Откуда берутся вулканы для детей. География для самых маленьких. Вулканы. Места вулканической активности

Наталья Крайнова

Тип НОД : занятие по сообщению новых знаний

Вид НОД : комплексное занятие

Возраст детей : страшая группа (5-6 лет)

Програмное содержание :

Цель : познакомить детей с природным явлением - извержением вулканов , видами вулканов .

Задачи :

обучающие : знакомить детей со строением вулкана , причинами извержениями вулканов , рассказать о пользе и вреде вулканов для человека ;

развивающие : способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения экспериментов, развивать логическое мышление;

воспитывающие : воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Словарная работа : жерло, кратер, вулкан , лава, магма, вулканолог .

Предварительная работа : просмотр развивающего мультфильма "Почемучка. какие бывают вулканы ?".

Развивающая предметно-пространственная среда : макет вулкана , уксус, красная краска, жидкость для мытья посуды, сода, блокнот для фиксации наблюдений, компьютерная презентация "Мир вулканов ", стаканы с водой, камни, лупа.

Испольуемые технологии и методы : икт-технологии, игровые технологии, экспериментирование

1. Вводная часть :

Воспитатель : сегодня мы с вами снова пришли в нашу "Лабораторию ученых". Скажите, а для чего мы с вами приходим сюда?

Дети : чтобы изучить что-то новое и интересное

Воспитатель : сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и узнать то, что сегодня мы будем изучать и исследовать?

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

Дети : вулкан

Воспитатель : правильно! а что такое вулкан и как происходит его извержение, нам предстоит сегодня узнать! Вы поможете мне в этом?

Дети : да

2. Основная часть :

Воспитатель : ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 1 "Вулканы ") . Что вы видите на картинке?

Дети : вулканы

Воспитатель : правильно, это вулкан . На вид вулкан , это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость -лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим , а как только вулкан просыпается , то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими. (Слайд 2 "Какие бывают вулканы ?")

Дети : рассматривают изображение

Воспитатель : в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана (обращает внимание детей на стол , где стоит макет, давайте его рассмотрим.

Воспитатель и дети подходят к макету вулкана , организуется обсуждение :

1. Какой формы вулкан ?

2. На что он похож?

3. На что похожа его верхняя часть?

Дети : вулкан имеет форму конуса , похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.

Воспитатель : Правильно, вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.

(Слайд 3 "Извержение вулкана ")

Воспитатель : а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил ?

Дети : да, хотим

Воспитатель : в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта.

Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана "

Дети по очереди подходят в макету вулкана и добавляют в него соду, жидкость для мытья посуды, краску красную (гуашь, усус добавляет воспитатель.

Воспитатель : что вы наблюдаете?

Дети : как извергается вулкан , и лава вытекает на поверхность

Воспитатель : а теперь возьмите блокноты и зарисуйте опыт

Дети : схематично выполняют зарисовку опыта

Воспитатель : во время извержения вулкана , на поверхность вытекает не только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла , которые застывают и получается камень - пемза. (Слайд 4 "Вулканические камни ")

Давайте посмотрим на приготовленные на ваших столах камни и найдем среди них пемзу.

Дети : находят пемзу, среди остальных камней

Воспитатель : а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями (на примере гальки) и проведем опыт "Тонет-не-тонет"

Дети : бросают в стаканы с водой гальку и пемзу. Сравнивают, делают вывод : галька тонет в воду, так она тяжелые, а пемза нет

Зарисовка опыта в блокнот

Воспитатель : а теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух камней и сравним ее.

Дети : галька гладкая, а пемза имеет пористую поверхность

Воспитатель : а теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность камней в увеличенном виде

Дети : рассматривают камни, убеждаются в том, что пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому она не тонет в воде. Зарисовывают опыт.

Воспитатель : Все вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, а бывает лава вытекает "спокойно". И у нас в стране есть много вулканов . Почти все они находятся на Курильских островах и Камчатке

Слайд 5 "Вулканы Камчатки "

А как вы думаете опасно ли жить вблизи вулканов ?

Дети : размышляют, высказывают предположения

Воспитатель : проводит беседу "Есть ли польза от вулканов и какой вред они приносят?".

Воспитатель : ребята, а как выдумает можно ли заранее предсказать извержение вулкана ?

Дети : высказывают предположения

Воспитатель : извержение можно предсказать заранее и занимаются этим ученые - вулканологи

Слайд 6 "Профессия - вулканолог "

Заключительная часть :

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятии вы узнали много нового о вулканах . И сейчас мы с вами поиграем в игру "Найди вулкан " и проверим на сколько вы были внимательны

Слайд 7 "Где спрятался вулкан "

Дети : Находят на изображении на экране вулканы

Воспитатель : теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы сегодня были внимательны, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы сможете изучать и беречь нашу планету.

Литература : "Опытно-экспериментальная деятельность в доу. Конспекты занятий в разных возрастных группах". сост. Н. В. Нищева. - Спб. ,"Детство-Пресс", 2013, 320 с.


Публикации по теме:

«Таинственный мешочек». Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Конспект занятия с детьми средней группы «Таинственный мешочек» Программные задачи: Закреплять умение использовать в речи обобщающее понятие.

Программное содержание: Образовательные задачи: Продолжать учить детей выделять геометрические фигурыв формах окружающих предметов. Упражнять.

Интегрированное занятие с использованием ИКТ в старшей «Таинственный космос» Видео Программное содержание: - Закрепить знания детей о космосе (звезда, созвездие, солнечная система, планета); - Уточнить знания об исследованиях.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Таинственный мир насекомых» Тема занятия:"Таинственный мир насекомых" Пр. сод-е: О. -Закрепить представления детей о мире насекомых. Р. -Развивать навыки конструирования.

Ребята! Давайте рассмотрим одно из самых грозных и завораживающих явлений природы, связанное с горами.

Послушайте о нем стихотворение.

Огнедышащий вулкан

Не гора, а великан —

Огнедышащий вулкан!

Лаву извергает он,

Что сжигает горный склон,

Изрыгает камни, газы, —

Небеса темнеют сразу.

Пепел, ядовитый дым

Поднимаются над ним.

Слышится подземный гул,

Словно великан уснул,

И храпит и видит сон,

Как велик и страшен он!

К счастью, мало на Земле найдется людей, которые видели вулкан, особенно не потухший, а действующий. Но те, кто хоть раз в жизни наблюдал воочию извержение вулкана, несомненно, не забудет это необыкновенное зрелище!

Недаром вулканы называют «огнедышащими горами». Они опасны для жизни людей.

♦ Как вы думаете, почему?

Название этих гор происходит от древнеримского бога Вулкана — грозного и опасного.

♦ Что же такое вулкан?

Он представляет собой гору, в верхней части которой есть углубление, называемое вулканическим кратером. В самой толще горы находится канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру — очаг магмы. Магма — расплавленное, очень горячее вещество.

♦ Откуда же оно берется в глубине Земли?

Ученые полагают, что много миллионов лет тому назад Земля была расплавленным, очень горячим огненным шаром. Постепенно поверхность ее остыла, но в самой глубине сохранилось расплавленное раскаленное жидкое ядро. Извержение вулкана начинается тогда, когда скапливается много магмы, она устремляется вверх по жерлу и изливается на поверхность.

Излившуюся на поверхность магму называют лавой вулкана.

При извержении на поверхность выбрасываются газы, пары воды, иногда вылетают огромные каменные глыбы, вулканическая пыль, тучи пепла. Ветер разносит пыль и пепел на огромные расстояния, застилая синеву неба.

Густая и вязкая лава, быстро остывая, образует гору с крутыми склонами. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее и успевает преодолеть большие расстояния. Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, пожарами.

Вулканы, извергающиеся регулярно, называются действующими. Если действия вулкана прекратились, его называют потухшим.

Сейчас на суше насчитывается несколько сотен действующих вулканов. Ежегодно происходит 20—30 извержений.

В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах.

На дне океана тоже есть вулканы. Их называют подводными. Там происходят подводные извержения, из-за которых образуются гигантские волны. Они смывают города, деревни, села, расположенные на берегах океана.

Самые мощные вулканы находятся в Италии (Везувий), Индонезии (Кракатау), Вест-Индии (Мон-Пеле), Колумбии (Невадо дель Руис).

Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды.

♦ Какие бедствия приносит извержение вулкана?

При извержении Везувия еще в глубокой древности полностью погибли два красивых и многолюдных (по тем временам) города — Помпея и Геркуланум. Извержение Везувия началось ночью. Потоки огненной лавы ринулись с вершины горы вниз. Они сжигали все на своем пути: деревья, траву, пастухов и их стада, здания, храмы, дома горожан. Люди погибали мгновенно, задыхаясь от ядовитых газов, сгорая прямо в своих постелях. Даже тех, кто пытался спастись бегством, настигала раскаленная лава.

Такие явления природы, как извержение вулкана, землетрясения, тайфуны и смерчи, ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.

Иногда вулкан замирает на сотни лет, и люди, забыв, что когда-то он с грозным гулом извергал лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

♦ Почему такое строительство опасно и неразумно?

Вокруг вулкана, изображенного на картинке, нет ни поселков, ни городов.

Послушайте сказку.

Великан и Голубое озеро

Жили-были два брата-великана. Как-то заспорили они, кто из них сильнее. Старший и говорит:

— Я сильнее! Вот пойду и перенесу на другое место высокую гору!

Младший не соглашается:

— Нет, я сильнее! Я смогу выпить целое озеро!

Поспешил старший брат к высокой-превысокой горе, обхватил ее своими огромными ручищами, приподнял гору и только хотел перенести ее, как внутри горы что-то глухо заворчало и загрохотало.

А надо вам сказать, что в этой горе спал вулкан. Великан разбудил его, и вулкан очень рассердился.

— Я сплю уже тысячу лет! Того, кто посмел потревожить мой сон, я опалю огнем и оболью кипящей лавой! — грозно зарычал вулкан. — Все живое кругом погибнет!

Великан не испугался, но ему стало жаль деревья, кусты, травы, растущие на склоне горы. Он поставил гору на место и ушел восвояси, проиграв спор.

Тем временем младший брат отправился на поиски большого озера. Шел он шел и повстречал рыбаков, возвращающихся с богатым уловом.

— Не знаете ли вы, уважаемые рыбаки, — обратился великан к ним, — где находится озеро?

— Как не знать! — отвечали рыбаки. — За сосновым бором раскинулся большой луг, за ним зеленая дубрава, а возле дубравы, в низине лежит Голубое озеро. Рыбы в нем — видимо- невидимо. Это озеро всех нас кормит!

Вскоре он встретил деревенских ребятишек с лукошками, полными ягод. Великан спросил у них, как найти Голубое озеро. Те показали дорогу и рассказали, что по берегам озера созрело много ягод: клюква, брусника и морошка. И людям хватает, и лесным зверям, и птицам есть чем полакомиться.

— Я могу проводить тебя до озера.

Пока уточка вела великана по тропинке к озеру, она рассказала, что на берегах, в зарослях камыша и осоки, гнездятся утки, гуси, цапли, журавли и лебеди. Здесь птицы насиживают яйца и выводят птенцов. Голубое озеро щедро угощает их вкусной рыбой, сочными травами и всякой водяной живностью.

Наконец, серая уточка привела великана к озеру. Оно лежало среди осенних желтеющих трав и золотых кустов и казалось таким голубым, словно частица неба опустилась на землю.

Белые лебеди плыли по озеру, отражаясь в его зеркальной глади. Возле берега покачивались, как маленькие кораблики, лиловые и желтые листья.

Великан сел на берегу озера и задумался.

♦ Можете ли вы догадаться, о чем думал великан?

Великан думал, что если он выпьет всю воду, погибнет рыба, негде будет строить гнезда птицам, исчезнут вкусные ягоды, растущие на болотце возле озера, и не будет на земле прекрасного Голубого озера.

От этих мыслей великану стало грустно. Пить воду из озера ему расхотелось.

— Ну и пусть я проиграю спор! — сказал великан. — Лучше построю-ка я себе дом на берегу этого озера. Буду здесь жить, ловить рыбу и оберегать Голубое озеро!

С тех пор братья-великаны больше не спорили о том, кто из них сильнее, а наоборот, жили дружно и оберегали от бед и напастей высокую гору, Голубое озеро, живность и природу вокруг своих жилищ.

♦ О чем спорили великаны?

♦ Как они решили показать свою силу?

♦ Почему старший брат не стал переносить гору?

♦ Куда пошел младший брат?

♦ Кого он встретил по дороге к озеру?

♦ Что рассказали великану рыбаки, дети и серая уточка?

♦ Почему великан не стал пить воду из озера?

♦ Правильно ли поступили братья-великаны?

Ответьте на вопросы

1. Почему вулкан называют «огнедышащей горой»?

2. Каков внешний вид вулканов?

3. Что такое кратер вулкана?

4. Что такое магма?

5. Когда начинается извержение вулкана? Что выбрасывается из кратера?

6. Почему вулканы опасны для людей?

7. Бывают ли подводные вулканы?

8. Перечислите названия известных вам вулканов.

9. Каково строение вулкана?

10. Очаг вулканической магмы находится в глубине вулкана или на его поверхности?

11. В каких районах России располагается много действующих вулканов?

Доклад про вулканы, геологические образования на поверхности коры, в которых на поверхность выходит магма и образует вулканические газы, лаву, камни.

Сообщение про вулканы

Что такое вулкан?

С латинского слово «вулкан» обозначает огонь, пламя. В недрах Земли под воздействием высоких температур происходит расплавление горных пород с магматическим образованием. В ходе этого процесса выделяется большое количество газообразных веществ. Объем расплава и давление на твердые породы повышается в разы. Магма начинает двигаться по направлению к областям меньшего давления вверх на поверхность. Трещины земной коры начинают заполняться горными жидкими породами, и, разрываясь, поднимают целые пласты коры.

Магма может частично застичь, формируя лакколиты и магматические жилы. Другая часть при извержении вулканов выходит на поверхность в виде вулканического пепла, лавы, газов, обломков пород и слитков лавы.

Виды вулканов

Данные геологические образования бывают 2 видов:

  • Трещинные

Они не поднимаются над поверхностью Земли достаточно высоко. Трещинные вулканы представляют собой трещины, из которых вытекает магма на поверхность. Но их на планете очень мало.

  • Центральные

Представляют собой конус большой высоты, из которого при извержениях выходят магма и лава. У такого вулкана есть жерло (по нему течет магма) и кратеры (отверстие, из которого магма выходит на поверхность).

Также вулканы делятся на потухшие, действующие и уснувшие. Уснувшие вулканы на данный момент не извергаются, хотя под ними постоянно происходят землетрясения локального типа. А потухшие обозначают, что вулканическая активность отсутствует.

Сколько вулканов на Земле?

На планете насчитывается 1500 вулканов, как действующих, так и потухших. Самыми известными из них являются Ключевская Сопка (Камчатка), Эльбрус (Кавказ), Килиманджаро (Африка), Фудзияма (Япония).

Большая их часть расположена вдоль периметра Тихого океана. Они формируют так званое «огненное кольцо». Самой активной вулканической зоной является Средиземноморско-Индонезийский пояс. Извержение вулканов осуществляется по определенной закономерности – их размещению в сейсмических областях, подвижных областях.

  • Самый большой вулкан на планете – Мауна-Лоа. Он занимает практически всю часть гавайского острова и является самым активным.

Известные извержения вулканов в истории: интересные факты

  • (Италия) . Извержение произошло 24 августа 79 года. Оно уничтожило город Помпеи, покрыв его слоем пыли в 8 м, а также Геркуланум и Стабии. Пепел Везувия долетел до Сирии и Египта. На сегодняшний день это единственный действующий вулкан в Европе. Всего зафиксировано больше 80 извержений. Последнее из них было в 1944 году.
  • Тамбора (остров Сумбава). Извержение произошло 5 апреля 1815 года. В современной истории это самое большое по объему выброшенного материала и по числу погибших извержение. Он полностью уничтожил культуру Тамбора, которую европейцы открыли незадолго до этого. Вулкан извергался 10 дней и уменьшился на 1400 м в высоту. Он покрыл пеплом территорию в 500 км, и 3 дня солнце не проступало сквозь него.
  • Вулкан Таупо (Новая Зеландия). Извержение произошло 27 тысяч лет назад, и ученые считают его самым сильным за всю историю планеты. В результате его активной деятельности образовалось озеро Таупо. Последний раз вулкан извергался в 180 году н. э. Его взрывная волна и пепел уничтожили половину Северного острова. В атмосферу выбросилось 100 км 3 тектонической материи.
  • Вулкан Кракатау (Индонезия). Извержение произошло 27 августа 1883 года. Оно вызвало 30-метровое цунами, которое смыло 295 городов и деревень. Куски лавы отлетали на высоту 55 км. Пепел покрыл территорию 5330 км. Взрывная волна обогнула планету до 11 раз. По силе взрыв Кракатау был в 200 000 раз больше, чем взрыв Хиросиме. Ученые предполагают, что он ранее просыпался в 535 году и от его деятельности, возможно, образовались острова Суматра и Ява. После извержения 1883 года вулкан Кракатау разрушился. И на его месте в 1927 появился новый действующий вулкан — Анак Кракатау.
  • Вулкан Санторин (Греция). Извержение произошло за 1,5 тысячи лет до н.э. И оно уничтожило Критскую цивилизацию, а также способствовало уходу под воду острова Фера. Это не единственное его извержение. В 1886 году он целый год извергал куски лавы прямо из моря на 500-метровую высоту.
  • Вулкан Монтань-Пеле (Мартиника) . Извержение началось в апреле 1902 года. Уже 8 мая он накрыл пылью город, расположенный в 8-километровой зоне от него. Около Мартиники морское дно опустилось на пару сотен метров.
  • Вулкан Невадо-дель-Руис (Колумбия) . Извержение началось 13 ноября 1985 года, и всего в течение 10 минут был уничтожен город Армеро с населением в 29 000 человек.
  • Вулкан Пинатубо (Филиппины). На протяжении долгих 622 лет он считался потухшим. Но 12 июня 1991 года он уничтожил 18 км территории вдоль себя. Последствием такой катастрофы является понижение температуры и уменьшение озонового слоя, которое способствовало образованию крупной озоновой дыры.
  • Вулкан Катмай (Аляска). Его извержение 6 июня 1912 года было самым крупным в истории ХХ века.

Надеемся, что доклад про вулканы для детей помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение про вулканы Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

КОП для детей старшего дошкольного возраста

«Эти загадочные вулканы или как происходит извержение вулкана»

Пермский край, г. Чайковский

МАДОУ детский сад № 5 «Родничок»

Бриль Татьяна Владимировна

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!»

Китайская пословица

Направленность практики познавательная .

Краткая характеристика данного практикума :

Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса , развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагается ряд игр. В игровой форме ребята сделают много удивительных открытий о свойствах и возможностях окружающих их предметов.

Лаборатория – отличная возможность заинтересовать ребенка наукой и секретами познания окружающего мира в увлекательной, развлекательной интригующей форме. Дети с удовольствием участвуют в проведении захватывающих опытов, в процессе которых познают законы природы , развивают любознательность и задаются новыми вопросами, на которые с удовольствием ищут ответы с помощью взрослых.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Данный кратковременный образовательный практикум способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Цель эксперимента:

Дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении - «вулкан», наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).

Задачи:

1. Познакомить с природным явлением – вулканом , наглядно показать связи между живым и неживым в природе, побудить детей к эмоционально-познавательной деятельности. Формировать представления о типах вулканов , опасностях, которые они представляют.

2. Развивать мышление, логику, творчество ребенка. Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Словарь:

гора, вулкан, кратер, жерло, лава, щелочь, кислота.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов

Беседы о видах вулканов

Просмотр презентаций

Чтение детских энциклопедий

Изготовление макета вулкана.

Материал : Макет вулкана , поддон; сода, уксус; свекольный сок (красители), моющая жидкость; чайная ложка, пипетка, 2 презентации про вулканы , коробка с предметами для работы геолога, рюкзак.

ХОД :

В зал заходят дети.

- Карта России

Ребята, как называется наша страна?

Посмотрите, какая она большая!

- В какой части России? (Пермский край, Урал) (покажите на карте)

Богата наша страна лесами, полями и реками!

Чем еще богата еще наша страна? (полезными ископаемыми)

Кто знает, что такое полезные ископаемые?

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Кто их находит? (геологи)

Раздается звонок: ….

В-ль отвечает: Алло! Что случилось? Да!

Ребята, поступило предложение собрать бригаду геологов для изучения камней.

Вы хотите попасть в экспедицию?

Для этого надо собраться в дорогу!

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ СУМКУ ГЕОЛОГА»

На столе лежат разнообразные предметы : ручка, тетрадь, компас, молоток, бутерброд, 2-3 вида разных игрушек, аптечка.

Дети должны выбрать нужные предметы для геолога и объяснить свой выбор.

Ну а теперь, когда у нас есть все необходимое, в путь!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

- Вот мы и пришли на гору.

- Ребята посмотрите, предыдущая экспедиция собрала коллекцию камней, а нам ее надо изучить.

Посмотрите сколько много! Какие они все разные? (рассматривают и называют)

(рядом с коллекцией на разносе лежат 2 камня (простой и пемза) и записка.

Воспитатель читает записку: Уважаемые исследователи, к нам попали 2 неизвестных камня! Помогите определить откуда они!

Ребята, как будем определять? (опыт: сравнить камни по цвету, по форме, по размеру, по весу…

Как вы узнали, какие камни тяжелые, а какие легкие? (В руках подержать)

Ребята, а если камни в воду опустить они утонут?

Давайте попробуем. (дети опускают камни в воду)

Оба камня утонули? (нет)

Как вы думаете где можно найти такие камни (везде)

Что это за камень, который не утонул? (пемза)

Почему он не утонул?

Откуда она берется?

Отгадайте загадку : Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

( Вулкан )

Ребята, вспомните, что такое - вулкан ?

- Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава .

Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана ?

Посмотрите что же такое вулкан на самом деле!!! (просмотр видео).

Картинка «Строение вулкана»

- Вулкан это большая гора с крутыми склонами.

На самой вершине вулкана находится кратер . Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана , дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана , называется лавой. Вулканы извергаются по-разному . Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно», и застывает на склонах.

- Ребята, как вы думаете, какой вред приносят вулканы? Какую пользу?

- Предлагаю достать карту и рассмотреть ее. У нас в России есть вулканы. (Камчатка)

Какие еще бывают вулканы? (действующие, спящие, потухшие).

- Ребята, как вы считаете, мы можем в помещении увидеть извержение вулкана? (нет) Почему?

- А на таком вулкане мы можем посмотреть? (демонстрация макета вулкана)

Ребята, какой это вулкан? (спящий)

Где же можно его разбудить? (В лаборатории)

Предлагаю отправиться в лабораторию!

В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. И встречает нас лаборант.

(Демонстрация опыта на макете вулкана)

Ребята, вы хотите сами провести извержение вулкана?

Перед началом опыта нужно надеть халаты.

Повторяем правила безопасности (схема)

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

1. Работа под наблюдением воспитателя (лаборанта).

2. Надо работать аккуратно, четко соблюдая правила

3. ничего не брать в рот

4. осторожно насыпать вещества

5. осторожно наливать жидкости.

6. лаву не трогать.

7. использовать салфетку.

А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? Х - самому пользоваться нельзя, это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Воспитатель объясняет последовательность проведения опыта:

В "кратер вулкана" насыпаем 2 столовые ложки соды;

добавляем 1 ложку красной краски (гуаши);

затем - 1 ложку жидкого мыла.

Смешиваем лимонную кислоту с водой

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"

Вулкан просыпается

Кто закончил, предлагаю вам обозначить на схеме: показать стрелками, в какой последовательности вы проводили опыт.

Опыт основан на том, что окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях. В данном случае опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой.

Подведение итогов: - Что нового вы узнали?

Что вам понравилось больше всего?

Д/з Провести дома еще один опыт с апельсиновым соком и содой.

Вулканы для многих непосвященных кажутся чем-то фантастическим и непостижимо грозным. Для того чтобы получить более полное представление об этих объектах приведем интересные факты о вулканах.

Единственным вулканическим камнем, плавающим на поверхности воды, является вулканическая пемза. Для нее характерен серый цвет, этот камень пронизан полыми отверстиями, образовавшимися при охлаждении камня. Этот процесс сопровождался выходом газов, которые и образовали отверстия.

Извержения самых огромных вулканов, называемых супервулканами, зачастую вызывают ужасающие последствия. Это и огненный дождь, проливающий на многие мили вокруг самого вулкана, и глобальные изменения климата, обусловленные попаданием пепла в атмосферу. К счастью, подобные вулканы извергаются в среднем несколько раз за 100000 лет. Об одном из них, расположенном на территории национального парка Йеллоустоун, ученые утверждают, что, по всей вероятности, готов для очередного извержения.


Самым крупным из наблюдавшихся извержений считается деятельность вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава. Извержение унесло жизни 100000 человек. По мнению исследователей именно в Индонезии расположено наибольшее количество исторически активных вулканов. Всего их 76.


Большинство вулканов появляется на границах тектонических плит, образующих поверхность земли. Другие вулканы, например, Йеллоустонский, находятся в иных «горячих точках» с прорывающейся из земных глубин магмой.


Исландия, также называемая землей огня и льда, наделена природой самым большим количеством вулканов региона, называемого «среднеокеаническая Атлантическая гряда». Потрясшее многих недавнее извержение Эйяфьятлайокудля неизмеримо слабее взрыва Скаптара, нанесшего страшный урон продовольственным запасам острова и ставшего причиной голода, повлекшего гибель двадцати процентов населения.


Приводя интересные факты о вулканах нельзя не рассказать о тяжелых последствиях от произошедшего в 1991 году на Филиппинах извержения вулкана Пинатубо. В результате выброса вулканом в атмосферу планеты 22 миллионов тонн серных соединений температура понизилась на 0,5 градуса.


Интересна способность вулканов к росту – накапливающиеся лава и пепел наращивают его высоту.


Потухшими вулканы называют в том случае, когда ученые считают, что их извержений больше не будет. Про вулканы с затихшей на время активностью говорят, что они спящие.


Если в процессе извержения вулкана разрушаются стенки, сдерживающие лаву, то возникает громадный кратер, получивший название кальдера.


Вулкан Келимуту, расположенный в Индонезии, имеет на вершине три необычных озера. Вода в каждом из них периодически приобретает различные цвета – бирюзовый, зеленый, черный или красный. Эти превращения вызываются реакцией вулканических газов, вступающих в химическую реакцию с разными минералами, которые растворены в воде. Этим и обусловлена смена окраски озер.


Высочайшим вулканом Земли считается Мауна Лоа на Гавайях. Его высота равна 4 тысячам метров над уровнем моря. На этом острове находятся пять вулканов.


При извержениях вулканов происходит выброс в атмосферу мелких частиц пепла, способных рассеивать солнечные лучи. Это придает атмосфере коралловые и оранжевые оттенки и добавляет красочности закатам.


Большинство островов Атлантического океана образовалось в результате вулканической деятельности.


Среди достопримечательностей острова Лансароте из группы Канарских островов ресторан со звучным названием El Diablo (с испанского переводится как «дьявол»). Повара этого ресторана готовят пищу непосредственно над жерлом действующего вулкана. Отметим, что его температура превышает 400 °C.


Ученые относят индонезийский архипелаг к части земной коры, находящейся в процессе становления. При этом одни острова постепенно или неожиданно появляются из морской пучины, в то время когда другие погружаются в нее. Это следствие частых землетрясений, воздействий большого числа действующих вулканов, а также роста коралловых рифов. Такие изменения требуют частых внесений поправок в карту Индонезии.


Находящийся на острове Киу-Шиу в Японии вулкан под названием Асо является самым большим вулканом на свете. Кратер вулкана имеет ширину 14 километров, длину 23 километра и глубину 500 метров.


Частота извержений находящегося в Сальвадоре вулкана Исалько составляет 8 минут. За двухсотлетнюю деятельность вулкана произошло свыше 12 миллионов его извержений.


Интересное видео. Вулкан страха: