Симонопетра, монастырь, святая гора, афон. Симонопетра, монастырь, святая гора, афон Храм симона петра на афоне виртуальный режим

Симонопетра Афон

Игумен: архим. Эмилиан.

Тел. (30-377) 23254.

Факс (30-377) 23722.

Монастырь Симонопетра на Афоне (греч. Μονή Σιμωνόπετρα — Монастырь «Симонов камень»)

Семиэтажный монастырь Симонопетр без преувеличения является чудом . Находится он в юго-западной части полуострова и был построен в XIV веке на вершине отвесной скалы высотой 230 метров. Освящен в честь Рождества Христова.

Предание

Согласно преданию решение о строительстве монастыря принял отшельник Симон, увидевший в Рождественскую ночь из своего жилища светящуюся точку на вершине скалы. В начале монастырь был назван «Новым Вифлеемом», затем получил имя своего основателя и скалы, на которой построен — Симонопетр («петра» — камень). Был основан монастырь при содействии и пособиях Иоанна Углеша, деспота сербского, признательного св. Симону за исцеление его дочеи. Устроение монастыря этого дивно даже для Афон а ; только чудесные знамения могли побудить отшельника и мастеров, долго не решавшихся, воздвигнуть громадное здание на таком отвесном камне, над пропастью.

История первых двух столетий существования монастыря практически неизвестна. Пожары уничтожили все свидетельства.

В 1581 году монастырь Симонопетр был покинут на некоторое время монахами, которые переселились в соседний монастырь Ксенофонта. В XVII веке обитель имела идиоритмическое устройство, а с 1801 года — киновиальное.

(Рисунок Григоровича-Барского)

В 1363 г. монастырь был полностью перестроен благодаря щедрому пожертвованию сербского государя Иоанна, почитаемого в связи с этим в качестве второго основателя монастыря. Он держит 13-е место.

В 1570 г. в результате пожара исчезли бесценные документы, в частности и о византийском периоде его жизни.

В 1622 г. случился другой пожар, повредивший собрание монастырских летописей. Симонопетр, бывший по уставу общежитийным, становится в XVII столетии своекоштным. Хотя он и никогда не разорялся пиратами, невыносимые налоги турок привели к тому, что монахи оставили обитель.

Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Ивер в 1744 году. Странник так описал увиденное:

Обитель оказалась полностью заброшенной в 1821 году, во время борьбы Греции за независимость, как и многие другие монастыри, и большинство монахов покинули эти места.

В 1891 году монастырь в очередной раз пострадал от пожара. Огонь охватил все помещения монастыря, и насельники чудом смогли спастись. Уничтоженными оказались все реликвии и библиотека монастыря. Реставрация Симонопетра стала возможной благодаря поддержке со стороны русских верующих, оказавших монастырю щедрую помощь, собрав пожертвования в России.

Героическими усилиями иеромонаха Иоасафа Митиленского Асимопетра (так монастырь назывался в период турецкого гнета) обитель вновь ожила в конце XVIII столетия. XIX в. увидел возведение многоэтажного корпуса на южной стороне монастыря. В 1891 г. другой пожар уничтожил старые постройки и монастырские сокровища.

Соборный храм монастыря Рождества Христа построен после последнего пожара и до сих пор не расписан.

Предание

...Замечая трудное положение старца, некоторые уважаемые Афонские иноки, в том числе и патриарх Серафим, советовали ему перейти в более просторный монастырь Симопетру, который в это время был никем не занят, так как братия покинула его вследствие задолжности. Паисий подал прошение собору Святой Горы, который разрешил ему перейти в Симопетру.

Старец перешел, взяв с собою половину братий. Но он прожил на новом месте только три месяца. Турецкие заимодавцы, узнав, что в монастыре появились монахи, тотчас же пришли требовать свой долг и насильно взяли у старца 700 левов. Испугавшись других заимодавцев, старец поспешил покинуть Симопетру и вернулся в Ильинский скит. ..

Это неверно. Биограф старца схимонах Митрофан прямо пишет, что в Симонопетре " были немногим числом греческие братия", которые таким образом "надули" Паисия, он заплатил за греков часть долга и вынужден был уйти по хорошему... Впрочем, на Востоке такое отношение считается доблестью... - www.сайт

Обитель располагает, кроме собора, пятнадцатью храмами и часовнями, а также кельями и кафисмами. Многие из них пострадали от другого большого пожара, случившегося в августе 1990 года.

В настоящем столетии Симонопетр испытал период восстановления и расцвета, особенно после освобождения Святой Горы от турок и под просвещенным руководством настоятелей Неофита, Иоанникия и Иеронима Однако в 50-х годах, а также в 1963 г., когда Афон праздновал свое тысячелетие, перспективы у монастыря были довольно мрачными. Тем не менее в 70-е годы наступило время постепенного возрождения и оживления монашеской жизни...

А точнее: Братство из монастырей Метеор, спасаясь от многочисленных паломников, заселило обитель и вдохнуло в нее новую жизнь, принеся с собой свои старые традиции, поэтому на Афоне многое из этих традиций не принимается - www.сайт.

Когда-то монастырь имел большое количество подворий с фермами на плодородных землях. Самое старое из них - Петриотико в Ситонии. Сегодня подворья монастыря находятся в Фессалониках, Афинах, Халкидики, во Франции и в Румынии.

Среди многочисленных святынь монастыря особо выделяют:
. Десница Марии Магдалины, сохраняющаяся нетленной и теплой уже 2000 лет-- www.сайт.
. Часть Животворящего Креста Господня
. Часть мощей прмч. Евдокии
. Часть мощей вмч. Варвары

Подробнее:

Кроме части Животворящего Древа Креста Господня, находятся здесь мощи следующих святых: часть левой руки св. Марии Магдалины; часть руки преподобномуч. Евдокии; часть от руки св. великомуч. Варвары; стопа св. муч. Кирика; глава св. Павла исповедника; глава св. муч. Сергия; глава св. Модеста, патриарха Иерусалимского; части св. великомуч. пантелеимона, св. Иоанна Предтечи; св. муч. Параскевы; св. Харалампия; св. Симеона Столпника;св. безсребренников Космы и Дамиана; кровь св. Димитрия Солунского; часть мощей св. Феодоры Александрийской.

Кроме соборного храма здесь параклисы:

1) Успения Пресвятой Богородицы;

2) свв. Архангелов;

3) св. Георгия Победоносца;

4) Святителя Николая Чудотворца;

5) св. Марии Магдалины;

6) св. Харалампия;

7) св. Ап. Иоанна Богослова;

8) св. великомуч. Димитрия;

9) св. муч. Мины;

10) препод. Симона.

Вне обители 5 церквей.

Симонопетра - Филофей (тропы)


Симонопетра - 240

Синяя тропа Симонопетра - Филофей. Это древнейшая тропа Афона, ведущая по красивейшему ущелью с водопадами и скалами.


Главный ориентир на хребте 243 - рукотворное озеро.

Паломничества

26 Июля 10 Антон Жоголев

Благословенный Афон (часть 1)

Город Ангелов

Можно много книг прочесть про Афон. Но когда ступаешь на эту святую землю, вдруг понимаешь, что все тут по-другому. То же - и не то. Как будто раньше слышал лишь пересказ небесного видения на нашем обыденном, земном языке. И вот наконец увидел - ВООЧИЮ. И «переводчики» уже не нужны...

Я не собирался ехать на Святую Гору Афон (разве можно «собираться» в Сад Богородицы!?), но когда приглашение поступило - счел его как от Самой Пречистой Девы. Да ведь и пропуск на эту заповедную территорию дается греческими чиновниками чуть ли не от Имени Царицы Небесной. На документе-пропуске есть Ее изображение. И без Ее благословения ничья нога не ступит на эту святую землю... В декабре 2001 г. во время официального визита в Грецию президент России Владимир Путин собирался посетить Афон. Из Салоников его должны были утром везти на Святую Гору на вертолете. Но... неожиданно поднялась буря, и этот южный край оказался весь завален снегом. Летчики из-за таких погодных условий отказались приземляться на полуострове. Монахи до сих пор вспоминают об этом несостоявшемся визите с изумлением. Один грек мне еще в Салониках сказал: «Путин верующий человек, он все понял, он исправится. Думаю, он еще к нам сюда приедет».
Чем ближе к поездке - тем сильнее волнуешься: а благословит ли Матерь Божия ТВОЙ приезд на Афон? «Готовься к морскому путешествию», - было сказано мне во сне. Стало ясно - поеду!.. И вот морское путешествие началось. Из порта Уранополя (ближней «мирской» точки к Афону) наш паром вышел в афонский порт Дафни. С борта уже видны причудливые Афонские узоры: горы, горы, и наконец - Гора!.. Вид ее - величественный и прекрасный - не оставляет сомнения: это Гора Святая.
Первым делом прямо на причале кладу поклоны: зарок Царице Небесной. Потом уже оглядываюсь по сторонам. Несколько монахов (один из них - негр!) сидят на пристани. Кто-то стоит возле автомобилей. Кто-то встречает паром, кто-то пьет кофе. Буднично и просто. Неужели я - здесь?! Нас - меня и президента Корпорации «Федоров», издающей учебники для средних школ, Сергея Федорова - встречают. С этой минуты полностью предаю всю ситуацию в волю Царицы Небесной. Теперь будь - что будет! Мы - на Твоей земле!..

Монах - это уже не обычный земной человек, это Ангельский чин. Иное совсем измерение. И когда эти «земные ангелы и небесные человеки» вдруг объединяются в монастырь, или даже в монастыри, как это произошло на Афоне, то получается нечто совсем удивительное: целый город Ангелов. Или даже страна. Вот ангелы сидят на пристани. Или идут удить рыбу. Чинят автомобиль. Вот несколько из них выполняют различные послушания. Но все же главное, основное, - это когда ангелы славословят Богу. Молятся в Храме. Этому здесь подчинено все. Ради этого и существует Афон - Удел Божией Матери. И когда хотя бы несколько дней живешь рядом с ними, принявшими на себя вместе со строгими обетами служение равноангельное, монашеское, - невольно ловишь себя на том, что как будто бы в Горний мир заглянул. Подглядел в щелочку до времени закрытые для нас тайны Царствия Небесного. Вообще-то ангелы не любят, когда на них смотрят обычные земные люди. И потому предпочитают прятаться в пустыни, в горы - подальше от любопытных глаз. Но здесь целая страна стала монастырем, и они тут не скрывают своего неземного величия.

Но все же Афон - на земле. И этой землей кто-то правит. Но кому бы формально ни принадлежал полуостров Афон - иноверной ли Турции, Православной ли Греции, язычникам-фашистам из Третьего рейха, или же, как теперь, апокалиптическому сверхгосударству Евросоюз, - Афон всегда лишь «как бы» принадлежал им. На самом же деле всегда принадлежал и продолжает принадлежать лишь Самой Богоматери. Даже турки признавали это и старались без особой нужды не трогать это странное свое владение. Лишь иногда «отмечались» здесь каким-нибудь кровавым варварством, увенчивавшим эту землю новыми мученическими венцами. Даже Адольф Гитлер решил не связываться с Православными монахами - попросту закрыл глаза на Афон и... утвердил все прошения афонитов. Греция предоставила Святой Горе автономию, признав законной власть протата - представительства двадцати монастырей. И только интриговала за то, чтобы было на этой земле поменьше негреческих подданных, Православных славян. Но Богородице было угодно, чтобы в Ее уделе славили Бога, словно на небесах, представители всех (или хотя бы большинства) Православных народов. И до сих пор помимо греческих остаются здесь русский, сербский, болгарский монастыри. Не редкость тут - румынская и грузинская речь, украинская мова...
В Греции во время правления Черных Полковников зрело решение превратить Афон в курортную зону, большой отель «с экзотикой» для заморских туристов. Монахи от отчаяния решили просить заступничества у... тогда еще могучего СССР! Передали свое письмо-крик в Московскую Патриархию, а оттуда, через аппарат Уполномоченного по делам религии, - в ЦК КПСС и Политбюро. Там были возмущены планами Черных Полковников и по дипломатическим каналам, с привлечением бурных протестов общественности Югославии, Болгарии и Румынии, вынудили Черных Полковников изменить свои планы относительно Святой Горы. Ситуация эта примечательна еще и тем, что даже в самые «застойные» времена Россия, пусть даже и под властью КПСС, все же на каком-то ином, более высоком уровне (нежели политический) оставалась «удерживающей» - Домом Богородицы. И потому наша страна заступилась за Афон. Но вот сейчас, в новые времена, формальным хозяином полуострова стал Евросоюз. Подчеркнуто-атеистический, если не сказать богоборческий, он в свою Конституцию не включил даже краткого упоминания о Христианстве. И вдруг такая духовная жемчужина оказывается в его владениях. Но, думаю, Царица Небесная защитит и от новых владык эту землю. Хотя сейчас будет это сделать труднее, чем при османском иге и при Черных Полковниках. Ведь новые варвары гораздо опаснее прежних. И от них не откупишься, как от султана.

Послушник Филипп, родом из Брянска, везет нас в келью Святого Модеста. Там нам предстоит провести первую ночь на Святой Горе.

Монастырь Симона Петра

вырастает из высокой скалы, словно дивный осколок какого-то давно забытого сна, виденного еще в детстве... Бог ссудил мне именно тут прикоснуться к первым Афонским святыням. Неподалеку от монастыря - пещера Святого Симона. Отсюда и узрел он в видении в Рождественскую ночь дивный свет Вифлеемской звезды на этой некогда дикой и необжитой скале. И слышал повеление Божией Матери - строить именно здесь обитель...

Без повеления Свыше невозможно взяться за столь дерзновенный замысел. Это не под силу человеческому разуму - и только сверхъестественное вмешательство может придать силы. Что рядом с этим чудом древние сады Семирамиды и прочие шесть чудес света?.. Да даже и Египетские пирамиды - вряд ли удивительнее этого монастыря-скалы... Предание повествует, что рабочие испугались дерзновенного замысла преподобного Симона и отказывались начинать работу, боясь упасть с головокружительной высоты. Во время трапезы один рабочий нес на подносе стакан с вином, споткнулся и упал вниз со скалы. Все, кроме Преподобного Симона, были убеждены в его гибели. Но упавший с крутизны в пропасть оказался жив, и даже стакан не разбился о камни и вино в нем не расплескалось. «Так и у вас даже волос не упадет с головы», - заверил их святой. Тогда только люди взялись за работу...

Монастырь в самом названии несет воспоминание об этих событиях конца XIII века: имя его основателя - преподобного Симона - и слово «Петр» (камень). ведь монастрь был основан не только на скале, но и на камени веры...

Сверху, с террасы, которая висит над самой пропастью, наблюдаем за тем, как монахи нагружают (словно и двести, и триста лет назад) мулов для подъема с грузами по горной тропе. В монастыре, нам сказали, есть один русский иеромонах, отец Василий. Но пока его встретить не удалось, общаемся на языке всем понятном. «Мария Магдалина!» - уверенно говорю я и при этом целую свою ладонь. Нас сразу поняли: хотим приложиться к монастырским святыням. Но сначала - служба в храме на греческом языке, с ее безконечными «Кири-е-лей-сон», древним многоголосием, красивым восточным распевом. А когда выносят святыни, как раз - словно в сказке - появляется отец Василий. И переводит нам то, что говорит настоятель. Вот рука Марии Магдалины, - та самая, которая тянулась к Воскресшему Господу (Ин. 20; 16, 17), которая держала вдруг покрасневшее яйцо на приеме у Тиберия Кесаря... Вот частица мощей святой праведной Анны (у меня сердце замирает от радости: об этом не мог и мечтать - ведь моя дочь названа в честь этой святой!..), частицы мощей Святителя Нектария, святых Варвары и Екатерины...

Отец Василий принял священнический сан в Киево-Печерской Лавре. На Афоне он с 1994 года. Не знаю, что привело его в греческий монастырь. Наверное, «крутизна духа», которая возгревается в этом святом месте, где монастырь буквально трется об облака. Это первый русский монах, встретившийся нам на Афоне. И потому расспросам нашим нет конца. Кто сейчас старчествует на Святой Горе? («Подлинные старцы не бьют себя в грудь, - смиренно отвечает отец Василий. - Но здесь неподалеку, в скиту святой Анны, подвизается греческий духовник Папаянис. Его многие считают старцем. Я видел его - такой неожиданный батюшка...»). Встречался ли ему кто-то из таинственных двенадцати афонских пустынников? («Нет, не встречался, да разве я достоин? Но они несомненно есть - раз с ними говорил и о них рассказывал старец Паисий Афонский»). Даже об отношении к проблеме ИНН («У нас на Афоне такой вопрос сейчас не стоит - но в России и на Украине эту тяжелую проблему скорее нужно решать»). Глаза у монаха чистые, как слеза ребенка, лицо - светлое, даже светоносное. Таким вот оказался первый наш афонит-собеседник. В Городе Ангелов выделил место ему Господь возле самой вершины...

Келья Святого Модеста

сейчас для всего русского Афона своего рода притча во языцех. Когда-то на этом месте, в четырех километрах от монастыря Симона Петра, была келья монаха-пустынника. Монах умер, келья сгорела. Казалось, уже никогда на этом месте не будет ни одной живой души. Но русский иеромонах отец Авраамий (Орлов) недавно решил крепко обосноваться в этих местах. Формально келья эта (по размаху сейчас здесь уже полноценный скит) относится к греческому монастырю Симона Петра. Но живут и молятся здесь в основном русские иноки. Сам отец Авраамий родом из Чебоксар. На Афоне давно, с 1987 года. Наверное, и он мог бы оставаться не последним монахом в Русском Пантелеимоновом монастыре. Но - деловая жилка и, наверное, воля Божия - толкнули его на это новое предприятие. Сейчас эта келья известна далеко за пределами Святой Горы за счет того, что здесь принимают vip-паломников из России. Только за последние годы здесь побывали генеральный прокурор Юрий Чайка, вице-премьер правительства Александр Жуков, художник Шилов, певец Александр Малинин и многие другие. «Юморист Петросян к нам все хочет приехать, да жена не пускает», - то ли в порядке шутки, то ли серьезно говорит мне один из послушников. Если бы не эта келья, то - делать нечего - все эти известные паломники волей-неволей оказались бы в Пантелеимоновом монастыре. Сейчас же у них появился выбор. И многие останавливают его на этой келье. Почему? Монастырь - это большое хозяйство, со своими жесткими законами, централизацией, с некоторым охранительным безразличием к вновь прибывшим. С минимумом бытовых удобств и одноразовым питанием в постные дни, да еще по понедельникам (такой вот строгий Афонский устав). Но даже не это главное. Келья может предоставить (за немалую, впрочем, плату) такую диковинную на Афоне услугу, как автомобиль. Ходить со спальником и рюкзаком по гористым тропам афонским генеральный прокурор вряд ли станет. А в монастыре ему скорее всего не выделят автомобиль. Да и времени у vip-паломников обычно в обрез. А за два-три дня разве обойдешь на своих двоих хотя бы главные афонские святыни?!
Но вместо благодарности отцу Авраамию за то, что избавляет монастырь от хлопотных высоких гостей, там его недолюбливают. Считают, что он (ну, как бы помягче?) берет чужое. И люди вместо того, чтобы со всей монастырской братией впитывать аромат НАСТОЯЩЕЙ монастырской жизни, развлекаются поездками по святым местам на комфортабельном джипе... Не знаю, каким будет решение Вселенского Патриарха - а вопрос этот скорее всего будет рассматриваться на самом высоком уровне, так как в Стамбул, говорят, уже полетела жалоба на чуть ли не «мятежную» келью, - но, думаю, не без воли Божией возродилась келья Святого Модеста. Сам Святой Модест, Патриарх Иерусалимский, в первые века Христианства многое сделал для того, чтобы мусульмане вернули захваченную святыню - Крест Господень. Хотя бы поэтому хорошо, что в богатой топонимике Афона вновь воссияло и это святое имя. И на карте русского Афона появилась еще одна «точка». Да ведь и паломники бывают разные. И почему бы по-разному их не принимать? Да, это для Афона в диковинку. Но и сигареты, и колбаса (для приезжих) в магазинчиках в Карее еще три года назад были для этих мест дерзостью, чем-то невозможным, но не то сейчас... А ведь и у тех людей, кто может заплатить за джип (триста евро в день - сумма баснословная!), есть своя правда...

Нам паломники только в тягость, отвлекают от монашеской жизни, - сетует в разговоре со мной отец Авраамий. - Но без этого нашу келью не восстановишь... Да и людям этим кто-то же должен оказывать духовную помощь. И без частых поездок в Россию - тоже нам пока не обойтись. В основном деньги идут оттуда.

Спрашиваю: как ведут себя известные люди на Афоне? Благоговейно ли? - Да, очень благоговейно, отвечает он. Афон всех смиряет.

В эти первые часы на Афоне в келье Святого Модеста я познакомился с монахом Симеоном с Карули - самой вершины Афонской, где полное уединение и полное же отсутствие бытовых удобств. Только ты - и Небо.

Как там подвизаетесь, - полюбопытствовал я.
- Не подвизаюсь, а просто живу, - говорит монах. Ввполне Афонский ответ, ведь здесь не любят духовную экзотику, восторги, «чудеса»...
- Только вот зилоты меня донимают. В основном, русские. Со спорами лезут, - добавил он. «Зилоты» - братия взбунтовавшегося монастыря Есфигмен на Афоне, отделившаяся от Вселенского Патриархата из-за его перехода на новый календарный стиль. - Но теперь, вроде бы, все мы отспорили уже. Больше молчим. У каждого своя правда.

На следующий день отец Симеон ушел на Карули. А мы уехали из этой необычной кельи.

Монастырь Симонопетра (камень Симона) стоит на высоте 330 метров над уровнем моря. Монастырь основан около 1257 года преподобным Симоном, который назвал его «Новым Вифлеемом».

Строительство монастыря давалось тяжело, ведь работы велись на краю отвесной скалы. Как-то раз преподобный Симон попросил своего келейника Исаию отнести трудящимся вина. По пути Исаия оступился и сорвался со скалы. Преподобный Симеон, скорбя, попросил братию спуститься за телом келейника. Но Исаия остался цел и невредим, даже вино из кувшина, который он нес, не пролилось. Это чудо вдохновило всех, и работа заспорилась. А место это с тех пор назвали «Симонопетра» в память о твёрдой вере его основателя. Мысль назвать монастырь в честь Рождества Христова пришла к нему, когда на этом месте несколько раз появлялась яркая звезда, давшая знак преподобному начать здесь строительство обители.
Был слчай, когда монастырь посетила своей милостью Пресвятая Богородица. У иноков закончился масло. И вот после всенощной праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы сосуды с маслом чудесным образом наполнились.

В 1363 году монастырь получил щедрое пожертвование от сербского государя Иоанна Углиеса, почитаемого в связи с этим в качестве второго основателя монастыря. Его дочь получила исцеление по молитвам преподобного Симона, а он сам впоследствии принял постгиг и монашествовал в Симонопетре.

В 1570 году в результате пожара исчезли бесценные документы, связанные с историей обители. Поэтому многие факты навсегда сокрыты от нас.

В 1622 году снова случился пожар, повредивший собрание монастырских летописей. Хотя монастырь никогда не подвергался разорению от пиратов, тяжелейшие турецкие налоги привели к тому, что монахи оставили обитель.

Известный церковный деятель Иоасаф Митиленский собирал для монастыря деньги. Он же подарил обители частицу левой руки Марии Магдалины.

Здесь также хранятся: фрагмент Животворящего Креста Господня, частицы мощей святого Иоанна Крестителя, святого Великомученика Пантелеимона, великомученицы Параскевы, великомученицы Варвары , мученицы Евдокии, глава святого Павла исповедника, глава патриарха Иерусалимского Модеста, частицы мощей пророка Наума, преподобного дионисия Закинфского, мученика Сергия и других святых.
Монастырь имеет 4 храма на своей территории и 8 за его пределами.

Монастырская братия насчитывает 50 монахов.

Семиэтажный монастырь является чудом афонской архитектуры, находится он в юго-западной части полуострова и расположен на вершине отвесной скалы высотой 230 метров. Ограниченная площадь скалы заставила выводить постройку в высоту, увеличивая этажность корпусов с террасами и балконами, нависающими над пропастью. Монастырь очень тесен и темен, ибо вся внутренность его собрана под одной кровлей, из середины которой выдвигается вверх купол собора. С моря Симонопетр выглядит неприступным средневековым замком.

С пристани к нему ведет крайне трудная дорога, высеченная зигзагами в отвесных камнях. Скалу с материком Афона соединяет тесная галерея, перекинутая через пропасть, в виде подъемного моста. С этой же, северной стороны открываются внешние монастырские врата под аркой водопровода, через который в обитель течет горная струя. Почти вся окрестность Симонопетра пустынна и камениста. До ближайшего монастыря Григориат час ходу, до Карей – пять часов.

Симонопетр означает «камень Симона». Скалу для будущего монастыря указал по откровению отшельник Симон, святогорский святой, прозванный мироточивым за то, что по смерти мощи его источали миро. Неизвестно, откуда он был родом и как пришел на Святую Гору. Здесь после долгих поисков Симон нашел любвеобильного старца, у которого некоторое время жил в послушании. Достигнув меры сподвижника того старца, преподобный оставил его и, желая совершенного безмолвия, поселился в уединенной пещере, из которой видна была скала, где будет воздвигнут будущий монастырь.

Много лет провел Симон в пещере, ведя непрерывную духовную брань с врагом своего спасения, который являлся ему в образе страшного дракона. От чрезвычайных скорбей и лишений отшельник, бывало, изнемогал, но дивный голос укреплял его: «Мужайся и крепись, послушный и верный раб Сына Моего!» Узнав о строгой жизни Симона и его особом даре рассудительности, многие из святогорцев стали ходить к нему, получая великую пользу для души. Слава о преподобном пронеслась по всей Македонии и Фессалии, ибо многим было ведомо о его даре прозорливости и предведения. Тяготясь своим положением, Симон захотел уйти в более уединенное место. Но однажды пред Рождеством Христовым во время молитвы отшельника пещера наполнилась благоуханием и был голос свыше: «Симон! Не удаляйся отсюда, Я положила прославить это место, ты будешь для него светом, и имя твое будет славно». Несколько ночей подряд снаружи пещеры Симон видел, как с неба спускалась звезда и стояла над скалой. А в ночь Рождества Христова снова услышал он божественный голос: «Симон! Ты должен здесь основать иноческое общежитие. Оставь твое сомнение, Я Сама буду тебе помощница, а иначе за твое неверие будешь наказан». Через несколько дней пришли к нему в пещеру три брата, богатых мирянина, упрашивая принять себя в послушание.

Усиленное их моление тронуло преподобного и, после надлежащего искуса, он облек их в ангельский чин. Братья с любовью предложили ему все свое богатство на устроение киновии. Когда ж е пришедшие на строительство мастера узнали, что строить предстоит на вершине отвесной скалы, то отказались от этой опасной затеи. Тогда преподобный Симон пригласил мастеров на трапезу. Во время еды один из послушников, поднося им вино, поскользнулся и упал со скалы в страшную бездну, держа в одной руке сосуд, а в другой налитый стакан вина.

Пораженные несчастным случаем, мастера строго заметили Симону, что, если бы они решились строить здесь обитель, могло бы быть множество подобных смертных случаев. Святой ничего не ответил им, но втайне помолился Богородице, прося Ее заступления. Не прошло и получаса, как с противоположной стороны вышел упавший послушник, невредимый и даже с неразлившимся стаканом вина. Это чудо положило начало строительству монастыря на «Симоновом камне».

28 декабря 1287 года Симон предал свою святую душу Богу. Спустя семь лет по молитве к преподобному исцелилась бесноватая дочь сербского правителя Иоанна Углеша. В благодарность за такое чудо отец снесся с Протом Святой Горы, прося дозволения устроить обитель прп. Симона с царским великолепием. Все святогорцыс любовью и благодарением приняли это предложение. Сохранившиеся акты свидетельствуют о щедрости царских дарений. Спустя некоторое время в Симонопетре постригся сын Углеша, смиренно исполняя послушание монастырского садовника. Лишь перед кончиной, сделавшись избранным сосудом Божественной благодати, царевич открыл тайну своего происхождения...

История первых двух столетий существования монастыря малоизвестна – пожары уничтожили многие свидетельства. В 1581 году на некоторое время Симонопетр был покинут монахами, которые переселились в монастырь Ксенофонт. В XVII веке обитель прп. Симона имела идиоритмическое устройство, а с 1801 – киновиальное. В 1891 году монастырь в очередной раз сильно пострадал от пожара. Огонь охватил все постройки, и монахи лишь чудом спаслись. Уничтоженными оказались реликвии и библиотека монастыря, византийские росписи соборного храма во имя Рождества Богородицы. Восстановление Симонопетра стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям верующих из России. Вновь отстроенный после пожара соборный храм Рождества Богородицы до сих пор не расписан. Кроме собора на территории монастыря 11 параклисов.

Среди святынь хранится частица Животворящего Древа Креста Господня, часть левой руки равноапостольной Марии Магдалины, части рук мц. Евдокии и вмц. Варвары, частицы мощей многих других святых. В наше время в Симонопетре 60 монахов.

Монастырь Симонопетр назван в честь своего основоположника - прп. Симона. Он подвизался на Святой Горе в XIII веке в недоступном месте в маленькой пещере, которая сохранилась и поныне. После многих лет уединённых монашеских подвигов прп. Симон в одну из рождественских ночей получил указание Господа основать обитель на скале, метрах в двухстах от места его тайных монашеских подвигов. Так началось строительство монастыря в честь Рождества Христова, «Нового Вифлеема», как его называл сам Святой в память о звезде, указавшей ему на место новой обители. Приглашённые преподобным мастера вскоре заявили о прекращении строительства зданий монастыря на столь высокой и отвесной скале. Святой Симон пробовал уговорить их побороть свой страх, но в ответ на его просьбы они лишь ещё больше ожесточались.

Перед отъездом мастеров он решил угостить их, тут-то и случилось удивительное происшествие. Один из послушников по имени Исайа, поднося вино строителям, поскользнулся и упал в бездну. Каково же было изумление мастеров, когда они увидели этого послушника, целого и невредимого, нёсшего поднос с неповреждёнными угощениями в руках! После этого все они согласились на строительство, а некоторые из них, приняв монашеский постриг, пополнили число монастырской братии. Много содействовал постройке монастыря сербский правитель Иоанн Углеш, признательный прп. Симону за исцеление дочери (впоследствии его сын также стал здешним иноком).

Монастырь несколько раз горел и постепенно накопил большие долги. В 1762 году положение обострилось: тяжёлая финансовая ситуация угрожала запустению обители. Тогда в обитель пришёл прп. Паисий Величковский с 35 своими учениками. С трудностями ему справиться не удалось и проблемами Симонопетры занялся Священный Кинот Святой Горы. Для погашения долгов пришлось продать некоторые монастырские подворья. Новым игуменом стал старец Иоасаф с острова Митилини. Ему удалось выкупить удержанную за долги восемнадцать лет назад руку святой Марии Магдалины и вернуть потерянные подворья. В 1801 году обитель вернулась к общежительному уставу.

С 1821 по 1830 год монастырь был занят турецкими войсками и разграблен. После ухода осман жизнь в монастыре возобновилась, проведены были некоторые работы, удалось вернуть долги. Но случилось новое бедствие - пожар 1891 года. Спасти удалось только Святые мощи и незначительную часть построек. В огне погибли бесценные рукописи из монастырской библиотеки, но уцелел архив Симонопетра. В этот момент игумен Неофит находился в России. Узнав о пожаре, он начал сбор необходимых на восстановление средств. Работы были проведены, и братия вернулась в обитель.

14 августа 1990 года пожар уничтожил лес рядом с Симонопетрой и нанёс ущерб девяти кельям, сама обитель чудом осталась нетронутой.

Неподалёку от Симонопетры находится место подвигов преподобного Афанасия - основателя знаменитых метеорских монастырей. Интересно, что нынешняя братия обители пришла в Симонопетру именно из Метеор. Это яркий пример того, как происходит передача традиции в православном мире. Святой Афанасий ушёл с Афона, но когда возникла необходимость, его далёкие преемники помогли возрождению его родного монастыря.

В Симонопетре подвизаются монахи из многих стран мира, много там и иностранных паломников. Здесь принял православие бывший католический монах о. Плакида Дезей, основавший во Франции три православных монастыря: мужской Антония Великого и два женских - Покрова Пресвятой Богородицы и Преображения Господня.

В монастыре хранятся: часть Животворящего Креста Господня, левая рука равноап. Марии Магдалины, стопы мч. Кирика, честные главы свтт. Павла и Сергия, патриархов Константинопольских, свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, часть главы свт. Павла Исповедника и свт. Модеста Иерусалимского, частицы мощей Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, вмч. Пантелеимона, мчч. Кирика, Трифона и Феодора Александрийского, еп. Иакова, в Персии пострадавшего, сщмч. Харалампия, свв. мчч. Космы и Дамиана, вмц. Варвары и прпмц. Евдокии, мц. Параскевы, прор. Наума, прп. Симеона Столпника, левая рука св. Дионисия Закинфского и мощи других святых. А также кровь великомученика и победоносца Георгия.

Древнейшие иконы Симонопетра относятся к XV веку. Это образ Богородицы «Надежда отчаявшихся», а также изображения Успения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.

Строительство сохранившегося с незначительными перестройками соборного храма Рождества Христова началось в 1600 году. На территории Симонопетры четыре параклиса: Георгия Победоносца, Марии Магдалины, св. Харалампия и Архангелов.

Панигиры: Рождество Христово (25 декабря/7 января), Преподобного Симона (28 декабря/10 января) и Марии Магдалины (22 июля).

Утром вы можете продолжить путь на катере. Это возможно в двух случаях: если вам всё-таки удалось переночевать в Симонопетре, либо если вы ночевали в Ксиропотаме. Встать придётся очень рано, чтобы успеть пройти двенадцать с половиной километров и осмотреть достопримечательности Симонопетра, т. к. на пристани надо быть не позднее начала второго пополудни, а на спуск из монастыря уйдёт около часа. Если вы опоздаете на катер, то предстоит добираться до соседнего монастыря по горной тропе, сразу от Симонопетра круто спускающейся вниз, потом поднимающейся на высоту сто метров над уровнем моря и только после этого спускающейся к самому берегу залива.

Вообще имейте в виду, что вся южная оконечность Святой Горы - как западная, от Дафни до скита Карули, так и восточная, от Карули до румынского Предтеченского скита, - чрезвычайно труднопроходима. Так что мы рекомендуем вам передвигаться здесь, когда это возможно, на катере, который курсирует раз в день между Дафни и скитом Кавсокаливия.

Песнопения Литургии
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 6:54 мин. Размер 8.3 Mb)

Псалом 135
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 14:07 мин. Размер 17 Mb)