ее вершины из поселка проведена канатная дорога - кресельная и кабинки. Зимой - это место катания для лыжников и сноубордистов.

Гора Мусса-Ачитара (Домбай) - канатная дорога, высота вершины

Высота Мусса-Ачитара 3012 метров. На русский ее название переводится как «плач Муссы». Об этом даже сложена легенда:

Однажды Мусса украл большое стадо и без труда загнал его по пологим склонам горы на самую вершину. Радость наживы уже овладела им, но вдруг он увидел, что с другой стороны гора скалистая и не имеет спуска, и тогда Мусса упал на землю и заплакал.

Мусса-Ачитара — канатная дорога

Главная причина, почему вершину активно посещают — канатная дорога, позволяющая за 20 минут подняться с 1577 метров (высота нижней станции в поселке) до 3012 (верхняя станция). Отсюда можно на 4-х местной кресельной канатной дороге подняться почти на вершину.


Канатная дорога из поселка поднимается до самой вершины Мусса-Ачитара . В ясную погоду с неё виден даже Эльбрус. А по мере подъема открывается живописная панорама Домбайской поляны - Домбай-Ульген, пик Инэ, зуб Софруджу, Белалакая, Семенов-Баши и другие вершины Главного и других хребтов. Отсюда открываются виды на ледники, особенно на Джугутурлючатский и Алибекский.
С 3 и 4 очередей хорошо любоваться видами водопада Джугутурлючат, берущего начало из одноименного ледника.


С высоты 3012 метров можно увидеть вид на противоположную сторону хребта — долину реки Гоначхир и пики, закрывающие Архыз.

Зимой на склонах Мусса-Ачитара открываются десятки горнолыжных трасс. Здесь работают почти все веб камеры Домбая .
Есть на Мусса-Ачитара и другие достопримечательности:
Надпись «Я люблю Домбай» на фоне Главного кавказского хребта.
Гостиница «Тарелка». Появилась на склоне в 1979 году как пробный образец. Работает только в зимний сезон. С 2017 года Тарелку подняли на высоту 2500 из-за прокладки новой линии канатной дороги.
Многочисленные кафе и точки по продаже сувениров.

Трудно себе представить экскурсию на Домбай без подъема на склон горы Мусса-Ачитара по канатной дороге. С высоты птичьего полёта осмотреть всё великолепие, которое будет окружать вас на протяжении вашего отдыха.


Вид на гору Мусса-Ачитара с четвертой очереди канатной дороги

География

Высота — 3012 м. (Контур по изогипсе 2700 м.)

Южная часть склона отделяется долиной от Большого горного хребта до водораздела. Широкий обзор открывается с «Мусса-Ачитарского» хребта. Видны ледники, раскинувшиеся на Главном хребте, пики вершин, вдалеке виден Эльбрус. Хорошо видна цепь верховий Кубани. Обозреваются Гоначхирская впадина и впадины Теберды.

Происхождение названия

Название горы – Мусса-Ачитара – переводится на русский как «плач Муссы». У коренных жителей Домбая есть легенда о том, что жил когда-то в этих горах вор Мусса. Он воровал скот и переправлял его в другие аулы на продажу.

Однажды Мусса украл огромное стадо, которое хотел перевести на противоположную сторону горы. Но спустя некоторое время вор увидел, что подъем, по которому он гнал скот, резко обрывается вниз. Вперед путь был отрезан, назад он тоже не мог вернуться. Тогда Мусса сел и горько заплакал. История незадачливого вора и дала название вершине.

Канатные дороги


Схема канатных дорог Домбая

На Домбае действует 5 очередей канатно-кресельных дорог, гондольная и шестикресельная канатные дороги, маятниковая канатная дорога и сеть бугельно-буксировочных дорог (длиной 200-600 метров). Основные трассы идут вдоль «Югославки» и 5-й кресельной дороги. Можно спускаться и на уровень ниже, до начала 4-й кресельной. Единого абонемента на все подъемники в Домбае не существует, три основные системы подъемников принадлежат разным хозяевам.

Кресельная канатная дорога

Пять очередей кресельной канатной дороги поднимут вас на высоту 3002 метра над уровнем моря, откуда открывается захватывающая дух панорама заснеженных вершин, сверкающих на солнце ледников, бурных, стремительных рек и звенящих водопадов.


Кресельная канатная дорога

Первая очередь (1636-1751 метров) однокресельной дороги от «Крокуса» до поляны ЛИИ.

Вторая очередь однокресельной дороги на Русскую Поляну в сторону от современной зоны катания. Раньше именно на Русской поляне была зона горнолыжного катания. Но с тех пор как построены 3-я, 4-я и 5-я очереди и появилась новая зона горнолыжного катания, эта канатка не эксплуатируется. Иногда летом ее включают для доставки туристов к Чучхурским водопадам и других экскурсий. Вторая креселка идет в лесу вдоль ущелья Домбай-Ульген вдоль дороги, ведущей мимо Русской поляны серпантином на вершину г. Муса-Ачитара.

Третья очередь (1719-2266 метров) парнокресельной дороги. Третья очередь парнокресельной дороги ведет от Поляны ЛИИ до финиша Маятниковой дороги (2260 м. - уровень гостиницы Пик Ине) - нижняя граница современной зоны горнолыжного катания. Эта канатка круто уходит вверх (в отличие от второй - плавно поднимающейся вправо) и тоже идет большей частью в лесу. Предназначение тоже в основном доставка в зону горнолыжного катания.

Четвертая очередь (2266-2500 метров) парнокресельной дороги - ведет до основного места дислокации горнолыжников и бордеров - поляны под г. Муса на высоте 2500 м., где расположено более десятка кафе, пунктов проката, лыжехранилищ, инструкторы, спасатели и т.д.. Сюда идет широкий выкат с вершины горы. Длина трассы здесь около 1 км. В здании станции 4-й креселки имеется дизель. Цель - прежде всего обеспечить безопасный спуск горнолыжников при отключении электричества, а такие отключения на Домбае бывают, и тогда снимать с кресел клиентов приходится с помощью спасателей и ратрака.

Пятая очередь (2500-3002 метров) парнокресельной канатной дороги уходит с поляны на Мусе и заканчивается на плече Мусы (3000 м). Там же расположено самое высокое на Кавказе кафе «3012 метров». Оттуда открывается прекрасный вид в сторону ущелья Гоначхир, а в хорошую ясную погоду виден Эльбрус. Основная трасса вдоль креселки 2,5 - 3 км. обрабатывается ратраками 1-2 раза в неделю и сразу после снегопада. В ширину здесь примерно по километру в обе стороны. Вне основной трассы катание обычно возможно практически с Нового года, чем снежнее зима тем шире зона. Осенью 2002 года на станцию завезли дизель - резервное обеспечение двигателя станции электричеством. Теперь при массовых отключениях электричества, хватит мощности прокрутить всю канатку и вызволить всех сидящих - штатно и безопасно.

Маятниковая Канатная Дорога (1630-2260 метров)


Маятниковая канатная дорога. Домбай.

Работают два вагона вместимостью до 40 человек каждый, подвешенных на канатную дорогу. Когда один вагон поднимается вверх, второй в это время опускается вниз. Маятниковая канатная дорога позволяет подняться на склон горы Мусса-Ачитара, минуя две очереди канатно-кресельных дорог, на высоту 2266 метров над уровнем моря. Перепад высоты составляет 636 метров, а время в пути - 8 минут. Нижняя станция маятниковой канатной дороги находится в самом центре Домбайской поляны, в 50 метрах от .

Новый комплекс канатных дорог

Новый комплекс канатных дорог возводился в период с 2004 по 2008 года. Он представляет собой современный комплекс от европейского производителя и состоит из 3 очередей:

1-я очередь «Домбай-1» 8-ми местная гондольного типа (1590-2277 м)
Кабины Гондольной дороги комфортабельны, с карманами для лыж, удобными сиденьями и автоматически открываемыми и закрываемыми дверями.


Кабина гондольной дороги. Домбай

2-я очередь «Домбай-2» 6-ти местная кресельная (2277-3008 м)
Протяженность — 2182 м. Перепад высот — 731 м.

3-я очередь «Домбай-3» 4-х местная кресельная (3008-3168 м.)
Протяженность — 661 м. Перепад высот — 160 м.

Гостиница «Тарелка»


Гостиница «Тарелка»

Здесь же вы сможете увидеть одно из самых уникальных строений в поселке Домбай — гостиницу «Тарелка», которую финские архитекторы подарили правительству России в знак дружбы в 1969 году. Эта конструкция, не имеющая аналогов в своем роде, считается памятником архитектуры 20 века, и ее копия хранится в музее в Дюссельдорфе.


Транспортирование гостиницы «Тарелка» на Домбай

В 1968 году финский архитектор Матти Сууронен (Matti Suuronen) прославил своё трудно выговариваемое имя тем, что создал дом в форме «летающего блюдца». Эллиптические окна, струящиеся замысловатыми волнами линии интерьера, круговой обзор и кухня, напоминающая отсек космического корабля.

Между прочим, и дверь в обиталище открывалась наподобие трапа - вываливалась вниз. Автор напрямую обращался к чувствам людей. Внешность и интерьер порождали ассоциации не только с ракетами, вертолётами и дирижаблями, но и с кораблями инопланетян.На фоне многочисленных сообщений о наблюдении НЛО в скором контакте с внеземными цивилизациями тогда многие не сомневались.

Сууронен не стремился объяснить свои фантазии логикой. Удобство и рациональность такого дома, по сравнению с традиционным жилищем - спорны.

Панорама Главного Кавказского хребта

Панорама , которая открывается со склонов Мусса-Ачитара завораживает и восхищает.


Вид на Эльбрус с 5-го уровня

Величественные 4-х тысячники и, конечно, гора Эльбрус «в белой папахе» — это то ради чего стоит подняться на смотровую площадку 6-го уровня канатных дорог.


Панорама главного Кавказского хребта

Из переезжаем в Домбай .


О Домбае в последнее время говорят мало. Немодным он стал. Вот Красная Поляна - другое дело. Тут вам и Путин с официальными и прочими визитами. И федеральные программы с цифрами такими, что альпийским курортам не снились. И «Рэдиссон», и «Газпром», и Сочи-2014, и реклама коттеджей на московских перетяжках… Филиал Рублевки, ни дать ни взять.

Только до Куршевеля с Шамони Красной Поляне все равно пока далеко. Да и сезон горнолыжный в окрестностях Сочи коротковат: в конце марта лыжи уже можно зачехлять. А в Домбае катаются до июня, на высотах таких, что дух захватывает. Если главные трассы Красной Поляны расположены на двух с небольшим тысячах метров, то в Домбае высоту 2266 называют «нижней точкой»: отсюда лишь начинается подъем к основной зоне катания. Общая протяженность горнолыжных трасс - более 20 километров.

В Домбай едут те, кто понимает, и те, чье сердце оставлено в домбайских горах очень давно - в те еще времена, когда «лыжи у печки» стояли в каждом бобинном магнитофоне «Днепр». Но сказать, что Домбай сегодня привлекает, в основном, ностальгирующих людей предпенсионного возраста, было бы большим преувеличением. Скорее, наоборот, это один из самых молодых курортов России по составу отдыхающих. Первая, и главная, тому причина - дешевизна. По среднему уровню цен Домбай значительно выигрывает даже у горнолыжных курортов Болгарии, не говоря об Австрии или Франции. Поэтому с началом сезона сюда тянутся вереницы «студенческих» поездов: молодые и не слишком обеспеченные компании едут в Домбай за романтикой и экстримом. В 2014 году внутренний поток туристов достиг 500 тыс. человек.

Самым влиятельным и главным энтузиастом Домбая был Председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. Многие из инструкторов помнят его визиты в Домбай и благодарно замечают, что если бы не Косыгин, курорта в этом сказочном месте могло бы вообще не быть. Именно он дал мощный толчок к развитию здесь курортной инфраструктуры - в те далекие советские времена, когда туризмом, по большому счету, не занимался никто.

Однажды в Финляндии президент Кекконен пригласил Косыгина на лыжную прогулку. Прознав таким образом о пристрастии «финского друга» к лыжам, Алексей Николаевич решил во что бы то ни стало порадовать его схожей прогулкой во время ответного визита. Но вот беда: курорта, на котором было бы не стыдно принять такого гостя, в Советском Союзе тогда не было. Требовалось срочно его создать, и выбор пал на Домбай, куда раньше ездили в основном альпинисты и немногочисленные туристы-дикари. Так в 60-х годах прошлого века решением партии и правительства в Домбае был объявлен горнолыжно-строительный бум.

Кекконен не раз приезжал в эти места, катался на домбайских склонах и даже прошел, как утверждают старожилы, вместе с Косыгиным по знаменитому всесоюзному туристскому маршруту № 43 - от Домбая через Клухорский перевал к самому Черному морю, в Сухуми.
В благодарность за радушный прием в 1979 г финский президент передал курорту щедрый подарок - знаменитую высокогорную гостиницу-«тарелку», которая стала своеобразной визитной карточкой Домбая.

Гостиница «Тарелка» в горах Домбая расположилась на высоте 2250 м. Отсюда открывается потрясающая панорама в ущелье Алибек, дальше проложены тропы к Алибекскому леднику, перед которым построена хижина-приют.

Схема канатных дорог и горнолыжных трасс Домбая.

Ледник Алибек и ледник Двуязычный.

Гора Домбай-Ульген является самой высокой, величественной и красивой вершиной Западного Кавказа. Высота горы - 4046 м над уровнем моря. Она находится на границе с Абхазией.
Однако ее могучий массив включает в себя три вершины: Главную (4049 метра), Западную (4036 метра) и Восточную (3950 метра).

Полет на пароплане над горными вершинами Домбая

Гора Зуб Суфуруджу (3630 м.)


Гора Белалакая. Белалакая считается визитной карточкой Домбая. Эту горную прелестницу можно увидеть с очень многих точек домбайских окрестностей.

Гора Суфруджу. Вершина горы Суфруджу имеет высоту - 3781метр.

Горный массив Джугутурлучат является частью Большого Кавказского хребта и тянется на 3921 метр вверх к облакам. Гору населяют стада туров, и поэтому карачаевцы назвали ее Джугутурлучат, или пастбище туров.

Ледники Домбая.

Гора Белалакая (3851 м.). Вид с горы Мусса-Ачитара.

Гора Суфруджу и Зуб Суфруджу (3600 м.)

Хребет Мусса-Ачитара. Он расположен обособленно, параллельно Главному Кавказскому хребту. (3012 м.) Отсюда открывается прекрасная панорама Главного

Кавказского хребта, виден Эльбрус.



Вид на Эльбрус с хребта Мусса-Ачитара. Отсюда по прямой 65 км до Эльбруса и 65 км до Чёрного моря.

Вид с горы Мусса-Ачитара на гору Белалакая (3851 м.) и на ледники ущелья Аманауз.

Гора Аксаут (3910 м.). Горный массив Аксаут представляет собой гряду, протянувшуюся с юго-востока на северо-запад с центральным хребтом, который
смотрит на северо-восток.

Наилучшим местом катания считаются юго-западные склоны горы Мусса-Ачитара. Эта зона катания Домбая находится на высоте 1630-3168 м. В верхней части склона трасса ровная,
спокойная без крутых перепадов. Такая трасса идеально подходит для тех, кто неуверенно еще чувствует себя на лыжах.

В нижней части горнолыжного склона трасса более крутая, с наличием бугров. Здесь находятся так называемые "красные", местами даже "черные" участки для катания,
привносящие определенную остроту ощущений горнолыжникам.