Пещерное зодчество и скульптурное убранство индийских храмов. Шедевры архитектуры - храм кайласанатха в индии. Лингам. Пещерные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

В каждой стране есть дворцы, ратуши, соборы, поражающие воображение красотой и изяществом форм. Они построены в разных архитектурных стилях. По стилю можно определить век строительства, уровень цивилизации, обычаи народа, населяющего эту страну, его культуру, национальные традиции. Богатая архитектура Индии отражает все многообразие исторических и культурных традиций многотысячной истории древнего государства.

Развитие архитектуры в Индии

Индийская цивилизация зародилась в древние времена. На протяжении нескольких тысячелетий культура Индии переживала различные периоды. С древних времен народы этой уникальной страны выражали в искусстве свои представления о Вселенной. В индийском искусстве архитектура всегда соседствует со скульптурой. Стены храмов покрыты искусно выполненными каменными скульптурами и барельефами. В каждом архитектурном произведении первое место занимает религиозная символика.
В зависимости от религии, господствующей в стране, архитектура древней Индии, переживала три периода:
древнебрахманский, продолжавшийся примерно до 250 года до н. э., и почти не оставивший архитектурных памятников;
буддийский, длившийся следующие 1 тыс. лет и закончившийся примерно в 750 году н. э.;
новобрахманский, продолжавшийся до завоевания Индии мусульманами (начало XIII века).
В древности большинство зданий строилось из дерева, поэтому до наших времен они не сохранились. В начале нашей эры в строительстве стал применяться камень, что оказало влияние на индийскую религиозную архитектуру. Начали появляться пещерные комплексы, храмы, а также ступы – сооружения из камня, в которых хранились священные реликвии.

Древние буддийские храмы

Наиболее впечатляющие пещерные комплексы, сохранившиеся до наших времен, – храмы Аджанты и Карли. Вокруг буддийских храмов часто размещались кельи монахов. В Индии насчитывается не менее тысячи храмовых пещер.


Чайтья в Карли – индийские культовые сооружение, высеченные в скалах. Первые чайтьи появились в III веке до н. э. во время царствования Ашоки Маурьи. Они представляли собой храм для молитв, вырубленный в скальном массиве в виде продолговатого зала. Внутри этого зала располагалось два ряда каменных колонн, в самом конце помещалась ступа или статуя Будды. Позднее, начиная с V века н. э., чайтьи начали строить в виде отдельных зданий, но до нашего времени сохранились только некоторые пещерные сооружения.
Комплекс древних индийских скальных пещер Чайтья в Карли возводился в период от II в. до н. э. до V в. н. э. Karla построена на скалистом склоне холма. В скале вырублено большое подковообразное окно для освещения интерьера пещеры. Внутреннее убранство Чайтьи в Карли немного напоминает базилику. Основная пещера представляет собой огромный зал 45 м в длину и 14 м в высоту, с колоннами, украшенными резными скульптурами женщин, мужчин, львов, слонов, и ступой в дальнем конце зала. В молельном зале сводчатый потолок, вход выполнен в виде арки.
К V в. н. э. относится храм со ступой в Санчи. Индуистская ступа – сооружение, очень интересное в архитектурном плане. С тех времен, когда индусы стали поклоняться Будде, возникла потребность в хранилищах для реликвий. Сначала строились простые холмообразные надгробья, вокруг которых сооружались ограждения. В ограждении с четырех сторон устраивались ворота, ориентированные на стороны света. Мемориальные ступы возводились в честь почитаемых буддистских святых.


Постепенно ступа приобрела вид монументального кирпичного или каменного памятника. Она выполнялась в форме полусферы, как символа перевернутой вверх дном миски Будды, служащей святому для сбора милостыни. Сверху ступу венчал маленький павильон. Драгоценные реликвии помещались в специальную полость, доступ к которой был только сверху. Постепенно простая конструкция усложняется, появляются скульптурные и архитектурные украшения.
Ступа в Санчи – одно из самых древних подобных сооружений. Она относится к III веку до н. э. Ее высота 23,6 м, диаметр у основания 36,6 м. Культовый памятник архитектуры выполнен из кирпича, сверху облицован красным песчаником. Он размещается на площадке, к которой ведут ступени. Вызывает интерес также каменная ограда и резные ворота. Надземная часть ступы в Санчи построена в VII веке, а основание, на котором она стоит, древнее ее на тысячу лет.

Новобрахманский период

Примерно в конце VI века брахманские идеи вновь начинают приобретать влияние, смешиваясь с буддийскими верованиями. В этот период небольшие пещерные храмы постепенно превращаются в огромные надземные башнеобразные сооружения. Получил распространение новый тип храмов – пагода, которая может иметь вид двухэтажного или многоэтажного дома. Индийским храмам архитекторы придавали религиозно-символический смысл.


Зодчие в своей работе опирались на мистические теории, придуманными жрецами. Так, прообразом культового здания было мифическое сооружение на горе Кайлас в потустороннем мире. Считалось, что архитектурную форму высшее божество открывает лишь избранным смертным – архитекторам, жрецам. Индусы верили, что архитектор во сне посещает небо, вдохновляется прекрасными храмами, которые служат ему прообразами, а божественные силы используют его как орудие для осуществления своих замыслов.
К переходным формам – от пещерной к башенной архитектуре, относят Кайлас в Эллуре. Вытесанное в массиве скалы культовое сооружение имеет не только внутреннее пространство, но и наружный объем. Композиционно храм в Эллуре представляет собой уменьшающиеся по направлению вверх расположенные горизонтально платформы со множеством отдельных элементов и скульптурных изображений.
Архитекторы новобрахманского периода для возведения башнеобразных храмов редко использовали кирпич, предпочитая камень. Основным сооружением храма этого периода является высокая башня и несколько вплотную примыкающих к ней более низких. Внутренне пространство храма небольшое, пещерного вида, унаследованного от буддийской чайтьи, зато наружное поражает колоссальными размерами.
Снаружи храм похож на большой, искусственно вылепленный холм, в котором почти отсутствуют окна. В то же время на фоне расплывающейся массы тяжелого храма вверх тянутся башни, в архитектурных формах выражающие силу роста.
В башнях, состоящих из закругленных лепных массивов, почти нет четких прямых линий. Создается впечатление, что сама башня и каждая ее составляющая круглятся изнутри, развиваясь наружу, и здание в целом ассоциируется с растением, имеющим внутреннюю точку роста. Башни вырастают, как диковинные цветы.
Наружная масса сооружения образует архитектурную композицию, в которой представлены две группы. К первой группе относятся элементы, только дополняющие композицию, и непонятные при отделении от нее. Другого рода элементы не только дополняют, но и сами по себе представляют композиционное единство.
Архитектура новобрахманского периода характеризуется многочисленным повторением форм и частей, но в разных масштабах, к примеру, башен и башенок или горизонтальных складок. Благодаря такому повторению архитектурных форм, больших и малых, создается визуальный эффект единства материи.
Храмы Индии новобрахманского периода находятся в таких населенных пунктах:
Кайлас (Эллур);
Сирпур;
Ганеша Рата (Мамаллапурам);
Айхол;
Потгацакал;
Канчипурам;
Сиддешвара (Баникур);
Бхубанешвар;
Кхаджурахо;
Райарани (Бхубанешвар);
Бодхгая;
Конарак;
Танджор;
Халебид;
Мадур;
Гуджарат.
Один из великолепных образцов новобрахманской архитектуры – храм в Кхаджурахо, представляющий собой единую композицию из нескольких башен, возвышающуюся на каменном постаменте геометрической формы. Второстепенные башни постепенно увеличиваются по высоте в направлении к основной башне. Эта центральная башня, похожая на растение, состоит из трех главных элементов, объединенных общей формой. Создается впечатление, что из лепестков складывается цветок.

Мусульманская архитектура

В период распространения исламской религии в Индии в разных концах страны, особенно в северной части, стали строиться архитектурные сооружения мусульманского направления, с присутствием порталов, куполов, высоких минаретов. Расцвет в Индии мусульманской архитектуры приходится на XVI–XVII вв.– время создания на территории страны государства Великих Моголов. В этот период стали массово возводятся крепости, мавзолеи, мечети и дворцы.


Особенный след в истории оставило правление Акбара. Тогда было построено множество архитектурных ансамблей, среди которых такие как дворец Акбара, крепость в Агре, Лал-Кила в Дели. В тот период в Индии здания строились из камня-песчаника красного оттенка, реже темно-желтого. Вместо скульптуры, запрещенной в исламе, в декоре использовался орнамент, резьба по камню.
В XVII веке, когда Индией правил Шах-Джахан, в архитектурных сооружениях стали применять мрамор и инкрустирование дорогими породами камня. Знаменитый сказочной красоты дворец, Тадж-Махал, был построен этим правителем как мавзолей для жены.


Архитектура древней Индии, особенно новобрахманского периода, получила широкое распространение в соседних странах – Камбодже, Сиаме, на островах Ява и Цейлон. Однако культовые сооружения в этих странах очень отличаются от индийских. В них прослеживается влияние индийской архитектуры, но в гораздо менее выраженной форме. Они не показывают этапы развития, как в индийском зодчестве, а являются только вариациями на определенного тему.

Фрагменты статьи об Индии О.С. Прокофьева
Храмовая архитектура Индии

Пещерные и скальные храмы
7 и 8 века в истории индийского искусства являются переходной эпохой.
В это время традиции пещерного зодчества, выработанные в предшествующие столетия и достигшие большого расцвета при Гуптах, переживают заключительный этап своего развития.
Древние представления о пещерном храме как об уединенной убежище бога или мудреца, отрешенного от жизни человеческого общества- отвечали сокровенному идеалу буддизма, особенно па ранних стадиях его развития. В период вырождения буддийской и развития брахманского культа в Индии они окончательно потеряли свое значение.

Уже во время династии Гуптов религиозно-аскетические тенденции в буддийском искусстве, в особенности в росписях пещерных храмов Аджанты, как бы подрывались изнутри получившими большое значение светскими мотивами, отражавшими возросшее влияние идеологии рабовладельческих городов. Теперь же, с развитием феодальных отношений, происходило укрепление жреческой ортодоксии, связанное с усилением роли брахманов. Увеличившееся влияние индуизма, усложнение его культа требовали форм религиозного искусства, способных наилучшим образом воплотить его фантастический сверхчеловеческий характер. Для более могучего воздействия на массы религиозных идей, воплощенных в сложной системе индуистского пантеона, возможности. Заложенные в традиционных принципах пещерного зодчества, были недостаточны. старые схемы тесны. Но так как была еще настолько сильна и образ храма словно рожденного в недрах самой природы, в такой степени близок религиозным представлениям индусов, а новые принципы наземного строительства еще недостаточно развиты, то в этот переходный период пещерное строительство продолжало еще играть немалую роль в развитии индийского искусства.

К этому периоду относится создание последних памятников индийского пещерного зодчества: поздних пещерных храмов Аджанты, пещерных и скальных храмов Элуры (Эллоры) и Мамаллапурама, храма на острове н др. В них, и в особенности в Эллоре и на о. Элефанта, можно видеть изменения, в первую очередь в характере их оформления н плана. Изменения проявляются также в самом духе новых изображений, полных драматизма н космической символики и показанных в максимально впечатляющем декоративно-зрелищном аспекте. Отсюда нарушения старых принципов в планировочных схемах, отсюда кризнсиые явления в пещерном зодчестве.

Если в поздних пещерных храма Аджанты и в их оформлении начала 7 века старые традиции еще достаточно сильны, то в Эллоре резкие изменения наблюдаются уже в поздних храмах буддийского культа начала 8 века. Помимо буддийских храмов в Эллоре строились брахманские и джайнский храмы. Наиболее интересны -брахманские. В развивались тенденции буддийских храмов в направлении усложнения плана, обогащения скулыптурно-декоративиого оформления. Усложнение плана происходило за счет увеличения внутреннего помещения, что нашло отражение в пещерных храмах Bceх трех культов. Например, в каждой группе можно найти образцы двух- или трехэтажных пещерных храмов. Зато развитие оформления храмов проходило различные стадии, отчасти соответствовавшие сменявшим друг друга религиям.

В буддийской группе оформление носит довольно сдержанный характер, как показывает, например, облик фасада крупнейшего в Эллоре трехэтажного пещерного храма Тип-Тхал. Но подобную суровую простоту можно было бы объяснить известной несоразмерностью между огромным внутренним помещением, достигающим в среднем 30 м в глубину и 40 м в ширину, и относительно бедным скульптурным оформлением, не заполнявшим все архитектурные поверхности.

В брахманских пещерных храмах, менее крупных по размерам, скульптурно-декоративное оформление получает исключительное значение. Особое место занимают горельефные композиции на религиозно-мифологические сюжеты.

С особой теплотой передан полный обаяния женственности образ Парвати в рельефе «Свадьба Шивы и Парвати». В нем мягкая и пластичная моделировка замечательно гармонирует с задумчивым обликом счастливой Парвати.
Сила выражения специфических черт раннесредневековой скульптуры достигает своего предела в Элуре. Рельефные композиции, находящиеся в пещерных храмах Дас Аватара, Рамешвара и др., а также украшающие скальный храм Кайласанатха, ярко раскрывают разнообразные возможности, заключенные в новом пластическом языке. Но они также свидетельствуют о противоречивости этого искусства, проистекающей от брахманских религиозных условностей и канонизации.

В рельефе пещерного храма Дас Аватара изображен Шива в устрашающем воплощении-с львиной головой, собирающийся наказать царя Хирапья, смеющегося над могуществом богов. Замечательна острота показанного момента, когда Шива кладет одну руку на плечо Хиранья, другой схватив его у запястья, а остальными замахивается, в то время как царь еще сохраняет застывшую на лице улыбку. Выразительность композиции усиливается напряженностью и динамичностью передачи движения. Высокий рельеф почти переходит в круглую скульптуру, что еще больше усиливает впечатляющую игру света и тени. Сцена полна движения, подчеркну-того различными положениями многочисленных рук Шивы, словно показывающих разные «фазы» их угрожающего движения. Беспокойному характеру композиции способствует также неустойчивость несколько танцевальных поз обеих фигур. В целом по сравнению с эмоциональной сдержанностью и большей уравновешенностью движении в рельефах Мамаллапурама и Элефанты здесь поражают неизвестная прежде драматичность и страстный порыв. Еще более могучее и оригинальное претворение получили эти части в грандиозном рельефе «Равана, пытающийся свергнуть гору Кайлас, иллюсрирующем эпизод «Рамаявы», посвященный борьбе злого демона Раванны против Рамы в тот момент, когда Равана пытается сокрушить священную гору.

Сооружение в 8 в. в Эллоре. среди брахманских пещерных храпов, крупнейшего наземного скального храма Кайласанатха указывало на новые тенденции в дальнейшем развитии индийской архитектуры. Храм Кайласанатха в Эллоре как и созданные за столетие до него ратхи храмового комплекса в Мамаллапураме на юге Индии, представляют собой, по существу отказ от основных принципов пещерного зодчества. Эти здания являются наземными сооружениями, выполненными теми же приемами, что и пещерные храмы. Несмотря на то, что в них можно найти целый ряд признаков, характерных для пещерного зодчества, самый факт их появления уже говорит о новой этапе в развитии средневековой архитектуры Индии. Это этап окончательного перехода к строительству из камня и кирпича. В дальнейшем монументальное скальное и пещерное зодчество теряет свое прежнее значение что подтверждаеотся чертами упадка в джайнских храмах Элуры.

Замечательной особенностью храма Кайласанатха является сочетание фантастичности самого художественного замысла с наглядностью его пластического воплощения, сказочного размаха архитектуры, ее причудливой пространственной композиции с четкостью и ясностью ее конструктивных форм. Кажется, что здесь, как нигде до сих пор, в конкретных, зримых формах нашло свое выражение то поражающее в древнеиндийском эпосе соединение богатства" образов и форм с неисчерпаемостью воображения и чувственной конкретностью. Этот причудливый и яркий мир легендарных образных представлений воплощен как в бесчисленных скульптурных рельефах и изваяниях, щедро украшающих архитектуру здания так и в самой общей идее храма, посвященного богу Шиве и отображающего священную гору Кайлаш. Контуры здания отдаленно напоминают очертания гималайской Кайлас, на вершине которой, по преданию, обитает Шива.
Вместе с тем в грандиозности художественного замысла, связанного с космической религиозно-мифологической идеей, впервые так ярко ощущается пафос огромного труда, вложенного в реальное осуществлением всего скального комплекса.

Вместо традиционного вырубленного в скале подземного зала был высечен из монолитной скалы со всеми его архитектурными деталями наземный храм, тип которого в основных чертах уже выработался к тому времени. Отделив тремя траншеями от горы необходимый массив, строители храма начали его вырубать с верхних этажей, постепенно углубляясь до нижних этажей и цоколя. Все богатое скульптурное убранство выполнялось одновременно с высвобождением частей здания из массива скалы. Такой метод исключал необходимость возведения лесов, но требовал детальной предварительной разработки проекта здания во всех его частях и их соотношениях.

Храмовый комплекс Кайласанатха состоит из нескольких отдельно расположенных частей: входных ворот, святилища быка , главного здания храма и окружающих двор келий и пещерных помещений. Основное здание комплекса расположено по оси с запада на восток. Ввиду непреодолимых трудностей, связанных с расположением горы, строителям пришлось отступить от требований канона, расположив вход с западной, а не с восточной стороны. Главное здание храма представляет собой в плане прямоугольник размером около 30 X 50 м, по бокам которого через определенные интервалы выдаются боковые крылья, несущие на себе выступающие части верхних этажей.

Декоративное убранство зданий комплекса Кайласанатха, подобно пещерным храмам 8 в. ив Эллоре; характеризуется доминирующей ролью скульптуры, которая в виде орнаментальных фризов, сюжетных рельефов или отдельных фигур заполняет наружные поверхности зданий, подчеркивая ритмичное чередоваияе вертикальных и горизонтальных членений.

Разнообразие форм и масштабов скульптурных рельефов и изваяний удивительно. Здесь и далеко выступающие вперед, по существу, круглые скульптуры львов или слонов-кариатид, и ряды небольших рельефов - фризов, пове-ствующих во многих отдельных сцепах об эпизодах "Рамаяны», и крупные горельефные композиции, обычно расположенные в нишах на стенах изображающие драматические эпизоды из индийской мифологии и эпоса, и, наконец имеющие символический смысл или чисто декоративное назначение отдельные фигуры божеств, фантастических существ, животных, в также орнаментальная резьба иногда с изображениями ритуальных сцен. Повсюду скульптура слита с архитектурными формами, органически соединяется с ними, являются их необходимым продолжением, бесконечно умножающим u обогащающим их пространственные и архитектонические соотношения. Интересно, что в скульптуре храма в ее неисчерпаемом декоративном разнообразии рождаются совершенно своеобразные формы образного и пластического решения, в частности в области рельефа. Примером может служить рельеф «Шива Трипурантка», который расположен на двух наружных стенах, образующих прямой внутренний угол.

Важнейшей особенностью скульптурного оформления наружной части храма при изображении отдельных фигур или сцен является частое применение чрезвычайно высокого рельефа, практически иногда переходящего в круглую скульптуру, едва связанную с плоским фоном стены. Иногда подобный прием в сочетании с выразительной передачей движения создает совершенно своеобразный драматический и пространственный эффект.
Горельеф «Похищение Ситы» рас-положенный в нише стены храма, является характерным примером. Сюжет взят, как и большинство сюжетов скульптурных рельефов храма Кайласанатха, из эпоса «Рамаяна». Показан один из напряженных моментов повествования о похищении Ситы, жены Рамы, демоном Раваной. Легенда рассказывает, что в то время, как злой демон Равана отвлек Раму охотой, подослав ему золотую лань, произошло похищение Ситы. Тогда вдогонку за похитителем была послана могучая птица Джатаю, попытавшаяся напасть на Равану н спасти Ситу. Изображен момент, когда птица коснулась клювом ноги Раваны, парящего высоко в небе со своей летящей колесницей. Полуобернувщаяся гибкая фигура демона решена чрезвычайно пластично и полна плавного движения. Хотя фигура Ситы не сохранилась, в композиции замечательно ощущается главное: спокойный и плавный полет Раваны, едва не прерванный тяжелой птицей, которой, согласно легенде, так и не удалось ему помешать.

Суммируя длительный опыт пещерного зодчества, храм Кайласанатха знаменует собой также отказ от этого опыта. Технические неудобства и специфические трудности скальной архитектуры, зависимость от определенного рельефа местности, структуры скал и т. п.- все это препятствовало широкой практике скального строительства. Именно поэтому храм Кайласанатха остался единственным в своем роде оригинальным опытом столь крупного скального храма.

Обозримый целиком лишь сверху, храм кристалличностью и четкостью своих наружных форм замечательно выделяется среди хаотических необработанных скалистых холмов. Контраст храма с окружающими скалами был усилен белой штукатуркой, преа;де покрывавшей все здание: своеобразный прием строителей храма, примененный с целью выделить, обособить его. II вместе с тем, находясь в углублении, храм не имеет цельного, ясно воспринимаемого силуэта. Пространственно-архитектурное решение храма в известной мере обусловлено окружением скал и словно стеснено ими. Скальная архитектура даже в своем наивысшем развитии не могла соперничать с каменной, тем более в крупномасштабных сооружению.

В архитектуре южной Индии высеченные в скалах храмы значительно уступают по размерам храму Кайласанатха, но зато не имеют столь выраженной зависимости от пещерного зодчества. Они составляют важнейший в истории развития индийской ранне-средневековой архитектуры комплекс памятников, нередко называемый в литературе «Семь Пагод». Этот ансамбль расположен в Мамаллапураме на восточном берегу Деканского полуострова, к югу от Мадраса и несколько севернее устья Палар. Создание его относится примерно к началу 7 в. Сам город Мамаллапурам был важным морским портом государства Паллавов. В настоящее время указанный ансамбль, а также прибрежный храм (датируемый 700 г.) являются основными уцелевшими памятниками некогда цветущего города.

Ансамбль в Мамаллапураме представляет собой совершенно неповторимое в индийском искусстве явление. Живописно расположенные среди песчаных дюн неподалеку от моря, столь различные по своему характеру архитектурные памятники в сочетании с большими наскальными рельефными композициями, свободно стоящими скульптурными изваяниями священных животных производят небольшого причудливого сказочного города. Следует отметить, что сами храмы отличаются, в общем, небольшими размерами. Самые крупные из них едва достигают 14 л в длину и в вышину, а пещерные храмы - 8 м в ширину в глубину. Зато они отличаются тщательностью и совершенством своего исполнения, поскольку для эстетических представлении средневековой не меньшее художественное значение, чем храмы, имело и скульптурное оформление, обильно их украшающее. Характерной чертой ансамбля является необычайно большой масштаб скульптурных произведений по отношению к архитектурным сооружениям. В ансамбле Мамаллапурама, быть может, в еще большей степени, чем в Эллоре, зодчество и ваяние соперничают между собой по своему пластическому и композиционному удельному весу.

Была отмечена ренессансом искусств по всей Индии. Зодчество находилось в своем зените в тот период.

В Индуизме есть две секты, а именно, шиваизм и вайшнавизм. Зодчие Элефанты были сосредоточены главным образом на шиваизме, здесь можно увидеть популярные истории из жизни Шивы и его супруги Парвати, восхитительно вырезанных на стенах этих пещер. Чтобы целиком понимать их значение и культурную ценность, нужно владеть знанием индусской мифологии и метафизики, являющимися непременными аспектами индийской культуры и искусства.



Шива Натарадж (Танцующий Шива). Скальные храмы, остров Элефанта

Гангадхара-Шива (Нисхождение Ганги)

Основные фигуры олицетворяют Шиву и Парвати. Над головой у Шивы главные реки Индии: Ганга, Ямуна и Сарасвати.


Свадьба Шивы и Парвати. Скальные храмы, остров Элефанта.

Равана, сотрясающий Кайлас. Скальные храмы, остров Элефанта.


Скальные храмы, остров Элефанта © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото


Главное святилище охраняют пятиметровые стражники. Скальные храмы, остров Элефанта


Основной шивалинг в святилище Шивы

© Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото


Шива. Скальные храмы, остров Элефанта © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию


Шива отдыхает. Скальные храмы, остров Элефанта.


Скальные храмы © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото


Скальные храмы. Остров Элефанта © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию


Ганеш. Скальные храмы © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото


Тримурти (Махеш Мурти) Шивы © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото

5,43 метра в высоту. Лицо с левой стороны представляет Рудру, разрушителя. Лицо с права — это бог Вамдео, пацифист. Среднее лицо — Татпуруш, эстетическая гармония. Скальные храмы. Остров Элефанта.



Скальные храмы. Остров Элефанта


Скальные храмы © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото


Остров Элефанта © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры


Храмы Индии © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото

. Скальные храмы Индии


Буддистские пещеры находятся в 105 километрах к северо-востоку от Аурангабада . Даты их постройки варьируются приблизительно от 200 до н.э. до 650 н.э., они старше, чем пещеры в . Поскольку строительство продолжалось перманентно, а значение буддизма в Индии постепенно уменьшалось, великолепные пещеры были забыты и заброшены вплоть до 1819, когда на них наткнулся британский охотничий отряд. Благодаря столь длительной изоляции пещеры прекрасно сохранились.

Туристская инфраструктура Аджанты подверглась значительной реконструкции. Если раньше прямо до пещер ходили автобусы и авторикши, то теперь туда можно добраться только на специальном электро-автобусе, а все торговцы отправлены от сюда в Фардапур, город в 4 км от пещер. Всё это делается для сохранения уникальных фресок на стенах храмов.





Буддийские пещеры Аджанты


Буддийские пещеры Аджанты


Пещерные храмы Индии


Пещерные храмы Индии. Аджанта, Махараштра, Индия, авторские путешествия Kartazon Dream


Буддийские пещеры Аджанты




Буддийские пещеры Аджанты


Буддийские пещеры Аджанты


Скальные храмы Индии. Аджанта, Махараштра, Индия

Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия

Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия

Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия


Буддийские пещеры Аджанты


Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия


Буддийские пещеры Аджанты

Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия


Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия


Пещерные храмы Индии

Пещерные храмы Индии


Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия

Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия

Буддийские пещеры Аджанты

Буддийские пещеры Аджанты

Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия


Буддийские пещеры Аджанты


Скальные храмы

Скальные храмы

Буддийские пещеры Аджанты

Скальные храмы


Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия

Скальные храмы

Скальные храмы

Скальные храмы


Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия


Скальные храмы


Буддийские пещеры Аджанты


Скальные храмы


Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия, авторские путешествия Kartazon Dream


Буддийские пещеры Аджанты

Буддийские пещеры Аджанты


Пещерные храмы Индии. Аджанта, Махараштра, Индия

. Пещерные храмы Индии


Внесенные в список Мирового Наследия, пещерные храмы являются вершиной скальной архитектуры Декана. Они расположены в 30км от Аурангабада.

В течение более чем пяти столетий поколения монахов (буддистов, индустов и джайнов) вырезали монастыри, часовни и храмы в 2-ух километровом откосе скалы и обильно украшали их удивительно детальными скульптурами. Многие из пещер имеют сложные внутренние пространства и галереи.


Скальные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

В расположены 34 скальных храма: 12 буддийских (600-800 н.э.), 17 индуистских (600-900 н.э.) и пять джайнских (800-1000 н.э.). Храмы Эллоры олицетворяют ренессанс индуизма во времена правления династий Чалукьев и Раштракутов, последующее его угасание во времена рассвета буддизма, и следующий за этим краткий всплеск джайнизма. Скульптуры характеризуют увеличивающееся влияние тантрических учений в трех основных религиях Индии, и их мирное сосуществование на одном участке указывает на длительный период религиозной терпимости.




Шедевр Эллоры — удивительный храм Кайлаша, посвященный Шиве. Он является самой большой в мире монолитной скульптурой, высеченной из скалы с помощью 7000 чернорабочих за период в 150 лет.

Храм Кайлаша, Элора



«К началу VII века н.э. свободно стоящие постройки получили уже должное признание, но вырезанные в скалах джайнистские, буддийские и индуистские храмы продолжали быть популярными в течение трех и более веков после этого. Недалеко от Аджанты, на двухмильном по протяженности с севера на юг склоне холма в Эллоре, начали высекать из камня крытые колоннады, почитаемые современными индусами и буддистами.



Скальные храмы, Элора, Махараштра, Индия

Раштракуты , победившие одну из ветвей династии Чалукьев , были покровителями этих пещерных храмов и построили такие значительные из них, как Дашаватара, Рамешвара и Равана-ки-кхай, каждый из которых следует посетить и увидеть своими глазами. 17 из 34 пещерных храмов Эллоры, являются индуистскими.


Пещерные храмы Индии, Эллора, Махараштра, Индия


Скальные храмы, Элора, Махараштра, Индия

Монументальным сооружением на холмах Эллоры является монолитный храм бога Кайлашнатх, представляющий собой горное жилище Разрушителя и построенный из каменной скалы, не поддерживаемой никакими дополнительными укреплениями.



Храм Кайлашанатх (Кайласанатха). Скальные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

По общему заблуждению, Кайлашнатх, посвященный Шиве и высеченный между 700 и 800 годами н.э., считается пещерой. В действительности же, сооружение это целиком было вырублено из горы и представляет собой свободно стоящий храм, все три стороны которого отделены от родной скалы. В соответствии с известными документальными источниками по индийской архитектуре, храм этот превышает по площади Парфенон в Афинах и в полтора раза выше его. Если бы было восьмое чудо света, то им мог бы стать этот храм.



Храм Кайлашанатх (Кайласанатха). Скальные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

Чтобы создать это чудо инженерного и художественного искусства, с его сложным планом, включающим разнообразные галереи и этажи, с его незабываемой обширной резьбой, в земле был вырыт котлован, образовавший двор длиной 300 футов и шириной 175 футов, внутри которого была высечена базальтовая глыба, размером 250 на 150 футов и высотой 100 футов. Она вся покрыта искусной резьбой сверху донизу, причем, леса для этого не использовались. В отличие от соседних пещер, открытый небу и стоящий на площадке высотой 25 футов Кайлашнатх, освещается изнутри. Дополнительное освещение обеспечивают специально расположенные террасы, балконы и внутренние дворики.


Храм Кайлашанатх (Кайласанатха). Скальные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

Хотя современные посетители восхищаются темным камнем трехярусного, высотой 95 футов, храма Раштракуты, весьма вероятно, что сразу после постройки он был раскрашен в разные цвета: так в то время украшались многие храмы, которые сейчас выглядят гладкими и сделанными из простого камня. Запутанный, напоминающий лабиринт, храмовый комплекс можно разделить на четыре основных сегмента — главный храм Шивы; его вход, обращенный на запад; храм для верного повозки Шивы — быка Нанди и украшенный крытыми аркадами внутренний двор.



Храм Кайлашанатх (Кайласанатха). Скальные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

Главные места поклонения — обычный квадратный алтарь (sanctum) с огромным фаллосом (linga) Шивы, вестибюль (antarala) и шестнадцатиколонный главный холл (mahamandapa). Храм, посвященный Нанди, по бокам окружен свободно стоящими колоннами (dhvqja sthambha-s), каждая высотой 51 фут (эти колонны заполняют собой все пространство комплекса), несколько облегчая массивность огромного каменного храма.



Лингам. Пещерные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

Потребуются часы, чтобы осмотреть весь комплекс. Человек может легко потеряться здесь. Каждую деталь Кайлашнатха хочется рассмотреть — его огромные резные статуи стражей (dwarapala-s), например, которые напоминают огромные статуи царей в Фивах в Египте; его громадные колонны, заставляющие посетителя ощутить себя карликом, на создание которых было затрачено чрезвычайно много времени и мастерства; его огромное настенное скульптурное панно, изображающее не только легендарные эпизоды из жизни Шанкары, но также и сцены его повседневной жизни, как она представлялась местным художникам. Он сидит, окруженный своей семьей, как будто на древнем «групповом фотографическом снимке», или проводит свое свободное время за игрой в старинные шахматы }