Древние путешественники. Ученых и путешественников античности дальние Подпишись на самые интересные новости волгограда

Часть 1

Ответами к заданиям 1 — 24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Комментарий. Задания 1 — 3 выполняются на основе текста публицистического стиля небольшого объёма.

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3

(1) Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2) _____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3) Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты — завоёвывать новые земли.


1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты — завоёвывать новые земли.

2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.

3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.

4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.

5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.

Комментарий. Задание 1 требует внимательного прочтения текста два раза. При первом чтении вникаете в смысл, при втором находите главную информацию. Она должна быть достаточно полной и точной. Такая информация содержится в предложениях 3 и 5: именно в них сообщается обо всех целях путешествий в античные времена.

Ответ: 35

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Так как

2. Однако

3. К счастью,

4. Кажется,

5. По-видимому,

Комментарий. Задание 2 требует установить средство связи между предложениями 1, 2. Отношения между ними противопоставительные. Значит, следует использовать противительный союз «однако».

Если сомневаетесь в выборе слова, попробуйте на месте пропуска поставить другие из предлагаемых слов. Вы увидите, что ни одно из них не подходит для соединения этих предложений.

Ответ: однако

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ́, -и, вин. зе́млю, мн. зе́мли, земе́ль, зе́млям,

1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. — планета людей.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.

4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на

землю. Аренда земли.

Комментарий. Задание 3 требует знания лексики, а именно — многозначных слов, каким и является слово «земля». Чтобы определить, в каком именно значении оно употреблено, обратитесь к тексту, уясните смысл выражения: «завоёвывать новые земли». Какие земли завоёвывают? Чужие. Посмотрите на варианты ответа: в одном из них (5) есть подсказка.

Ответ: 5

4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бралАсь

углубИть

прИданое

досУг

корЫсть

Комментарий. Идём дальше. Задание 4 относится к орфоэпии — правилам произношения. В данном случае требуется знание норм ударения. Если затрудняетесь сразу определить слово с ошибкой, попробуйте отметить и исключить те, произношение которых точно знаете. Вы выберете то, что является ответом. Кажется, задание совсем простое, но многие делают в нём ошибки. Нормы нужно просто знать.

Ответ: прида́ное

5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Всю дорогу говорили о ЖИТЕЙСКИХ мелочах.

2. Хвойный мшистый лес ОДЕВАЕТ все горы и доходит вплотную до берега моря.

3. Наши натуры так чисты, так мягки, так ЭСТЕТИЧНЫ, что болезненно сжимаются при всяком несколько грубом прикосновении.

4. АРТИСТИЧНАЯ карьера Лили Кедровой достигла пика в конце её жизни.

5. Казакевич в ЛАКОВЫХ ботинках, мгновенно промокших, медленно шагал за Боковым, отмахиваясь руками от мокрых ветвей, так и норовивших ударить по лицу.

Комментарий. Задание 5 относится к стилистике. Предлагается выбрать пример с ошибкой: использование слова в несвойственном ему значении. Путаница возникает из-за наличия в языке паронимов, которые близки по произношению и написанию, но имеют абсолютно разные значения. Если затрудняетесь сразу определить, где ошибка, попробуйте заменить это слово синонимом (синонимами) и посмотрите, как оно себя ведёт. Если синоним подходит, то и данное слово употреблено верно, а если нет, здесь ошибка. Пройдёмся по заданным предложениям.

1. ЖИТЕЙСКИХ — бытовых, будничных. Синонимы подходят, значит, слово употреблено верно.

2. (Лес) ОДЕВАЕТ (горы) — покрывает — верно.

3. ЭСТЕТИЧНЫ — изысканны, нежны — верно.

4. АРТИСТИЧНАЯ — игривая, одарённая (карьера)? Неверно. Правильно: артистическая.

5. ЛАКОВЫЕ (ботинки) — блестящие, покрытые лаком — верно.

Ответ: артистическая

6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

возвращается ИЗ ЧЕМПИОНАТА

ВКУСНЫЙ фрукт

ПЯТЕРО ягнят

плантации ЧАЯ

килограмм ВАФЕЛЬ

Комментарий. Задание 6 на знание грамматики, правил соединения слов.

Ответ: счемпионата

7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.

9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

А) Предложение с деепричастным оборотом, построенное с нарушением грамматических норм. Нам предлагаются 2 предложения с деепричастными оборотами (2, 3). Мы знаем, что деепричастный оборот обозначает добавочное действие, относится к действующему предмету. В 3 м предложении действующий предмет — это «мы». Мы попали в архив и искали. Здесь всё верно. Во 2 м предложении грибница собирала грибы и не должна быть повреждена. Абракадабра какая-то. Ошибка в предложении 2.

Б) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Мы имеем 2 предложения с названиями изданий (1, 7). Знаем, что слова «журнал», «газета», «роман», «книга», «фильм»... в такой ситуации изменяются по падежам, а названия их употребляются в именительном падеже. Это правило соблюдается в 1 м предложении, а в 7 м — нет. Должно быть так: о журналах «Звезда» и «Ленинград». Ошибка в предложении 7.

В) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Они должны употребляться в одних грамматических формах. Чтобы упростить работу, исключаем предложения 1, 2, 3, 7: мы уже поработали с ними. Идём по порядку: В 5 м предложении: открыт благодаря поддержки (чего? родительный падеж). Это неверно. Правильно: благодаря поддержке (чему? дательный падеж). С производным предлогом «благодаря» употребляется только дательный падеж. Ошибка в предложении 5.

Д) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. Глаголы в предложении употребляются в зависимости от описываемой ситуации. Одновременные действия могут быть названы глаголами одного вида и времени.

Значит, мы должны найти среди оставшихся предложение с несколькими глаголами. Это предложение 9. Глаголы: (учитель) выслушал (прошедшее время, совершенный вид) , смотрел (прошедшее время, несовершенный вид) , захохотал (прошедшее время, совершенный вид) . Ошибка: 2 глагола употреблены в форме прошедшего времени, совершенного вида, а 1 глагол в форме прошедшего времени, несовершенного вида.


Ответ: 27659


Плавание Ганнона

Один из самых древних путешественников, о котором до нас дошли сведения, был Ганнон из Карфагена. Карфаген находился на побережье Северной Африки (около современного г. Туниса). Это был богатый и сильный город-государство. Его купцы имели многочисленные поселения на островах Сицилия, Корсика, Сардиния. Смелые карфагенские моряки не раз выходили в Атлантический океан. На юге Пиренейского полуострова они основали крупный торговый город Гадес (теперь он называется Кадисом).

Около 525 г. до н. э. из Карфагена по решению сената отправилась в далекое плавание большая экспедиция на 60 пятидесятивесельных кораблях для исследования западных берегов Ливии (как тогда называлась Африка), чтобы подыскать места для колоний. Возглавил экспедицию Ганнон - один из карфагенских суффетов - высших должностных лиц. Он должен был отвезти впоследствии на новые поселения 30 тыс. колонистов.

Миновав Столбы Мелькарта (Гибралтарский пролив) и сделав непродолжительную остановку в Гадесе, корабли двинулись вдоль неведомых берегов на юго-запад. Шли то на веслах, то на парусах. Через двое суток, когда солнце едва успело рассеять утренний туман, вдали на берегу показалась широкая равнина, а за ней виднелся лес. По равнине протекала река (современная река Сус). Место понравилось карфагенянам. Здесь решили основать первое поселение. Его назвали Тимиатерия. Продвигаясь дальше к югу, карфагеняне основали еще несколько колоний. По пути мореплаватели не раз видели мирно пасущихся слонов и других африканских животных.

Наконец, достигли устья большой реки Лике (современная река Себу). По ее берегам жили пастухи-кочевники, гостеприимно принявшие мореплавателей. От них Ганнон узнал, что южнее лежит остров Керна. Там у местных жителей в обмен на различные товары можно получить много золотого песка. Ганнон отправил большую часть кораблей в Карфаген, а сам с несколькими кораблями двинулся дальше на юг в поисках Керны. Вскоре потянулись однообразные пустынные берега. Ветер дул с материка, принося изнуряющую духоту и зной.

Так плыли много дней. Наконец песчаные берега начали сменяться травянистыми лугами. Все чаще стали появляться группы деревьев. Обогнув покрытый лесом мыс, корабли вошли в залив Рио-де-Оро («Золотая река»), расположенный у северного тропика. В заливе пристали к небольшому острову Керна. Карфагеняне разложили на берегу свои товары (ткани, железные предметы, кольца, браслеты и другие украшения), зажгли костры, чтобы привлечь внимание местного населения, и возвратились на корабли. Через некоторое время они вновь сошли на берег и нашли взамен оставленных товаров кожаные мешочки с золотым песком.

Желая закрепить остров Керна за Карфагеном, Ганнон поселил здесь нескольких матросов, снабдив их всем необходимым. В скором времени их должны были заменить колонисты. Продолжая плавание, корабли Ганнона достигли устья Сенегала - крупнейшей реки Западной Африки. Но подняться по ней далеко вверх не удалось. Местные жители, одетые в звериные шкуры, встретили нежданных гостей градом камней. Пришлось повернуть обратно. После второй неудачной попытки высадиться на берег Ганнон вернулся на Керну.

Пополнив запасы воды и продовольствия, он предпринял еще одно плавание на юг. Долго плыли корабли. Когда путешественники высаживались на берег, местное население встречало их недружелюбно. Однажды моряки, только что устроившиеся на ночлег, были поражены удивительным зрелищем: многочисленные огни вспыхивали через определенные промежутки времени во всех направлениях. Что это могло быть? Вероятно, с помощью костров передавались сигналы о прибытии чужеземцев. В другой раз, высадившись на берег залива Западный Рог, моряки ночью были разбужены громкими криками, звуками флейт и барабанов. Охваченные страхом, не дождавшись рассвета, путешественники подняли якоря и отплыли от берега.

Плыли все дальше на юг. Стали замечать, что берег отклоняется к востоку. В полдень солнце поднималось так высоко, что предметы не отбрасывали тени. Полярная звезда совсем низко висела над горизонтом. В течение четырех суток Ганнон и его спутники наблюдали мощное извержение вулкана Феон-Охема (Камерун на берегу Гвинейского залива), что значит «колесница богов».

Трое суток корабли носило по бурному морю, пока не прибило к берегам тихого залива Южный Рог (залив Габон у экватора). Пристали к небольшому острову в глубине залива. Здесь можно было бы отдохнуть и заняться починкой кораблей. Но неожиданно на карфагенян напали огромные гориллы. Вступив в бой с этими страшными обезьянами, карфагеняне заставили их обратиться в бегство. Трех животных удалось убить. Их шкуры решили отвезти в Карфаген.

Закончив починку кораблей, Ганнон решил вернуться в Карфаген. Он боялся, что для дальнейшего плавания не хватит продовольствия. Плавание Ганнона было одним из самых замечательных путешествий древности. После него на протяжении двух тысяч лет (до середины XV в.) никто из мореплавателей не осмеливался проникнуть южнее вдоль берегов Африки.

Путешественники древней Греции

Выдающимся путешественником древности был греческий историк и географ Геродот из города-порта Галикарнаса на западном побережье Малой Азии. Он жил в эпоху, когда древняя Греция вела тяжелую борьбу с могучей Персидской державой. Геродот решил написать историю греко-персидских войн и подробно рассказать о природе и жизни населения стран, которые находились в то время под властью Персии.

Свои путешествия Геродот совершил в 460-450 гг. до н. э. Он посетил греческие города на побережье Малой Азии. Затем побывал во многих районах Балканского полуострова (на территории современных Болгарии и Югославии). Продолжительное путешествие, обессмертившее его имя, Геродот совершил в Скифию - страну, занимавшую южные области Украинской ССР.

На одном из греческих кораблей Геродот направился в греческую черноморскую колонию Ольвию. Здесь прожил несколько недель. Из города он совершил ряд поездок по стране, встречался со многими скифами. До Геродота Скифия была мало известна грекам. Они имели смутное представление о стране, хотя и вели с ней торговлю. Сведения Геродота имеют исключительно большое значение для истории юга нашей Родины.

Геродота, который родился и вырос в гористой и лесистой местности, Скифия поразила огромными безлесными равнинами, тучными пастбищами. Скифская зима, длящаяся несколько месяцев, показалась Геродоту суровой. Он писал, что в Скифии зимой пролитая вода «не делает грязи» (т. е. замерзает). Лето ему показалось также очень холодным и дождливым. Поразили Геродота огромные реки Скифии - Гипанис (Южный Буг), Борисфен (Днепр), Танаис (Дон) и др. Он знал с детства, что в Греции реки берут начало в горах, но в Скифии гор нет. По его мнению, эти реки должны начинаться в каких-то больших озерах. Несмотря на этот ошибочный взгляд, Геродот в общем верно охарактеризовал Скифскую равнину. Особенно заинтересовали Геродота племена, населявшие Скифию и соседние области. Скифы, обитавшие в степной и отчасти лесостепной зонах, разделялись на земледельцев и скотоводов.

Необычным казался грекам кочевой образ жизни скифов-скотоводов. Геродот собрал интересные сведения о народах, живших к северу, северо-востоку от скифов. Он узнал об охотниках-тиссагетах и ирках, населявших «каменную и неровную землю» (это, вероятно, Приуралье и Прикамье), о растущих там густых лесах, где водятся бобры, выдры и другие пушные звери. Дальше же у подножия высоких и недоступных гор (это уже, несомненно, Уральский хребет) живут племена аргипеев. У них бритые головы, а лица плоские, с большими подбородками. Аргипеи употребляют в пищу плоды дерева «понтик» (черешня). Сок этих плодов, смешанный с молоком, они называют «асхи». Вероятно, речь шла о калмыках, которые в то время жили у подножия Урала.

Геродоту сообщили, что еще дальше лежат места обитания одноглазых людей - аримаспов. Там много золота. Но его стерегут грифы - страшные чудовища, похожие на львов, с орлиными клювами и крыльями. На крайнем Севере, за Скифией, расположены необитаемые земли, там очень холодно, все время лежит снег и полгода стоит ночь.

Из Скифии Геродот отправился на Черноморское побережье Кавказа. От жителей Колхиды он узнал, что за горами простирается огромное Каспийское море, а за ним - обширная равнина. Там живут воинственные племена - массагеты. До Геродота греки представляли Каспий как залив океана и не знали, что лежит восточнее него.

Возвратившись на родину, Геродот спустя некоторое время отправился в новое путешествие - во внутренние районы полуострова Малая Азия и на Месопотамскую низменность. Он очень подробно описал город Вавилон с его высокими каменными стенами, с огромной библиотекой и роскошными садами на террасах. Из растений Месопотамии его особенно заинтересовали финиковые пальмы. Из плодов этих пальм население приготовляло хлеб, вино и мед. Понравились Геродоту суда, плавающие по Тигру и Евфрату. Их корпус круглой формы сделан из ивовых прутьев и обтянут кожаным чехлом.

В Вавилоне Геродот узнал много нового об «отдаленнейшей из стран Востока», какой для греков была Индия. Ему рассказывали, что в Индии в огромном количестве добывается золото; там много диковинных растений: тростник, из одного колена которого будто бы можно сделать лодку (бамбук); злак, зерно которого «варят и едят вместе с шелухой» (рис); деревья с плодами в виде клубка шерсти - из нее жители Индии делают себе одежду (хлопчатник). Греки того времени не знали хлопчатобумажных тканей.

Много времени Геродот провел в Египте. Он побывал в городах, посетил знаменитые пирамиды и сфинкса, поднялся вверх по Нилу до Сиены (современный Асуан). Геродот отметил также особенности природы Египта: отсутствие облачности и дождя, подъем и разлив воды в Ниле в самое жаркое время года, много животных, неизвестных в Греции и Малой Азии (крокодилы, гиппопотамы, различные рыбы и птицы).

После Египта Геродот побывал в городах Северной Ливии (Африки), где собрал интересные сведения об обитателях северной части Африканского материка и оазисов в пустынной песчаной зоне. Сведения Геродота о древнем населении Сахары подтверждаются новейшими археологическими данными (рисунки на скалах в Тибести, Фсццане и Оране).

В 449 г. до н. э. Персия была разгромлена греками. На историческую арену выдвинулись Афины - греческий город-государство как господствующая на Средиземном море держава. У власти в Афинах стал выдающийся оратор и политический деятель Перикл. При нем Афины стали политическим и культурным центром древней Греции. Наряду с другими учеными приехал в Афины и Геродот. Здесь он прочел главы из своего труда, названного «История». Этот труд содержит много ценных географических сведений.

Великим путешественником древней Греции был Пифей из Массилии (так назывался в то время г. Марсель на южном берегу современной Франции). Экспедицию Пифея организовали торговцы Массилии для отыскания неведомых стран, где есть олово и янтарь. Пифей не только выполнил поручения торговцев, но и совершил несколько географических открытий, прославивших его имя.

Путешествие Пифея началось в марте 325 г. до н. э. Два пятидесятивесельных корабля вышли из гавани Массилии. Их путь лежал к Гибралтарскому проливу, который находился в руках карфагенян и был закрыт для прохода чужеземных судов. Во время грозы под покровом темной ночи им удалось миновать стражу и выйти в Атлантический океан. Днем и ночью шли корабли на парусах и на веслах на запад, стараясь как можно дальше отойти от опасных мест.

Во время ночлега в устье одной реки Пифей, наблюдая приливы и отливы, первый высказал правильную мысль о том, что это явление связано с притяжением водной оболочки Земли Луной.

Плывя на север, Пифей достиг крупного кельтского города Карбилона в устье Луары. От местных жителей он узнал, что олово к ним поступает из более северных стран, а из Карбилона сухопутным путем его отправляют в южные страны, к берегам Средиземного моря.

На побережье полуострова Бретань и на острове Уксисама (современный Уэссан в Западной Франции) Пифей встретился с племенами венетов и осисмиев. От них он узнал, что олово привозят с лежащих на севере островов. Один из островов называется Альбион или Британия. Рядом с ним лежат небольшие острова Касситериды («Оловянные»).

На юго-западной оконечности острова (полуостров Корнуэлл) он ознакомился с добычей и выплавкой олова. Закупив олово, Пифей отправил один корабль в Карбилон, а на другом продолжил плавание к северу вдоль западных берегов Британии.

Пифей первый наблюдал и установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи. Чем дальше продвигался он на север, тем летний день становился все длиннее и длиннее. У северных берегов Британии он отметил продолжительность дня в 18 часов, а ночи - 6 часов. От берегов Северной Шотландии Пифей переправился к Оркнейским и Шетландским островам. Отсюда он совершил знаменитое плавание

в далекую страну Туле, с которой жители Британии вели торговлю. От жителей Туле Пифей узнал, что севернее лежат местности, где летом солнце вообще не заходит, а зимой совсем не появляется! Там, рассказывали ему, лежит скованный льдом океан и земли необитаемые...

Где могла находиться эта легендарная страна Туле? Большинство современных ученых считают, что Туле - это район Тронгеймс-фьорда на западном берегу Норвегии у 64° с. ш.

В древности ни один путешественник до Пифея и после него не поднимался до таких высоких широт. Проплыв вдоль южных берегов Северного моря, Пифей достиг местности, где жили германские племена, добывающие янтарь. Они собирали кусочки янтаря, оставляемого морем на берегу во время отлива. Этот янтарь они выменивали кельтам на железные изделия. От кельтов янтарь попадал в Массилию и другие области Средиземноморья.

Проникнуть дальше к востоку Пифею не удалось. У западных берегов полуострова Ютландия он попал в густой туман, нависший над мелководьем. Пифей сделал вывод, что здесь кончается область обитания людей. Ему казалось, что здесь «нет более земли, моря или воздуха, а смесь всего этого... земля, море и вообще все висит в воздухе; здесь невозможно ни ходить пешком, ни плыть на корабле».

Выменяв железные изделия на янтарь, Пифей отправился в обратный путь. Он оставил описания своих путешествий, но они до нас полностью не дошли. Мы знаем о них по тем отрывкам, которые сохранились у других древних авторов.

Малайские мореплаватели

Если наложить на карту Европы карту Малайского архипелага, вычерченную в том же масштабе, то острова его вытянутся огромной дугой на пространстве от Ирландии до устья Волги. Это гигантское созвездие островов раскинулось по обе стороны экватора - на 7° к северу и на 10° к югу, между Азией и Австралией. Десятки тысяч островов - крупных, средних, мелких и мельчайших - образуют как бы тысячемильные цепи, которые тянутся длинными дугами в сторону Филиппин, Новой Гвинеи и северных берегов Австралийского материка. Между этими островами, утопающими в зелени тропических лесов, наделенными неисчерпаемыми природными богатствами, плодородными почвами, многочисленными естественными гаванями, лежат внутренние моря, где дуют благоприятные для мореплавания муссонные ветры. Через эти моря - Южно-Китайское, Яванское, Целебесское, Банда, Тиморское - проходит сквозной водный путь из Индийского океана в Тихий, от берегов Индии и Цейлона к берегам Филиппин, Китая, Кореи, Японии, к Новой Гвинее и Австралии.

Для народов, населяющих Малайский архипелаг, море издавна было родной стихией. На своих легких лодках и кораблях островитяне пересекали моря и продвигались далеко на запад вдоль южных берегов Азии. Еще в начале нашей эры малайцы с Больших Зондских островов пересекли весь Индийский океан с востока на запад и добрались до Мадагаскара.

Коренные жители Мадагаскара - мальгаши происходят от далеких малайских предков и говорят на языке малайского происхождения. В другую сторону - на восток - незримые нити связывают с малайцами и обитателей островов Полинезии. Достоверные исторические сведения о малайцах относятся к первым векам нашей эры; тогда самые западные острова архипелага - Суматра и Ява, а столетием позже Калимантан - стали заселять переселенцы из Южной Индии и Бенгалии.

Реки Суматры несут свои буровато-желтые, мутные воды через непроходимые леса. Истоки рек лежат на западе, на склонах хребта Барисан. Быстрые горные ручьи сливаются на высоком плато, изрезанном глубокими оврагами и ущельями, которое окаймляет предгорья Барисана с севера. Между плато и морем простирается низменная болотистая равнина. Здесь реки текут в непролазных джунглях - римбе. У самого моря широкие речные русла распадаются на бесчисленное множество рукавов и протоков, пробивающих себе путь в сплошной стене мангровых зарослей.

В римбе и на лесистом плато жили бродячие племена - батаки, ала, гаджу, ачин, сакаи. Не умея возделывать землю, они добывали себе пищу охотой и сбором плодов дикорастущих фруктовых деревьев.

В то же время в речных дельтах жили оседлые малайские племена, родственные коренным обитателям глубинных частей Суматры. На тучных, обильно орошаемых землях они выращивали рис, снимая по два урожая в год. Каждый клочок земли приходилось отвоевывать у девственного леса, каждый шаг в знойной, дышащей влажной гнилью римбе стоил неимоверных усилий.

На Яве, где преобладают высокие равнины и легко проходимые горные гряды, борьба за землю была не столь жестокой и суровой. Яванцы заселили не только берега, но и внутренние области острова; на склонах гор уступами исполинской лестницы врезались рисовые поля.

На островах в устьях рек возникли очаги богатой культуры, созданной трудолюбивыми и мужественными народами Суматры и Явы. И хотя многое воспринималось от индийских переселенцев, малайская культура, выросшая на родной почве, отличалась самобытностью.

На Суматре и Яве возникли цветущие города, создались сильные и обширные государства. В VII в. на берегах Малаккского пролива уже существовала могучая морская держава Шривиджайя. Ее столица находилась в нижнем течении р. Муси, примерно там, где теперь г. Палембанг, главный центр индонезийской нефтяной промышленности.

Вокруг столицы виднелись тщательно возделанные рисовые поля и множество селений. В 918 г. иранский историк Абу Сеид Хасан писал, что «в час, когда петухи в городе Забаг (Шривиджайя) возвещают своим пением наступление дня, на клич этот отзываются все их собратья на расстоянии 100 и более парсангов» (парсанг - около 6 км. - Ред.).

Жизнь кипела на берегах Малаккского пролива; через него проходил Великий азиатский морской путь, с которым сливалась «дорога пряностей». Она вела от Молуккских островов, Тимора и Сулавеси к Шривиджайе.

Страны южных морей описали купцы и пилигримы, а позднее - арабские географы и путешественники. Эти труды рассказывают о кораблях с командами в 600, 700 и 1000 человек каждый, ведомых опытными кормчими; о чудесных дворцах и храмах, о богатых рисовых полях и широких дорогах, прорубленных в знойной римбе. Тысячи путей вели от берегов этих земель к Азиатскому материку и вдоль его южной окраины далеко на запад.

Прошли века. Перестали существовать прежде могучие и обширные царства: исчезла Шривиджайя; распалась великая яванская империя Маджапахит, простиравшаяся в середине XIV столетия от Филиппин и Новой Гвинеи до западной оконечности Суматры.

Повсюду возникли многочисленные княжества - обломки прежних империй. Во многих княжествах выросли богатые и сильные торговые города. Это были удивительные города. Тростниковые хижины, глинобитные тесные и грязные домики беспорядочно лепились к огромным складам, корабельным верфям, портовым причалам. Темные, узкие переулки кишели притонами и харчевнями. На пристанях, заваленных товарами, теснился разноплеменный люд. Чужеземцев здесь было не меньше, чем местных жителей. Суда стояли в гаванях впритык друг к другу.

В час разгрузки на палубах порой разгорался яростный спор чужеземных купцов с дородными таможенными досмотрщиками. Местные правители неукоснительно взимали пошлины с каждой партии товара. Купцы платили, но издержки искупали с лихвой: на этом морском базаре можно было заключить любые сделки.

Но все эти города затмила Малакка - ничтожная рыбачья деревушка в начале XV в, а к концу его - величайший торговый порт, «Венеция азиатских морей». Небольшая река делила город на две неравные части. К югу от реки в зелени садов белели стены мечетей и дворцов.

На северном берегу реки за длинным рядом приземистых грязно-белых складов была деловая часть города: рынок, дома местных купцов и четыре иностранных квартала. Здесь порой располагалось до 10 тыс. торговых гостей: купцы и мореплаватели из разных индийских царств, цейлонцы, сиамцы, бирманцы, жители яванских и суматранских городов, капитаны легких двухмачтовых кораблей из гаваней Сулавеси, с Молуккских островов, Тимора, Бали, островов Банда. Приезжали в Малакку иранцы, сирийцы, армяне, греки, египтяне и их компаньоны по торговле пряностями - венецианцы.

От моря к реке, полукругом огибая богатые купеческие кварталы, тянулась широкая полоса трущоб. Тростниковые хижины, легкие навесы на бамбуковых жердочках, глинобитные конуры, пещеры, вырытые в рыхлой красноватой земле, были беспорядочно рассеяны среди смрадных куч, складов корабельного леса, загонов для скота, унылых мусульманских кладбищ.

В Малакке было тридцать тысяч домов. В ее гавани стояло более сотни кораблей. Сюда привозили златотканые материи из Сирии, опиум и ароматические смолы из Аравии, слоновую кость и черное дерево из Африки, хлопчатые ткани из Гуджарата и Бенгалии, ковры и дорогое оружие из Ирана. Приходили в Малакку корабли с Запада, используя весенний попутный муссон. А с югостровостока, с Молуккских островов, купцы привозили пряности. Громадные тюки с гвоздикой, перцем, мускатным орехом перегружались в Малакке на местные и чужеземные корабли. Пряности шли в Пекин и в Киото, в Каир и в Венецию. На свои острова молуккские купцы увозили хлопчатые ткани и шелка.

Изучая португальские, малайские и другие письменные источники, можно сделать вывод, что из Малакки, суматранских и яванских городов далеко на запад и восток уходили корабли еще задолго до того, как у берегов Индии и Малакки появились португальцы.

Корабли строили малайские и яванские мастера. Один португальский летописец начала XVI в. писал: «Эти джонки (так здесь называют корабли) гораздо больше наших кораблей и похожи на них. Нос и корма по форме у них одинаковы и снабжены рулями, а паруса делаются из тростника... и корабли эти грузоподъемнее наших и более надежны в плавании, и бортовые надстройки на носу и на корме у них высокие, так что судно похоже на верблюда».

На этих судах малайские кормчие смело выходили в открытое море. Они располагали превосходными морскими картами, которые португальцы ценили дороже золота. Пользуясь этими картами, португальские капитаны совершали «открытия» в морях Малайского архипелага. О путешествиях малайских мореплавателей мы пока знаем немного. Этим вопросом лишь в последние годы всерьез занялись ученые Индонезии.

Путешествие Марко Поло

Марко было 15 лет, когда из далекого и продолжительного странствия вернулись в Венецию его отец Николо и дядя Матео - богатые купцы. Это было в 1269 г. Они побывали в Крыму, на Средней Волге, в городах Самарканде и Бухаре, в Монголии, ставке монгольского хана. По их словам, Монгольская империя протянулась от Дуная до берегов Тихого океана.

Китай был под властью хана Хубилая. Хан гостеприимно принял братьев Поло и, когда они собрались в обратный путь, поручил им передать письмо папе римскому (главе католической церкви), в котором выражал готовность установить дипломатические отношения.

Только через два года (1271) братья Поло получили ответное письмо папы и подарки для хана Хубилая. На этот раз Николо взял с собой 17-летнего сына Марко. Так началось знаменитое 24-летнее путешествие Марко Поло. Путь до Китая был долгий, он занял около 4 лет (1271-1275).

Старый хан Хубилай принял семью Поло очень радушно. Очень понравился хану смышленый молодой Марко. Старшие Поло, Николо и Матео, занимались торговлей, а юноша выполнял дипломатические поручения хана. Он бывал во многих районах, от прибрежных городов до Восточного Тибета,

Семья Поло прожила на чужбине 17 лет. Хан Хубилай долго не отпускал их на родину. Им помог случай. Братья Поло и Марко вызвались сопровождать монгольскую и китайскую принцесс, отдаваемых в жены монгольскому правителю Ирана, который жил в Тебризе. Отправлять невест с богатыми подарками через внутренние районы Азии было небезопасно: там шла война между монгольскими князьями. Поло решили плыть на кораблях.

Весной 1292 г. флот из четырнадцати четырехмачтовых кораблей отплыл из порта Зайтун (Цюань-чжоу). Во время путешествия вокруг восточных и южных берегов Азии Марко Поло узнал о Японии, об островах Индонезии («лабиринте 7448 островов»), о стране Чамбо на восточном берегу Индокитая. Из Тихого океана в Индийский корабли прошли Малаккским проливом, сделали трехмесячную остановку на берегу острова Суматра. После остановки на острове Цейлон и плавания вдоль западных берегов Индии корабли вошли в Персидский залив и бросили якорь в г. Ормузе, где Поло побывали около 22 лет назад. Во время плавания по Индийскому океану Марко Поло удалось получить некоторые сведения об африканском побережье, Эфиопии, островах Мадагаскар, Занзибар и Сокотра.

Доставив принцесс в Персию, семья Поло добралась до черноморского города Тробзона и оттуда на корабле вернулась в Венецию. Вся Венеция поразилась, узнав, сколько сокровищ - драгоценных камней - привезли с Востока три путешественника...

Вскоре вспыхнула война между Венецией и Генуей за первенство в торговле на Средиземном море. Марко Поло снарядил за свой счет корабль и сам участвовал в сражении. Вместе со своей командой он был взят в плен и заточен в генуэзскую тюрьму. Там Марко Поло рассказывал заключенным о своих путешествиях по далеким странам. Один из пленников - итальянский писатель Рустичано - записал рассказы венецианца обо всем, что тот видел и слышал во время своего замечательного путешествия.

Спустя некоторое время Марко Поло был освобожден из тюрьмы и вернулся в Венецию. Умер он знатным, уважаемым человеком в 1324 г. Его книга заинтересовала современников. Вначале она ходила во многих рукописных списках. Впервые издана была в 1477 г., а затем переведена на многие языки. Эта книга познакомила европейцев с далекими странами Востока, с их природой, обитателями, культурой. Правда, не все в ней было достоверным. Но то огромное количество ценнейших сведений, о Востоке, которые собрал Марко Поло во время путешествий, сделало этот труд любимой книгой таких выдающихся мореплавателей, как Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернандо Магеллан. Подробнее см. статью . Книга Марко Поло сыграла немаловажную роль в открытии Америки и морского пути в Индию.

Путешествие за три моря

Среди старинных землепроходцев и мореплавателей, побывавших в далеких странах, почетное место занимает замечательный русский путешественник, тверской купец Афанасий Никитин. Он побывал в Индии за 30 лет до Васко да Гамы и проник в такие районы страны, где до него не бывал ни один европеец. Как же забросила судьба Афанасия Никитина на берега Индийского океана?

Осенью 1466 г. из Москвы на родину возвращался посол Ширванского ханства.

Услышав в Твери (ныне Калинин) о возвращении посольства, Афанасий Никитин с другими купцами решил присоединиться к каравану посла и поехать в Ширван торговать. Ширванское ханство лежало на юго-западных берегах Каспийского моря. Оно включало города Баку, Дербент и Шемаху. Ханство вело большую торговлю со многими странами Востока.

Снарядив два корабля, Никитин с товарищами поплыл в Нижний Новгород (ныне Горький), где, дождавшись посла, двинулся вниз по Волге. Путешествовать с посольством было удобнее и безопаснее. У посла была охрана, ему давали грамоты на беспрепятственный проезд, предоставляли лоцманов. В то

время граница Русского государства проходила по Оке и пересекала Волгу чуть южнее Нижнего Новгорода. Дальше лежали земли, захваченные татарами.

Около Астрахани на караван судов напал отряд татарского хана Касима. В стычке было убито несколько человек, четырех татары взяли в плен. Имущество и товары многих купцов, в том числе и Никитина, были разграблены.

Приключения на этом не окончились. Во время плавания по Каспийскому морю (оно называлось Хвалынским) корабли застигла буря. Один из кораблей был выброшен на берег у г. Терки (ныне Махачкала). Русские купцы, плывшие на нем, попали в плен к местным жителям - кайтакам. Афанасий Никитин, находившийся на корабле посла, благополучно достиг Дербента. Почти целый год провел он в Ширванском ханстве, пока не выручил товарищей из плена. Некоторые из освобожденных решили вернуться на родину, другие остались в Шемахе. Сам

Никитин отправился в Баку, а затем в Персию (Иран). Он не мог вернуться на родину без товаров и без денег - для торговли он взял много товара в долг. Его могли бы привлечь - к суду как должника. Никитин был грамотным, предприимчивым и смелым человеком. Он решил попытать счастья в других странах. Поработав в Баку на нефтяных промыслах и заработав немного денег, он переправился на южный берег Каспия в персидский город Чапакур.

Тверской купец Афанасий Никитин побывал в Индии. за 30 лет до португальского мореплаватели Васко да Гамы и проник в такие районы, где» до него не бывал ни один европеец

Двигаясь по древнему караванному пути, Никитин дошел до Бендер-Абаса на берегу Персидского залива. Оттуда переправился в г. Ормуз, лежащий на острове у входа в залив.

Этот город был в те времена одним из самых богатых в Азии. Здесь пересекались торговые пути из Индии, Китая, Египта и Малой Азии. Об Ормузе говорили: «Мир - кольцо, а Ормуз- драгоценность в нем».

Здесь Никитин пробыл целый месяц. Все его поражало: тропическая жара, сильный знойный ветер, ежесуточные приливы и отливы моря, верблюды, навьюченные бурдюками с пресной водой, обычай покрывать коврами и циновками раскаленные камни мостовых и многое другое.

В Ормузе Никитин узнал, что отсюда в Индию вывозятся породистые лошади, которые там очень ценятся. Купив коня, Никитин 9 апреля 1469 г. поплыл в Индию. Трудным и опасным было это шестинедельное плавание по бурному Аравийскому морю. Плыл Никитин на небольшом судне - таве, построенном без гвоздей.

Высадился он в индийском городе Чауле (южнее современного Бомбея) Отсюда начались его почти трехлетние странствия по стране. Все, что его интересовало, Никитин заносил в дневник: о темнокожих длинноволосых жителях, о том, что богатые люди и «князья» одеваются роскошно, а простой народ ходит почти нагим; о пышных выездах султана в сопровождении тысячного войска и 300 наряженных в золоченые покрывала слонов; о тяжелой доле индийских крестьян, разоряемых бесконечными налогами и поборами.

Он и сам вызывал всеобщее любопытство. За ним ходили толпами, с интересом разглядывали его необычную одежду, белый цвет лица, русые волосы...

Афанасий Никитин побывал во многих городах нагорья Декан. Два месяца он прожил в Джуннаре. Здесь он застал начало периода летних муссонов, принесших относительную прохладу. Это время года Никитин назвал «зимой», отметив, что «всюду вода да грязь». Ливень продолжался, по словам Никитина, «день и ночь четыре месяца». Наблюдательный путешественник заметил, что расположение звезд на небе в Индии иное, чем над Русью. Он подружился со многими семьями индийцев. Это помогло ему подметить особенности обычаев и нравов населения. Ему бросились в глаза страшная разобщенность между мусульманами и индуистами, деление населения на религиозные секты, не признающие друг друга.

В Бидаре Никитин выгодно продал коня. Однажды друзья пригласили его на красочный праздник «ночи бога Шивы» в г. Парват. Никитин очень точно и подробно описал этот праздник, на котором собиралось до 100 тыс. человек. Много интересного в этом городе увидел Никитин. Особенно большое впечатление произвели на него замечательные архитектурные сооружения, созданные индийским народом.

Никитин собрал интересные сведения и о тех районах Индии, где ему самому не удалось побывать: о крупном приморском городе Каликуте, об острове Цейлон, месте добычи драгоценных камней и рынке слонов. Слышал русский путешественник и о далеких странах Востока - о стране Шабот, «где родится шелк и жемчуг» (Индокитай), о стране Чин и Мачин, откуда привозят фарфор (Китай).

Все чаще вспоминает Никитин о родной земле. Нет в мире страны, подобной ей, восклицает он. В начале 1472 г. из приморского города Дабула Никитин отправился в обратный путь. Целый месяц буря трепала корабль. В октябре 1472 г. Никитин достиг черноморского города Тробзона (Трапезунда). Впереди лежало третье море, которое он должен был пересечь. Первым было Каспийское, или Хвалынское, вторым - Аравийское море (Индийское). Договорившись с моряками, Никитин переправился на берег Крыма. Корабль зашел в Балаклаву, затем в Гурзуф и закончил плавание в Кафе (Феодосия). Эти города были в то время генуэзскими колониями и вели большую торговлю с Русью, Польшей, Литвой. В Кафе Никитин встретил русских купцов. Вместе с ними он отправился на родину. В дороге, недалеко от Смоленска, Никитин умер в конце 1472 г.

Так закончилось беспримерное путешествие Никитина «за три моря». Тетрадь с записями Никитина его попутчики передали в Москву главному дьяку Ивана III Василию Мамыреву, а тот распорядился включить их в летопись. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина - замечательное географическое произведение XV в., один из лучших источников по истории средневековой Индии. В 1955 г. в г. Калинине на берегу Волги был открыт памятник отважному русскому путешественнику.

Самое древнее путешествие на Земле

Самым древним путешествием, доподлинно известным науке, считается экспедиция, отправленная из Египта царицей Хатшепсут три с половиной тысячи лет назад. Об этой экспедиции рассказывает надпись на древнеегипетском храме. «Путешествие по морю,- говорится в ней,- счастливое отплытие на восток. Благополучное прибытие в страну Пунт, чтобы доставить чудесные вещи всякой чужеземной страны... Не случалось этого при других царях... Обширная область, которую египтяне знали только понаслышке... Жители Пунта ничего не знали о египтянах... Нагружаются корабли до отказа чудесными произведениями страны Пунт: черным деревом и настоящей слоновой костью, необработанным золотом, ароматной смолой, павианами, мартышками, борзыми собаками, шкурами леопардов... Путешествие по морю и благополучное прибытие и радостное причаливание...»

Где же находилась эта страна Пунт, берегов которой достигли египетские мореплаватели? Ученые предполагают, что Пунтом древние египтяне называли Сомали, самую восточную оконечность Африки. Ученые точно установили дату этого путешествия - оно началось летом 1493 г. до н. э. После первого путешествия связь с страной Пунт стала постоянной. Так, водной из надгробных надписей прославляется кормчий Хнемхотеп за то, что он не менее 11 раз плавал с кормчим Хви в страну Пунт. Но затем в связи с упадком древнего Египта путешествия прекратились.



Этим храбрецам человечество обязано не только интересными сведениями, но и научными открытиями

И во времена, которые мы называем «доисторическими», были люди, которым не сиделось на месте, которые стремились туда, за горизонт. Они отправлялись в полную неизвестность, не имея в распоряжении достойных транспортных средств и способов защиты, думая не о себе, а о великой цели, которую поставили и в конце концов достигли.

Ганнон - 505 год до нашей эры

wikimedia

Карфагенянин (житель государства Карфаген, располагавшегося на территории современного Туниса – прим. ред .) Ганнон считается самым первым из всех известных путешественников. Карфагенский сенат снарядил 60 галер, на каждой из которых сидело по 50 гребцов. Этому флоту предстояло совершить рискованную экспедицию - дойти до западных берегов Африки и колонизировать землю. Во главе экспедиции стоял Ганнон. Всего в путешествие отправлялось тридцать тысяч человек - сегодня их назвали бы переселенцами: их миссией было освоить новые земли.

Плавание через Атлантический океан тогда было невероятно опасным. Тем не менее, Ганнон с соратниками, преодолев все препятствия на пути, достиг берегов Западной Африки. На одном из островов (по всей видимости, относившемся к группе Канарских островов) путешественники обнаружили множество горилл и приняли их за «диких людей». Надеясь наладить контакт, карфагеняне взяли в плен троих «дикарей», но вскоре из-за агрессивности горилл их пришлось убить.

На других островах карфагеняне заключали дружеские и торговые союзы с местными жителями. Добравшись до Южного Рога, путешественники поняли, что рискуют остаться без припасов - они заканчивались. Тогда Ганнон принял решение возвращаться домой. В Карфагене, в храме Молоха, в память об этом путешествии поставили большую мраморную плиту, на которой высекли описание великого путешествия.

Геродот (484 - 425 гг. до нашей эры)


pixabay.com

Древнегреческий ученый - историк и географ, Геродот прославился как «отец истории», а также как один из первых путешественников. Он составил первое более-менее точное описание реального мира для своих современников - основываясь на собственных наблюдениях и на рассказах других людей.

Чтобы получить сведения, необходимые для написания своего самого известного труда - «Истории» - Геродот объехал все страны, доступные в то время. Он побывал в Греции и Египте, в Персии и Вавилонии, в Малой Азии и Южной Италии, на островах Средиземного моря и в Крыму.

Путешествовать Геродот начал примерно в 20 лет, и его целью была именно наука - он стремился собрать как можно больше сведений о происходящих событиях, о народах, населявших разные земли. Первое его путешествие вылилось в крупное исследование о тех народах, которые в ту пору еще не были известны грекам. Геродот писал в своих трудах о греко-персидских войнах, о нравах и обычаях персов.

Он первым описал Скифию и населяющие эту страну народы, дал полное описание реки Истр (Дунай), которая течет через всю Европу, и Борисфена (Днепр). В трудах Геродота большое внимание уделяется скифским мифам - например, о Геркулесе . Пишет он и об амазонках - женщинах-воинах.

Позже Геродот побывал в Северо-Восточной Африке, в Кирене, первым в истории описал эти территории. Очень интересные сведения Геродот собрал о Египте, причем современные ученые по большей части подтверждают правильность его описаний.

Пифей (340 г. до нашей эры)

wikimedia

Трагедия Пифея заключается в том, что его рассказы о далеких странах вызывали у современников недоверие и насмешки. А ведь его храбрость заслуживает уважения - он отважился пуститься в опасное плавание через Атлантику на одном-единственном корабле. Экспедиция Пифея направлялась на Север - они надеялись найти в неизведанных землях олово и янтарь. Такое поручение дали Пифею его земляки-торговцы из города Массилии (Марсель). Пифей отлично справился с поручением, сделав при этом несколько важных географических открытий.

Например, продвигаясь к северу, он заметил, что, чем дальше к северным широтам, тем длиннее становится день. Так была установлена зависимость между длиной дня и ночи и географической широтой. Кроме того, он первым догадался о том, что приливы и отливы связаны с притяжением Луны. Пифей открыл, что Полярная звезда не может служить точным ориентиром на север. Все эти и другие открытия он смог совершить благодаря своим путешествиям.

Евдокс (II век до нашей эры)

Греческий ученый-географ Евдокс начал свои путешествия с посещения Египта и Индии.

Наняв крупный корабль и два баркаса, Евдокс поплыл по водам Атлантики. Неизвестно, как далеко он пробрался. Ученые остерегаются чрезмерно доверять его свидетельствам, потому что нет достоверных подтверждений. Однако точно известно, что по приказу фараона Птолемея Евдокс посетил Индию, поплыв туда в сопровождении индийского проводника. Затем последовало второе путешествие в Индию - Евдокса отправила туда царица Клеопатра, чтобы он привез индийские благовония.

Решив обогнуть Африку, отважный путешественник почти осуществил головокружительный план, однако погиб в самом конце пути.

Страбон (64/63 г. до нашей эры - 23/24 г. нашей эры)

wikimedia

Древнегреческий путешественник и географ Страбон был известен всесторонней образованностью. Он оставил после себя потрясающий труд - «Географию» в 17 томах, в которой содержались самые подробные и разнообразные сведения о многих странах и народах. Главы о закаспийских землях, об азиатской Скифии, о Кавказе актуальны и интересны и сегодня.

Страбон много путешествовал. Неоднократно бывал в Египте и составил подробное описание Александрии, описал египетские пирамиды, много рассказывал о чудесах света.

Страбон прожил долгую жизнь и умер в Риме. Его «География» - важнейший и интереснейший памятник древнегреческой науки.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2)_____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3)Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.

3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.

4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.

5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Так как

3. К счастью,

4. Кажется,

5. По-видимому,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ , -и, вин. зе млю, мн. зе мли, земе ль, зе млям,

1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. - планета людей.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.

4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

прИданое

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Всю дорогу говорили о ЖИТЕЙСКИХ мелочах.

2. Хвойный мшистый лес ОДЕВАЕТ все горы и доходит вплотную до берега моря.

3. Наши натуры так чисты, так мягки, так ЭСТЕТИЧНЫ, что болезненно сжимаются при всяком несколько грубом прикосновении.

4. АРТИСТИЧНАЯ карьера Лили Кедровой достигла пика в конце её жизни.

5. Казакевич в ЛАКОВЫХ ботинках, мгновенно промокших, медленно шагал за Боковым, отмахиваясь руками от мокрых ветвей, так и норовивших ударить по лицу.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

возвращается ИЗ ЧЕМПИОНАТА

ВКУСНЫЙ фрукт

ПЯТЕРО ягнят

плантации ЧАЯ

килограмм ВАФЕЛЬ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) В газете «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.
6) Если каждый из 10 миллионов туристов будут совершать покупки, экономика Андорры продолжит процветать.
7) А. Ахматова так и не дожила до отмены постановлений о журналах «Звезде» и «Ленинграде».
8) Чаще питались растениями и существовавшие в древности мамонты.
9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..негрет

предл..гать

хв..стливый

б..рюзовый

расст..лающий

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и...гнание, ра...чертить

пр...бабка, с...жаление

пр...ображение, пр...забавный

и...полнение, бе...грамотный

пре...посылка, о...гадать

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё .

пирож... к

размеж...вка

парч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

закле...вший

невид...мый

обид...вший

движ...мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Кто-то суетился, кричал, что необходимо сейчас же, тут же, (НЕ)СХОДЯ с места, составить какую-то коллективную телеграмму.

2. В передней, (НЕ)ОСВЕЩЁННОЙ лампочкой, под потолком на стене висел велосипед без шин.

3. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами (НЕ)ВЫТИРАЕМОЕ окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и паутине висела забытая икона.

4. На дверях комнаты № 2 было написано что-то (НЕ)СОВСЕМ понятное: «Однодневная творческая путёвка».

5. Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе (НЕ)ПОНЯТНУЮ надпись: «Перелыгино».

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

2. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

3. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

4. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

5. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

6. Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На стекля(1)ых полках шкафов, инкрустирова(2)ых перламутром, подсвече(3)ы лампочками серебря(4)ые украшения.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Работы И. К. Айвазовского пользовались огромным успехом как у художников так и у обычных зрителей.

2. Ходит по лесу осень и развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины.

3. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

4. Пытаюсь сравнить десятки цветов и оттенков и не могу найти удачных сравнений.

5. Весной П. И. Чайковский радовался солнцу теплу первой зелёной травке.

16

Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Весна (1) по мнению специалистов (2) будет затяжной и прохладной, а лето (3) наоборот (4) сухим и жарким.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё дело было в той атмосфере сказки (1) в которую я погрузился (2) и (3) которая тотчас пробудила в душе добрые (4) и светлые чувства.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В этих местах замечательная рыбалка (1) и (2) если у вас есть свободное время (3) то вы можете провести его у реки (4) которая просто кишит рыбой.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(4)Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США, женщина, которая сидела рядом и вязала свитер. (5)Спицы позвякивали в её руках. (6)Петля цеплялась за петлю... (7)Внутри межконтинентального времени струилось старинное, неизменное время наших бабушек. (8)На печи сонно попискивали цыплята, светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне Кошкино. (9)А под крылом «Боинга» проносились Азорские острова... (10)Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела - и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно явно остановилось вместе с сердцем - стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки...

(12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь - когда много дел или же когда отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью... (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит...

(21)Люди деловые, организованные уверяют, что они - хозяева Времени. (22)Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить. (23)Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. (24)Он должен находиться в курсе, на уровне, соответствовать. (25)Он служит Времени как языческому богу, принося в жертву свою свободу. (26)Не время расписано, а человек расписан. (27)Время командует. (28)Гончие Времени мчатся по пятам.(29)Каждого человека можно представить как потребителя времени. (З0)Он перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу. (31)И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное пропадает, всё равно принято считать, что времени не хватает, его мало. (32)Автор убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится всё настоятельней. (ЗЗ)Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять человеку смысл его деятельности. (34)Время - это народное богатство, такое же, как недра, лес, озёра. (35)Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. (З6)Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. (37)Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». (38)Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко Времени. (39)И учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2)_____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3)Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.

3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.

4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.

5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Так как

3. К счастью,

4. Кажется,

5. По-видимому,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ , -и, вин. зе млю, мн. зе мли, земе ль, зе млям,

1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. - планета людей.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.

4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

прИданое

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Всю дорогу говорили о ЖИТЕЙСКИХ мелочах.

2. Хвойный мшистый лес ОДЕВАЕТ все горы и доходит вплотную до берега моря.

3. Наши натуры так чисты, так мягки, так ЭСТЕТИЧНЫ, что болезненно сжимаются при всяком несколько грубом прикосновении.

4. АРТИСТИЧНАЯ карьера Лили Кедровой достигла пика в конце её жизни.

5. Казакевич в ЛАКОВЫХ ботинках, мгновенно промокших, медленно шагал за Боковым, отмахиваясь руками от мокрых ветвей, так и норовивших ударить по лицу.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

возвращается ИЗ ЧЕМПИОНАТА

ВКУСНЫЙ фрукт

ПЯТЕРО ягнят

плантации ЧАЯ

килограмм ВАФЕЛЬ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) В газете «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.
6) Если каждый из 10 миллионов туристов будут совершать покупки, экономика Андорры продолжит процветать.
7) А. Ахматова так и не дожила до отмены постановлений о журналах «Звезде» и «Ленинграде».
8) Чаще питались растениями и существовавшие в древности мамонты.
9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..негрет

предл..гать

хв..стливый

б..рюзовый

расст..лающий

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и...гнание, ра...чертить

пр...бабка, с...жаление

пр...ображение, пр...забавный

и...полнение, бе...грамотный

пре...посылка, о...гадать

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё .

пирож... к

размеж...вка

парч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

закле...вший

невид...мый

обид...вший

движ...мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Кто-то суетился, кричал, что необходимо сейчас же, тут же, (НЕ)СХОДЯ с места, составить какую-то коллективную телеграмму.

2. В передней, (НЕ)ОСВЕЩЁННОЙ лампочкой, под потолком на стене висел велосипед без шин.

3. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами (НЕ)ВЫТИРАЕМОЕ окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и паутине висела забытая икона.

4. На дверях комнаты № 2 было написано что-то (НЕ)СОВСЕМ понятное: «Однодневная творческая путёвка».

5. Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе (НЕ)ПОНЯТНУЮ надпись: «Перелыгино».

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

2. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

3. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

4. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

5. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

6. Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На стекля(1)ых полках шкафов, инкрустирова(2)ых перламутром, подсвече(3)ы лампочками серебря(4)ые украшения.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Работы И. К. Айвазовского пользовались огромным успехом как у художников так и у обычных зрителей.

2. Ходит по лесу осень и развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины.

3. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

4. Пытаюсь сравнить десятки цветов и оттенков и не могу найти удачных сравнений.

5. Весной П. И. Чайковский радовался солнцу теплу первой зелёной травке.

16

Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Весна (1) по мнению специалистов (2) будет затяжной и прохладной, а лето (3) наоборот (4) сухим и жарким.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё дело было в той атмосфере сказки (1) в которую я погрузился (2) и (3) которая тотчас пробудила в душе добрые (4) и светлые чувства.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В этих местах замечательная рыбалка (1) и (2) если у вас есть свободное время (3) то вы можете провести его у реки (4) которая просто кишит рыбой.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(4)Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США, женщина, которая сидела рядом и вязала свитер. (5)Спицы позвякивали в её руках. (6)Петля цеплялась за петлю... (7)Внутри межконтинентального времени струилось старинное, неизменное время наших бабушек. (8)На печи сонно попискивали цыплята, светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне Кошкино. (9)А под крылом «Боинга» проносились Азорские острова... (10)Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела - и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно явно остановилось вместе с сердцем - стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки...

(12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь - когда много дел или же когда отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью... (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит...

(21)Люди деловые, организованные уверяют, что они - хозяева Времени. (22)Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить. (23)Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. (24)Он должен находиться в курсе, на уровне, соответствовать. (25)Он служит Времени как языческому богу, принося в жертву свою свободу. (26)Не время расписано, а человек расписан. (27)Время командует. (28)Гончие Времени мчатся по пятам.(29)Каждого человека можно представить как потребителя времени. (З0)Он перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу. (31)И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное пропадает, всё равно принято считать, что времени не хватает, его мало. (32)Автор убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится всё настоятельней. (ЗЗ)Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять человеку смысл его деятельности. (34)Время - это народное богатство, такое же, как недра, лес, озёра. (35)Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. (З6)Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. (37)Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». (38)Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко Времени. (39)И учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать.