Нескучный сад. Александринский дворец Александрийский дворец в нескучном саду часы работы

Они покидали дворец навсегда, ехали по широкой подъездной аллее в последний раз - и где-то в глубине души предчувствуя это, глядели в окошки кареты, каждый со своей стороны. Сергей Александрович скользил взглядом по заснеженным кронам деревьев, а Елизавета Федоровна вдруг порывисто оглянулась, стараясь разглядеть двух каменных псов, охранявших вход в здание Александринского дворца. Место, где она была очень счастлива...

Начало января 1905-го выдалось суетным и горьким. В первые дни года государь подписал прошение великого князя Сергея Александровича об отставке с должности генерал-губернатора Москвы, но командующим войсками Московского военного округа оставил. Князь с семьей покинул губернаторский особняк на Тверской и переехал в резиденцию в Нескучном саду, чтобы отдохнуть, собраться с мыслями и определить, как жить дальше. Но спустя неделю случилось Кровавое воскресенье - и вечером 9 января они, снова спешно собравшись, отправились в Кремль. Теперь безопасно было только там. А Александринский дворец - свидетель счастливых лет - остался позади.

Вот растаяли очертания белоснежного фасада с чудесными полукруглыми балконами на изящных колоннах, резными арками перед окнами третьего этажа - все давно уже называли дворец «маленьким Версалем». Скрылись из виду роскошные въездные ворота, украшенные скульптурами - аллегориями изобилия. Отныне всему этому предстояло жить только в памяти.

Четырнадцать лет назад, в 1891 году, когда великая княгиня Елизавета Федоровна перешагнула порог своего нового дома, она постаралась побольше узнать о его истории. Ей вообще было свойственно желание как можно полнее постичь свою новую родину, ее веру, культуру и язык. Вот и теперь она старалась запомнить бесчисленные русские фамилии всех тех людей, которые строили этот прекрасный особняк или обитали здесь. Трубецкие и Демидовы, Голицыны и Орловы, Сериковы и Вяземские…

ПОДРОБНЕЕ

Ей рассказали о том, что когда-то три аристократические усадьбы, принадлежавшие разным семьям, в конце концов объединили в одну, под общим названием «Нескучное», - Елизавета Федоровна повторяла трудное слово раз за разом, пытаясь добиться верного произношения. Имена собственные давались ей труднее всего - взять хотя бы князя Трубецкого, давшего усадьбе это диковинное название: он устраивал здесь разнообразные увеселения в далеком XVIII столетии. А прекрасный Александринский дворец, оказывается, назывался сначала Демидовским, и там, говорят, все сплошь было уставлено клетками с певчими птицами - владелец, заводчик Прокофий Акинфиевич Демидов, был человеком эксцентричным, славился коллекциями минералов и картин, гербариями и редкой библиотекой, слуг обряжал шутами, да что там, по комнатам свободно бегали кролики, обезьяны и кошки…

А ботанический сад, разбитый им в усадьбе, считался лучшим в России и одним из первейших в Европе… Зато легкой для запоминания оказалась фамилия графа Федора Орлова. Тот, приобретя усадьбу, постарался придать ей респектабельности - это при нем появились прелестные Чайный и Ванный домики, гроты, ротонды и мостики. Брат же его, легендарный Алексей Орлов-Чесменский, напротив, привнес сюда дух безудержных развлечений - от маскарадов и фейерверков до катаний на лодках и кулачных боев.

Музей современного искусства «Гараж» - место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю! Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры. Одна из основных миссий Музея «Гараж» - показать, что современное искусство - это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое. Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы. История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) - памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы - Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода - весной и осенью - появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной. Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня. Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция - крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются. Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству. Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития. Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое. До встречи в Музее «Гараж»! Стоимость билетов: 0- 300 рублей

Экологи считают необходимым в начале весны, когда в Москве традиционно стартует кампания по благоустройству городских парков, уделить особое внимание такому знаковому для столицы объекту, как Нескучный сад, в связи с запущенным состоянием этой природной территории.

Нескучный сад - старейший парк Москвы , находящийся почти в ее центре. Занимает территорию от Зеленого театра ЦПКиО им. М.Горького до Третьего Транспортного Кольца.

Нескучный сад был создан по указу Николая I в 1847 году в результате слияния трех усадеб на берегу Москвы реки, принадлежавших некогда Голицыным, Демидовым и Трубецким и купленных Дворцовым ведомством для императорской семьи.

Название свое сад, вероятно, унаследовал от увеселительной усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого "Нескучное".

Усадьба генерал прокурора князя Трубецкого появилась в 1753 году на участке, примыкавшем к Калужской заставе (ныне площадь Гагарина) и простиравшемся до Москвы реки. Участок состоял из высокого плато и глубокого оврага с прудом на дне.

На этом не слишком удобном для парка месте архитектор Дмитрий Ухтомский построил дворец, названный "Нескучным загородным домом", и разбил регулярный сад. Дом был двухэтажным, построенным в барочных формах, с фронтоном и скульптурой над кровлей. Первый этаж главного фасада украшала колоннада, второй - балкон.

Как писал известный москвовед Петр Сытин, к 1783 году первый владелец этой территории разбил здесь небольшой парк в "версальском стиле" - с подрезанными в виде пирамид и кубов деревьями, проложил по нему дорожки, обустроил гроты, а через ручьи перекинул мостки. Вокруг большого дома были разбросаны беседки.

Все пространство сада было разделено зелеными живыми стенами на садовые кабинеты прямоугольной и квадратной формы, в нишах располагались скульптуры. Некоторые аллеи парка были крытыми, сплошь увитыми зеленью. Через весь сад к дому шла центральная аллея, засаженная подстриженными деревьями.

После смерти Трубецкого "Нескучным" владели Петр Трубецкой, Елена Вяземская, Шаховские. В 1826 году Леонтий Шаховской продал усадьбу Дворцовому ведомству для императора Николая I.

Одновременно с "Нескучным", чуть ближе к центру Москвы, примерно в 1756 году возникла усадьба промышленника и мецената Прокофия Акинфиевича Демидова, сына знаменитого основателя металлургических заводов Акинфия Демидова.

Главной достопримечательностью усадьбы Демидова стал ботанический сад, в котором было более двух тысяч видов растений. Сад имел форму амфитеатра. Он спускался уступами к Москве реке. Каждая терраса предназначалась для особого вида растений, зимние и летние оранжереи - для деревьев, ананасов, винограда и пальм. На самой нижней, пятой террасе, более широкой, чем остальные, был устроен пруд, птичник, где жили редкие птицы и животные. В этом саду производились опыты по выведению новых сортовых растений.

Прокофий Демидов был известен своими оригинальными, нередко эксцентричными поступками. Например, в своем саду он выставлял на клумбах вымазанных мелом садовников, чтобы те окликали всех, кто намеревался сорвать редкое растение.

После смерти Демидова в 1786 году его дом и сад перешли к Елене Вяземской (дочери Трубецкого, владельца Нескучного). В 1793 году имение Демидова купил Федор Орлов, затем оно досталось его племяннице Анне Орловой Чесменской, которая в 1832 году продала усадьбу Николаю I. Император устроил там летний дворец для своей жены Александры Федоровны. Дворец получил название Александрийского.

На территории Нескучного сада была расположена и усадьба князей Голицыных. С 1793 года эта усадьба принадлежала княгине Наталье Петровне Чернышевой (урожденной Голицыной). Чернышева обладала крутым и своевластным нравом, ни за какие деньги она не хотела продавать свое имение. В завещании она разрешила продать усадьбу не ранее, чем через пять лет после своей смерти. Усадьба была приобретена Дворцовым ведомством у сына княгини в 1843 году.

В 1826 1843 гг. на месте дворянских усадеб Трубецких, Голицыных и Демидовых был возведен ансамбль императорской резиденции Николая I.

Дворцовые постройки и садовые насаждения Нескучного устраивались под руководством архитектора Евграфа Тюрина и садовника Пельцеля. По их распоряжению были сломаны остававшиеся еще демидовские оранжереи, в 1834 г. засыпаны террасы и пруд между дворцом и рекой Москвой, сломаны все здания в бывшем имении Голицыных. Сад с каждым годом дичал, все более превращаясь в рощу.

Когда царского семейства не было в Москве, Нескучный сад был доступен для народа и сделался во второй половине XIX в. его любимым местом гулянья. Но когда в 1890 х годов в нем поселился московский генерал губернатор великий князь Сергей Александрович, дядя царя, доступ для народа в Нескучный сад был закрыт.

После Октябрьской революции Нескучный сад стал доступен всем, а во дворце был устроен Музей мебели XVIII - начала XIX в.

В 1928 году парк сильно уменьшился из-за рубки деревьев и был включен в состав парка им. Горького.

Сейчас от былого величия Нескучного сада почти ничего не осталось. Из старых построек и садово-парковых сооружений XVIII в. уцелело немногое: летний домик графа Орлова , ванный домик у засыпанного пруда, три садовых мостика, грот, а также Охотничий домик усадьбы Трубецких, известный как место проведения игр телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?".

От первой половины XIX в. сохранились главные въездные ворота, которые ведут к старому зданию Президиума Академии наук (бывший Александровский дворец), со скульптурными группами Ивана Витали "Времена года", три служебных корпуса и въездные ворота, построенные архитектором Тюриным, белокаменный мост, под которым раньше был проход из дворца к Москве реке.

Одна из самых известных построек парка - Ротонда, построенная в 1947 году и посвященная 800 летию столицы. В 2007 году рядом с ротондой была открыта "Аллея любви". Идея создания аллеи - "оживить" этот участок парка и воспроизвести здесь слова Грибоедова "…счастливые часов не наблюдают". Часы здесь показывают одно и то же время: без пяти шесть. Поэтому влюбленные никогда не опаздывают на свидание. Эти часы символизируют любовь как вечное чувство.

Нескучный сад на протяжении нескольких лет был местом встречи толкиенистов, которые дали ему название Эгладор. Любители книг Толкиена в свое время устраивали здесь целые баталии. Более 10 лет назад по четвергам начали они собираться в Нескучном и разыгрывать историю Средиземья. Толкиенистов и их зрителей становилось все больше, сюда стали подтягиваться панки, хиппи, металлисты, приезжали байкеры, и Нескучный сад становился как бы вторым Арбатом. Шумные народные массы стали привлекать внимание властей и в 1997 года толкиенисты создали для себя новый кусочек Средиземья — Мандос в Царицынском парке. А в Нескучном устраивались турниры менестрелей, бардов, сказителей.

Здесь же проводились когда-то Московские чемпионаты по настольному теннису. Рядом с ними соседствовали шахматисты. Существовавший здесь в прошлые годы шахматный домик сгорел, но на его месте стоит всегда полная народа вместительная шахматная беседка.

В старинном особняке с колоннами, у обрыва над Москвой рекой, работает библиотека, в которой собираются любители почитать в тишине. Вход в читальню бесплатный.

В парке работает Детская конная школа, Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

К услугам гостей Нескучного сада корт для большого тенниса и столы для настольного тенниса.

Зимой здесь можно встретить любителей зимнего плаванья.

В 2009 г. Нескучный сад получил статус особо охраняемой территории (ООПТ) природного комплекса Москвы.

В настоящее время Нескучный сад - это почти 60 га земли. Сад имеет протяженность шесть с половиной километров, представляет собой единый зеленый массив, в насаждениях которого присутствует около шести десятков видов древесных пород. Преобладают липа, вяз, ясень, дуб, клен, береза, ива. В центральной части встречаются серый и грецкий орехи, каштан, черемуха.

На территории парка встречаются растения, занесенные в Красную Книгу Москвы, в том числе водяная ночница (myotis daubentoni), двуцветный кожан (Vespertilio murinus), жулан (lanius collurio), чеглок (falco subbuteo), быстряк четырехточечный (sericoda quadripunctratum), андрена кроваво красная (andrena haemorrhoa), зорька, или аврора (anthocharis cardamines), хохлатка плотная (corydalis solids), ветреница лютиковая (anemonoides ranunculoides).

На территории парка гнездятся некоторые лесные птицы, а в 2009 году на прудах ЦПКиО вывели потомство чернети хохлатые - нырковые утки, занесенные в Красную книгу Москвы. Нескучный сад - одно из самых "соловьиных" мест в столице.

Примерно лет 20 назад в Нескучном саду было очень много белок . Они были очень смелыми и дружелюбными: стоило только протянуть руку с орехами или семечками - они уже здесь. Они даже залезали на руку по одежде. Cо временем белок становилось все меньше и меньше. Сейчас в Нескучном саду белок нет.

«Садовое кольцо. Манеж. Арбат.
Так много шума, и так много прозы.
Мне больше нравится Нескучный сад,
Его осины и его березы» (Сергей Бозин)

Нескучный сад - пейзажный парк в Москве, сохранившийся от дворянской усадьбы Нескучное. Расположен на правом берегу Москвы-реки, рассматривается как часть Парка Горького.

Это крупнейший парк в историческом центре Москвы. Вместе с природным заказником «Воробьевы горы» и партерной частью ЦПКиО им. Горького образует единый природный комплекс вдоль правого берега центральной части Москвы-реки.

Недалеко от входа с Ленинского проспекта недавно установили скульптуру «Осень» из мастерской Вучетича. Томно закинутая за голову рука лично мне напомнила позу обезьяны, которая левой рукой чешет правое ухо.

Смотреть в парке особо нечего, просто пробежимся по главным достопримечательностям. Перед нами «Охотничий домик» - ротонда середины XVIII века, где с 1990 года снимается телеигра «Что? Где? Когда?»

Где-то в зарослях мы обнаружили вот таких кариатид. Кариатиды - это бабы-атланты, которые за неимением рук держат какую-то тяжелую хреновину на башке.

Ротонда в честь 800-летия Москвы. Открытия памятника состоялось в 1951 году, ротонда представлены в виде небольшой белокаменной беседки, которая внутри украшена барельефами, с изображениями важных исторических событий, связанных с городом и страной.

Одни из барельефов изображает Московское вооруженное восстание и организацию первых боевых дружин пролетариата в Москве, а еще один взятие Кремля Красной Гвардией и утверждение в Москве власти Советов.

Именно здесь в прежние времена собиралась группировка толкинистов «Эгладор», и вся беседка была расписана их эльфийскими надписями, как-то: «Арвен Ундомиэль», «Кирдык Саурону», «Спартак-чемпион», «Здесь был Вовик», «Жопа».

Если написать на бумаге свое имя и имя любимого, сложить несколько раз и закопать в землю вблизи ротонды-беседки и фонтана, то любимый непременно обратит на тебя внимание. А если здесь же на рассвете три раза громко крикнуть на Восток: «Не летите, назгулы!», то они и в самом деле не прилетят.

Андреевский и Елизаветинский пруды в последний раз чистились тогда, когда Исилдур обломком Нарсила отрубил палец Всеобщего Врага и завладел Кольцом Всевластия. А может, еще раньше.

Ниже мы видим Летний (Чайный) домик графа Орлова. В 1796 году граф Алексей Григорьевич Орлов разбивает «английский сад» и строит на краю высокого холма над рекой небольшой павильон, получивший позднее название Летнего.

Одним фасадом он замыкал верхнюю часть парка, а с балкона другого открывался вид на панораму юга Москвы — от Кремля до Воробьевых гор. Прямо перед домиком парк круто спускался по склону, а внизу был выкопан пруд, устроен ещё один «Ванный» павильон и романтический «таинственный» грот.

Во время пребывания царской семьи в Москве ее резиденцией становился соседний Александринский дворец, а Летний домик вплоть до 1917 года использовался для чаепития на свежем воздухе членов императорской фамилии.

Ванный павильон и грот я не снимал, первый заколочен и упакован в зеленую ткань, а второй загажен до невозможности. Зато Чайный домик выглядит аккуратно, а внутри мы обнаружили даже пианину.

С пианинами в парке вообще все в порядке. Несколько лет назад недалеко от домика было устроено кладбище пианин.
- Люськ, а Люськ, я тебе пианину купил! Куда ставить будем?
- Дык сразу в Нескучном саду, так вся братва делает.

Нескучный сад был образован в первой половине правления Николая I из дворянских усадеб, которые раньше принадлежали Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере). С точки зрения садово-паркового искусства наиболее значима северная часть, принадлежавшая в начале XIX века графу Орлову-Чесменскому и его дочери Анне.

С 1831 года Нескучный сад переходит в собственность Николая I. Точнее, поначалу только часть. Непосредственно усадьбу Нескучное у Шаховских Дворцовое ведомство приобрело в ноябре 1826 года.

А вот владение Голицыных царь смог купить только в 1842 году - вредная Н. П. Голицына ("Пиковая Дама") категорически отказалась от продажи участка, да ещё и в завещание вставила, что продать его можно только через 5 лет после ее смерти. И только тогда все три части были объединены и получился нынешний Нескучный.

Под Летним домиков между Елизаветинским прудом и набережной мы видим статую «Ныряльщица» Ивана Шадра, прежде всего знаменитого своей скульптурой «Девушка с веслом».

У ног «Ныряльщицы» пристроили две скульптуры «Пионеров», которые в народе называются «Рыбачки».

Рыбачок в красном галстуке, и, судя по взрослому лицу, многократный второгодник, взирает на рыбу с нескрываемым омерзением.

В Нескучном есть несколько «Гротескных» мостиков. Три мостика идут вниз от «Манежа», в котором помещается Минералогический музей имени А. Ферсмана и друг за другом пересекают овраг.

Говорят, что влюблённые, прошедшие по мосту взявшись за руки, никогда не расстанутся, а те из них, кто, стоя на нём ещё и поцелуются - будут жить вместе в постоянном мире и согласии. А если древний изношенный мост под ними рухнет, то и умрут в один день.

Белки здесь настолько ручные, и настолько любят позировать фотографу, что очень трудно потом выбрать из пятисот фотографий одну самую интересную.

Над Нескучным на огромную высоту вздымается здание Российской академии наук.

Академию делит на две равные части словно след от гигантской пилы.

У ее подножия расположился крохотный Андреевский монастырь.

Это самый неудобный для фотосъемки монастырь из всех, которые я знаю. Он не виден ниоткуда.

Около монастыря настроили всяких элитных домов, в которые въехали нужные стране люди.

Стоит отметить виртуозную остроумную работу местных садовников - вся территория вокруг этих домов заросла «Борщевиком гигантским» - одним из самых ядовитых растений средней полосы.

От Метромоста нас отделяют только Андреевские пруды, на удивление чистые. Вокруг теперь понаставили укромных лавочек, на которых можно целоваться, курить, пить напитки прямо из горла и даже ругаться матом.

Ну а мы спустимся к настоящей воде, к Москве-реке.

Когда-то давным-давно мы после школы ездили сюда купаться и ныряли прямо вот с этого места.

Был такой понт: выплыть на фарватер и под визг напуганных девушек в последний момент увернуться от огромной баржи. Слева мы видим здание МГУ.

Ну а справа, очень далеко, мы видим высоченного «Петра» Церетели и еще дальше - колокольню Ивана Великого в Кремле.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Александрийский дворец в Нескучном саду

Нескучный сад. Старейший парк, расположенный на правом берегу реки Москвы.

На этой территории находится усадьба, которая получила название Александрийский дворец. Но сначала дворец носил имя Демидовский.

Прокофий Акинфиевич Демидов был представителем второго поколения семьи владельцев горных заводов на Урале и Алтае, был известен в Москве своими чудачествами и щедрой благотворительной деятельностью. На его средства Иван Иванович Бецкой открыл при Воспитательном доме на Москворецкой набережной первое в Москве Коммерческое воспитательное училище, известное также как Демидовское купеческое училище.

Прославился Прокофий Акинфиевич как создатель уникального ботанического сада, который разместил на террасах своей усадьбы в Нескучном саду. По задумке Прокофия Демидова, крутой берег Москвы-реки стал строительной площадкой, где семьсот рабочих за два года превратили холм в амфитеатр, удобный для устройства дивного сада, оранжерей и теплиц. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ.

На почве всепоглощающего увлечения садоводством Демидов сошёлся с известным ботаником академиком Палласом. По заказу хозяина тот составил научное описание и план сада. В саду было представлено четыре тысячи видов растений, среди которых основную часть составляли экзотические. В саду Демидова ежегодно составлялись «травники» (гербарии), куда входили многочисленные растения его сада. Этими травниками снабжались «охотники и любители ботаники».

Александрийский дворец в Нескучном саду

Последовательно владевшие этой же усадьбой графы Фёдор и Алексей Орловы получили богатство, титулы и ордена за помощь императрице Екатерине II во время государственного переворота в июне 1762 года. Большое значение в их судьбе имело положение при дворе третьего брата, Григория, бывшего до 1775 года фаворитом императрицы. После его отставки оба брата отошли от государственных дел и поселились в Москве.

Фёдор Григорьевич Орлов – генерал-аншеф, обер-прокурор правительствующего Сената, объединил несколько разрозненных участков на берегу Москвы-реки в одну большую усадьбу и оставил в наследство своей племяннице Анне. Опекуном наследства до поры был отец Анны – Алексей Григорьевич Орлов.

Алексей Григорьевич был видным государственным и военным деятелем второй половины XVIII века, самым даровитым и энергичным из братьев Орловых. Во время Русско-турецкой войны он руководил заграничным корпусом русских войск, действовавших на Балканах, и командовал средиземноморской эскадрой. За разгром турецкого флота в битве при Чесме в 1770 году был удостоен приставки к фамилии – Чесменский. Позже он похитил из Италии «княжну Тараканову», объявившую себя дочерью Елизаветы Петровны. Он доставил «княжну» на военном корабле в Петропавловскую крепость.

Выйдя в отставку, прославил свое имя как создатель русской породы лошадей – орловских рысаков.

Недалеко от Нескучного, на Донском поле, он устроил ипподром, куда вся Москва стекалась смотреть катание на рысаках и скачки, зимой то же происходило на льду Москвы-реки.

В манеже Нескучного сада постоянно устраивались скачки для аристократической молодежи. При Алексее Григорьевиче в саду было построено несколько деревянных беседок и два каменных павильона. Впервые в Нескучном по указу графа как украшение для садовых построек стала использоваться береста – березовая кора.

Граф не только не отказывал в гулянье в своём саду всем посетителям, но ещё радушно исполнял долг гостеприимства. Он снискал славу хлебосольного барина: по воскресеньям у него обедало от 150 до 300 человек. Он первым оценил цыганское пение и устроил хор. Организовывал кулачные бои и лично участвовал в них. Поэтому именно с Орловым и с Нескучным садом порой связывают рождение выражения «поехать в Москву разгонять тоску».

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская в молодости с удовольствием участвовала в затеях отца. Она прекрасно управляла лошадью, скакала в манеже, срубая головы картонным рыцарям и выдергивая из стены кольца. После смерти отца стала очень религиозной. Занялась благотворительностью и строительством храмов. Только в Воронежской губернии с 1813 по 1846 год на её средства было выстроено полтора десятка храмов и духовная семинария. Основные средства от продажи своих имений она вложила в Юрьевский монастырь под Новгородом, рядом с которым жила до конца своих дней.

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и продала усадьбу императору.

Императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I, получила пригородную усадьбу Нескучное в подарок к 25–летию свадьбы.

При императоре Николае I Павловиче дворец и получил имя Александрийский, в честь императрицы, и был перестроен. Дворец приобрёл строгий и официальный вид: классический трёхэтажный особняк с арочными окнами первого этажа.

Перестройка осуществлялась по проектам архитекторов Евграфа Дмитриевича Тюрина и Ивана Львовича Мироновского. Оба зодчих были сторонниками классической школы и преподавали в архитектурной школе. В Нескучном Евграф Дмитриевич придал пышный художественный декор залу манежа, где когда-то Орлов устраивал скачки. В этом помещении в 30–е годы уже ХХ века разместился один из старейших в Европе Минералогический музей, перевезённый из города на Неве.

Александрийский дворец стал центром царской резиденции, к нему со стороны ворот вела парадная аллея. Парадный двор оформляли Фрейлинский и Кавалерский корпуса, рядом появилась небольшая гауптвахта. С того времени Александрийский дворец оставался императорской резиденцией.

Среди членов царской фамилии наиболее продолжительное время в усадьбе жил великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной. С 1891 по 1904 год он был московским генерал-губернатором. Его деятельность по организации хозяйства Москвы и искоренению недостатков была плодотворной, но непривычно суровой для москвичей. Князь погиб от взрыва бомбы, брошенной в его карету эсером-террористом. Его супруга Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы Александры Фёдоровны, после гибели мужа стала основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители, была расстреляна в 1918 году в Алапаевске.

В годы советской власти дворец был национализирован. Уникальный памятник истории превратили в музей, где была собрана богатейшая коллекция изысканной мебели. Затем на смену музейным работниками пришли учёные, так как с 1936 года в Александрийском дворце обосновалась перевезённая из Ленинграда Академия наук СССР, ныне Российская академия наук.

Тогда же в ансамбль удачно вписался чугунный фонтан. Ранее фонтан стоял на Лубянской площади, где служил водозаборным бассейном, в который питьевая вода подавалась из Мытищинского водопровода.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Александрийский патриарх Александрийский патриарх именовался в средние века и до сих пор именуется титулом «папа» (,тои 3, с.237). Поэтому выражение папа Ветхого Рима, часто встречающееся в средневековых текстах, могло означать не римского епископа в Италии, а

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Александрийский маяк Фаросский (Александрийский) маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии и был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат

автора Шафф Филип

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7. Александрийский маяк на Фаросе Седьмое чудо света - это маяк-крепость на острове Фарос, недалеко от Александрии. Считается, что он был построен при египетских царях Птолемеях, правивших в Александрии после Александра Македонского. Маяк был мощной крепостью,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

автора

Александрийский собор 362 г. Весной 362 г. Афанасий вернулся в Александрию, a в августе уже собрал собор 22 епископов-«никейцев». Среди них были и пришедшие от василиан, предвосхищая этим назревшее воссоединение со староникейством и с самим Афанасием. Ради этой задачи первым

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Александрийский кодекс Александрийский кодекс - одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V в. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Александрийский маяк Почти в то же время, что и статуя Гелиоса, в 283 году до нашей эры, в египетской столице Александрии, а точнее, на острове Фарос, соединенном с городом дамбой, находилось еще одно чудо света - самый первый маяк в мире, высотой более 120 метров. Он был

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Александрийский патриархат. Собственно повод для составления VI-го Константинопольского Вселенского Собора подал архиепископ Александрийский, права которого нарушал Милетий Ликопольский. В начале изучаемого периода Александрийская кафедра достигла апогея своего

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Александрийский маяк Александрийский маяк – еще одно из семи чудес света Древнего мира – начал свою историю в 283 г. до н. э. Он был построен специально для того, чтобы освещать дорогу кораблям, приплывающим в город Александрию, основанный Александром Македонским в