Троицкий (Троице-Петровский) собор. Высоко-петровский монастырь Высоко петровский ставропигиальный мужской монастырь

АДРЕС: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, 28.

Время работы: Ежедневно с 7:00 до 19:00

Метро: «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская»

Телефоны:
+7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам)
+7 495 236-94-24 (канцелярия, факс)
+7 495 621 37 30 (кадровая служба, бухгалтерия, юридическая служба)
+7 903 670 64 74 (паломническая служба, Роман Криницын)

E-mail:
[email protected] (помощник наместника, канцелярия)
[email protected] (паломническая служба)
[email protected] (пресс-служба; послушник Богдан (Семенюк)

Звонки принимаются:
Понедельник-пятница с 10:00 до 19:00

РЕСТАВРАЦИЯ

В 2016 году по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы в Высоко-Петровском монастыре начались работы по реставрации на двух объектах культурного наследия федерального значения. Ими стали:

  1. Церковь Пахомия , 1753-1755 гг.». Адрес: ул. Петровка, д. 28, стр. 7. Ныне храм Петра и Павла.
  2. «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Колокольня с надвратной церковью , 1690 г.». Адрес: ул. Петровка, д. 28, стр. 3. Надвратный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Договор подряда заключен с ОАО «Реставрационные компании». Авторский надзор: ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация».

Подрядчики выставили леса и реставрируют фасады.

Планы на 2016 год

По храму Петра и Павла: реставрация белокаменных фасадов и декора; ремонтно-реставрационные работы в интерьерах, устройство полов; воссоздание окон и дверей; ремонт и реставрация крыши; устройство системы водостока.

По колокольне с надвратной церковью: реставрация фасадов, лепного декора; реставрация покрытий полов верхних ярусов, гульбища и интерьеров; реставрация межъярусных лестниц; воссоздание окон и дверей; ремонт главы (промывка позолоченных поверхностей), окрытие выступающих частей здания; устройство системы водостока.

ИСТОРИЯ

Высоко-Петровский монастырь основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву. Это явилось очередной важной вехой в становлении города как церковного и государственного центра Руси. Среди строителей и благодетелей обители: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах монастыря совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI-го до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».

Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Святыня воздвигнута на месте более древнего деревянного храма.

В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этого образа и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.

Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась полной победой будущего императора. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–1693 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевой Лавре. В знак особой близости обители и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.

Значительный ущерб монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 года. В нем остановились на постой около тысячи французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у стен обители со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в обители была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, церковь не могла вместить всех молящихся. Здесь, как и в некоторых других храмах оккупированной Москвы, за богослужениями возносились молитвы о победе русского оружия.

9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.

По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.

Но даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать монашеская община. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам как святое монастырское послушание).

На протяжении всей истории настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Обитель, несмотря на свою скудность, предоставляла свою территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища.

С 1863 года и до революции 1917 года в стенах монастыря располагались: Общество любителей духовного просвещения, епархиальная библиотека и филиал Варнавинского общества трезвости.

Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и начали совершаться богослужения.

10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода в обители возродилась монашеская жизнь.

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.

Церковь Пахомия

MINOLTA DIGITAL CAMERA

Processed by: Helicon Filter;

Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы

Не большим преувеличением будет сказать, что Высоко-Петровский монастырь – это место, в котором «зарыт» секрет того, как Москва из небольшого города, в котором совсем не было каменных храмов, превратилась в великую столицу России.

История монастыря

Началось все примерно 700 лет назад, когда князь Юрий Данилович, борясь за Великое княжение, отбыл на два года по делам государственным, оставив править городом своего брата Иоанна. Молодой князь Иоанн, сын Даниилы Московского и внук Александра Невского, был богобоязненным человеком и хотел всегда иметь возможность обращаться за духовным советом к мудрому святителю. Поэтому он пригласил из Владимира в Москву погостить Русского Митрополита Петра.

Знакомство молодого князя и святого старца стало судьбоносным для русской земли. Они подружились, и святитель решил остаться в малолюдной Москве. Он был склонен к уединению и попросил разрешение выстроить монастырь на высоком берегу речки Неглинной, возле селения Высокое. Летописи не сохранили точной даты, но у историков есть веские основания предполагать, что это произошло в 1315-1317 годах. Обитель была названа в честь его небесного покровителя.

Митрополит завещал похоронить себя в Кремле, в Успенском соборе. Постепенно все больше нитей церковной, духовной, а за ними и государственной жизни тянулось к этим святым мощам, к Москве. Вся православная Русь обращала лицо свое и помыслы к благодати Божией, царящей в храме на месте погребения святого. Постепенно маленькая Москва стала огромным городом-объединителем раздробленных Русских земель.

Все героические и трагические события, проходившие в первопрестольном граде, оказались неотделимы от жизни Высоко-Петровского монастыря. Вместе со столицей монастырь страдал от набегов татар и поляков, от разрушительных войн и пожарищ, вместе с нею он восстанавливался и украшался стараниями Великих князей и простых горожан.

Достопримечательности обители

Особая близость храма к царской семье дала право Высоко-Петровскому монастырю называться в народе «государевым богомольем». В конце XVII века монастырь обнесли крепкой каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и воздушной.

Главная святыня в монастыре – мощи святого Петра, митрополита Киевского и Московского, и каждое утро, ровно в семь часов, над ними монахи совершают молебен. Хранятся в Высоко-Петровском монастыре частицы мощей других святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и, переданные несколько лет назад из Киева, частицы мощей всех святых Киево-Печерской лавры.

Сама церковь имеет уникальную архитектурную форму в виде восьми лепестков, она была спроектирована в таком виде в 1514 году (архитектор Алевиз Фрязин Новый). В 1684 году церковь Боголюбской Богоматери была оснащена роскошным декором в стиле московского барокко. В юго-западной части есть часовня над могилой монаха Киприяна (Нарышкина К. П.), дедушки Петра I. Сам Великий Петр тоже был в монастыре, в честь этого события была воздвигнута Трапезная церковь Сергия Радонежского.

В наши дни Высоко-Петровский монастырь имеет огромную историческую, архитектурную ценность, а кроме того он по-прежнему остался одним из главных центров духовной силы православных. Посещение монастыря оказывает умиротворяющее действие, очищает душу от тревог и вселяет уверенность, что все будет хорошо.

Видео:

Троице-Петровский собор

В 1933 году Решением Облисполкома закрыт Троицкий собор - старейшая церковь Петербурга и его первый кафедральный собор. На заре петербургской истории, эта церковь была центром молодого Петербурга, располагаясь на его главной площади - Троицкой. Незадолго до своего закрытия эта историческая церковь была в очередной раз восстановлена, но… ей больше не суждено было стоять посреди Троицкой площади: вскоре после закрытия, в октябре 1933 года, храм был снесен… Троицкий собор был заложен 16 мая 1703 года, когда еще не было дома Петра I и Петропавловской крепости. Это первое сооружение Санкт-Петербурга. Деревянная церковь неоднократно горела, но быстро восстанавливалась. Троицкий собор - символ российской государственности, так как в ней Петр I принял титул российского императора. Архитектура Троицкого собора явилась эталонной для всех первых храмовых построек города, в том числе для каменного Петропавловского собора. Собор (в версии 1709 года) решено было восстановить к Юбилею города. Сохранились обмерные чертежи церкви, выполненные по указанию Петра архитектором И. Бланком в 1725 г. и позволяющие с большой точностью воссоздать это творение Доменико Трезини. Археологическими исследованиями установлено расположение фундамента церкви петровского времени, поэтому построенная на основе исторических обмерных чертежей церковь может стать уникальным туристическим объектом и одновременно действующим храмом, оборудованным в соответствии с современными инженерно-техническими и противопожарными требованиями.

Троицкая площадь. Троицкий собор. Любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол. Однако, в январе 1732 г. был издан указ о возведении каменного храма, ибо «оная церковь совершенно обветшала… и невозможно свечи зажигать, что всегда от ветру угасают», отчего даже пришлось разобрать колокольню. Свои проекты предлагали видные архитекторы, но в апреле 1743 г. было приказано восстановить «ровно такую, какова прежде быша». Часть икон происходила из прежнего иконостаса, часть написали заново. Однако 27 марта 1750 г. храм полностью сгорел… от упавшей свечки.

На этот раз храм хотели выстроить совершенно новый, но Императрица велела использовать деревянную церковь, которая при постройке третьего Летнего дворца (на месте Михайловского замка) была разобрана, но сохранена. Зимой 1743 г. ее поместили на место и стали собирать по проекту С. А. Волкова, воспроизводя прежний вид Троицкого храма. Сруб был двойным. 1 июня 1756 г. восстановленный собор с новым трехъярусным иконостасом торжественно освятили.

Его ремонтировали несколько раз, самый существенный – после наводнения 1824 г. Следующий крупный ремонт был проведен через сорок лет. Появился новый фундамент и часовни. Были написаны дополнительные образа.

В храме хранились ценные художественные произведения: пальмовый крест XIV века с Афона с изображением жизни Спасителя, подаренный молдавскому господарю Кантемиру, золоченая серебряная утварь и напрестольное Евангелие в богатом окладе, ряд старинных образов из московских церквей. Особое место занимали вещи, сделанные Петром I: небольшой резного мрамора образ Благовещения, паникадило из слоновой кости, коробочка для ладана и бывшее с царем в Азовском походе стрелецкое знамя.

В 1873 г. при соборе было открыто благотворительное общество, содержавшее богадельню и ясли.

Надо сказать, с церквями на этой площади за всю их историю постоянно что-то случалось. Так, в ночь на 7 февраля 1913 г. уже собор сильно пострадал от пожара: сгорели купол и крыша, притвор и колокольня. Через две недели Синод объявил о сборе средств на сооружение нового. Объявили конкурс, видные зодчие представили множество проектов, но ни один из них не нравился строительному комитету, учрежденному специально для этой цели. Там предложили восстановить собор «как историческую святыню… символ современной русской Империи».

Тогда сгоревший храм покрыли временной крышей, а службы проводили в его деревянной двухпрестольной копии. Она простояла до конца 1927 г. Новые колокола отлил Валдайский колокольный завод, плафон в этом временном здании написал С.Т. Шелков.

Из-за революции реставрировать собор начали только в 1924 г. Работы велись под руководством Е.И. Катонина на деньги прихожан. Через два года, 17 октября восстановленный храм был освящен.

Но прослужил он недолго. В 1933 г. его закрыли, а через два месяца безжалостно снесли. Несмотря на то, что он числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. В то же время часть икон из собора отдали в Русский музей. Освободившееся место занято разбитым после войны сквером.


Высоко-Петровский монастырь является одним из древнейших монастырей в городе Москве. Его владения занимают практически целый квартал и заключены между , и Крапивенским переулком.

История обители тесно связана с образованием великого Московского княжества.

Еще в 1325 году Иван Калита, озаботившийся объединением вокруг Москвы русских земель, предложил митрополиту Киевскому и всея Руси Петру перенести в окрестности города из Киева митрополитничью кафедру, на что патриарх ответил согласием.

Место под Высокопетровский монастырь выделили на берегу реки у села Высокое. Первым культовым зданием, построенным на этом месте, стал деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Исходя из этого, первоначально монастырь звался Петропавловским.

Фото 1. Высокопетровский монастырь расположен по улице Петровка, 28/2

В 1326 году митрополит Петр умирает. Местом его упокоения стал Успенский собор в Кремле. Через некоторое время паломники, посещавшие его могилу, заговорили о случаях исцеления от различных хворей. Основываясь на этих фактах, Константинопольский Вселенский собор причислил патриарха к лику святых в 1339 году.

Иван Калита, в свою очередь, тоже решил увековечить имя патриарха Петра и переосвятил церковь Петра и Павла во имя святителя Петра митрополита Московского. Сам монастырь стали именовать Петровским.

Помимо своего прямого назначения, Петровский монастырь выполнял и роль одного из оборонительных сооружений города, защищавших Москву с севера. В северное оборонительное кольцо также входили Страстной, Никитский и монастыри.


Фото 2. Высоко-Петровский монастырь (ансамбль зданий) в Москве

В конце пятнадцатого столетия великий князь Василий III решает украсить Москву с тогдашними окрестностями зданиями и храмами, выстроенными из камня. Для этих целей в первопрестольную приглашается итальянский зодчий Алевизио Ламберт иди Монтаньяно, больше известный потомкам, как Алевиз Фрязин Новый.

Одним из проектов великого архитектора, помимо кремлевского Архангельского собора и собора во имя Смоленской иконы Богоматери в Новодевичьем монастыре, стал храм Петра - Митрополита Московского, что на территории мужского монастыря в поселении Высоком. Построили культовое сооружение в период с 1514 по 1517 годы.

Расцвет московского Высоко-Петровского монастыря в последней четверти семнадцатого века связывают с покровительством знатного рода бояр Нарышкиных, которые приходились родственниками по материнской линии будущему императору Петру I.



Дело в том, что их московские владения располагались рядом с монастырскими стенами (со временем, Нарышкинские палаты вошли в комплекс местных зданий), и посему обитель стала любимым молитвенным местом этой семьи. Часто бывала здесь и мать Петра Первого - Наталья Кириловна (есть предположение, что и сына своего она назвала в честь почитаемого и любимого святого Петра).

В 1694 году монахи Боголюбского монастыря преподносят юному Петру икону - список чудотворного образа Боголюбской иконы Богоматери, в честь которой будущий император повелел в 1684 году построить на месте Покровской церкви одноименный храм. Культовое сооружение стало усыпальницей рода бояр Нарышкиных. Под его сводами покоятся 18 родственников великого Петра I.

На территории Высоко-Петровского монастыря, по-соседству с Боголюбской церковью, возвышается небольшая часовня, установленная над могилой Кирилла Нарышкина.



В 90-е годы семнадцатого столетия в обители появились Святые врата с храмом во имя Покрова Богородицы и колокольней в два яруса. Повеление на строительство дал сам Петр I, который таким образом хотел увековечить память своих дядьев - Ивана и Афанасия, погибших у него на глазах во время стрелецкого бунта, произошедшего в мае 1682 года. Кроме этого, в южной части монастырской территории выстроили кельи с небольшой церквушкой, в которой монахи молились за убиенных.

После возвращения Петра Первого из Троице-Сергиевой лавры, где скрывался от стрелецкого бунта 1682 и 1689 годов, он повелел выстроить в Высоко-Петровском монастыре храм во имя Сергия Радонежского во славу своего спасения.



Конец семнадцатого века ознаменовался борьбой за власть между юным Петром, обосновавшимся в Петровском монастыре, и царевной Софьей, его сестрой, выбравшей своей резиденцией .

Петр укрепляет стены обители, в месте центрального креста храма Сергия Радонежского повелевает укрепить корону - символ царственной власти, а также построить у этой святыни царское крыльцо, с которого в дальнейшем наблюдал за проходящими Крестными ходами.

После своей победы над царевной Софьей юный царь перестал укреплять монастырь как крепость.



Два новых культовых сооружения на территории Высоко-Петровского монастыря появились уже при правлении Елизаветы Петровны. Так, в 1744 году здесь построили церковь во имя Толгской иконы Богоматери по проекту архитектора И.Ф. Мичурина (средства выделила статс-дама Н.А. Нарышкина). В период с 1753 по 1755 годы над южным воротами обители появился храм во имя Пахомия Великого, сооруженный на средства тогдашнего настоятеля архимандрита Пахомия.

События 1812 года не прошли стороной Высоко-Петровскую обитель. Строения были значительно разрушены и осквернены. Так, церковь во имя Пахомия Великого переосвятили лишь спустя 100 лет. Кроме этого, на территории монастыря французы расстреливали жителей Москвы, которых обвиняли в тогдашних поджогах первопрестольной. Тела жертв закапывали у монастырской колокольни.



Высоко-Петровский монастырь большевики упразднили в 1922 году, а последние богослужения в одном из храмов пришлись уже на 1929.

В Боголюбском храме-усыпальнице устроили механический завод, предварительно очистив его от всех надгробий. Церковь во имя Сергия Радонежского превратили в спортивный зал, отдав его впоследствии для репетиций знаменитому ансамблю «Берёзка». В монастырских палатах разместили шляпную мастерскую и точку общепита.